Психологический климат в семье какой бывает: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейных взаимоотношений. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в жизне семьи. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Психологический климат в семье какой бывает, характеристика

Психологический микроклимат семьи — важная составляющая, поскольку в семье человек проводит большую половину жизни. Сначала это отношения с родителями, затем с супругами, собственными детьми. Домашняя атмосфера влияет на всех членов семьи.

Виды психологического климата семьи

Главные функции семьи — поддержка, устранение стресса, любовь к ближним, желание прийти на помощь. Эмоции передаются вербально, невербально. Через эмоциональное состояние членов семьи мир воспринимается, как враждебная или доброжелательная сущность.

Нервная система — регулятор функций организма. Если она постоянно напряжена, это вызывает сбой в функциональности внутренних органов. Известно, что ОРВИ, ангина, проблемы щитовидной железы — последствия неблагоприятного семейного климата. Другими словами — человек не проговаривает проблемы, молча страдает, злится, ненавидит. Отрицательная энергия — реальное понятие, правда не видимое простым взглядом. Его ощущают люди, подвергшиеся критике, ущемлению свободы, насилию в детском возрасте. Такие проблемы тяжело устраняются у взрослых, поскольку становятся нормой, к которой организм привыкает.

Есть 2 вида психологического климата — благоприятный, неблагоприятный.

Чтобы определить тип семьи по этому фактору, необходимо честно ответить на несколько вопросов:

  • как часто члены семьи проводят время вместе;
  • доставляет ли им удовольствие находиться нахождение дома;
  • учитывается ли мнение детей при решении текущих вопросов;
  • как родители и другие родственники — бабушки и дедушки — взаимодействуют со всеми остальными.

Если ответы положительные, атмосфера внутри семьи благоприятная. Если люди не знают ответа на вопрос или отвечают негативно, значит отношениям, собственному поведению нужно уделить внимание. К сожалению, такие статьи читают люди, интересующиеся психологическим климатом, старающиеся поддерживать его в положительной динамике.

Особенно опасен негативный опыт семейных отношений для растущего поколения. Дети, выросшие в неблагополучной среде, имеют психические отклонения, склонны к насилию, или наоборот — принимают позицию жертвы. Малыши чаще болеют, испытывают состояние тревожности. Это потенциальные клиенты психологов, психотерапевтов. Они строят отношения, напоминающие их собственные в детстве.

Основная ответственность за создание, поддержание психологического климата лежит на супругах. Родители должны обеспечить детям позитивные эмоции, поскольку эмоциональные события ложатся в основу будущей жизни: запомнившиеся моменты будут притягивать подобные события. Составляющие человеческого мозга:

  • неокортекс;
  • лимбическая система — эмоциональный мозг;
  • древний мозг — мозжечок.

Жизненные события программируются с детства — идет усиленное обучение мозга реагировать на события. Процесс возвращения к нормальной жизни длительный, требует постоянного внимания к мыслям, эмоциональному отклику. Если посвятить себе достаточно времени, можно избавиться от ненужного сковывающего страха, негативно действующего на личность, подавляющего волю.

Психологический климат как фактор роста

Ребенок испытывает потребность в личностном росте, особенно в 5–12 лет. Важно, чтобы примером служили отношения, основанные на доверии, дружбе, любви. Всестороннее развитие личности — это не пустая болтовня. Часто родители, не замечая потребностей ребенка, способствуют его деградации.

Здесь необходима серьезная помощь со стороны, поскольку в семье возникает отчуждение между родителями и детьми. Поскольку младшие члены зависимы финансово, они выплескивают недовольство через агрессию к взрослым, за что получают наказание. Получается, что семья не выполняет главной функции — снятия стресса, усталости. Некоторые члены семьи стараются реже бывать дома, избегают совместных мероприятий.

Личностный рост важен также для взрослых. Многие замечали, что проявленное терпение, сочувствие оказывают положительное влияние на личность человека, который смог это проявить.

Особенно важен психологический климат в семье с детьми, имеющими отклонения в развитии. Такие малыши особенно ярко реагируют на проблемные отношения. Они являются индикатором истинных чувств родителей. Если отношения до брака были неосознанными и легкомысленными, при рождении малыша они обостряются, нередко распадаются.

Дети с синдромом Дауна, аутизмом лучше развиваются, когда атмосфера в семье благоприятная. Мать получает достаточно внимания со стороны мужа, уверенно себя чувствует с ребенком, нуждающемся в большем количестве внимания, любви.

Важно, чтобы в процессе развития ребенок осознал свое место в жизни, возможности, перспективы. Некоторым детям необходимо создавать специальные искусственные условия, поскольку они духовно слабее, требуют мягкого подхода. Родители не могут обеспечить такое воспитание, если постоянно находятся в состоянии войны.

Вывод: завышенные требования необходимо предъявлять к себе. Не стесняться признать неправоту. Дети ценят открытую демократичную политику, берут пример, стараются подражать. Родитель становится авторитетом.

Социально-психологический семейный климат

Социально-психологический климат — качество отношений в группе людей. Оно может относиться к рабочим или семейным отношениям, поскольку семья — небольшая группа. Внутрисемейная атмосфера сказывается на дальнейшем умении человека вести себя неконфликтно на работе, в кругу друзей.

По поведению отдельных личностей можно сказать об их отношениях с родителями.

Факторы, оказывающие влияние на формирование социально-психологического климата:

  • макросреда;
  • микросреда.

Макросреда — глобальные факторы, включающие:

  • экономик, степень развития государства;
  • общий уровень культуры в социуме;
  • отношения с людьми, не относящимися к данной группе;
  • уровень общественного сознания.

К микрофакторам относятся:

  • финансовый, социальный уровень семьи, группы;
  • характер деятельности — личная, рабочая;
  • распределение ролей по иерархии;
  • качество физических отношений в группе.

Психологический климат прямо влияет на социальное поведение людей.

Влияние психологического климата на отношения

На отношения влияют несколько факторов. Ученые выделили 5 основных характеристик личности, влияющих на отношения:

  1. Доброжелательность. Если супруг обладает этим качеством, он думает аналогично о супруге.
  2. Обязательность, особенно по отношению к женщине. В семейных отношениях удовлетворенность женщины важнее удовлетворенности мужчины. Обязательность говорит о надежности партнера.
  3. Открытость новым ощущениям. Если люди готовы меняться, это делает брак крепче, выносливее.
  4. Открытость общению. Экстраверты открыты, могут с энтузиазмом решать проблемы.
  5. Невротизм. Это отрицательный, но мощный фактор, способный влиять на внутрисемейные отношения. Человек при малейшем дисбалансе испытывает беспокойство, страх.

Много споров возникает из-за эмоциональной стабильности или нестабильности. Изучено множество пар, где партнеры были эмоционально нестабильны, но браки не распадались. Другая ситуация — один партнер стабилен, другой нет. Здесь есть нюансы: один обеспечивает эмоциональную поддержку другому, чем довольны обо партнера. Женская стабильность важнее мужской. Замечено, что женское разочарование отношениями чаще приводит к разрывам, чем мужское.

Улучшение обстановки

Психологический климат в семье — процесс, поддающийся изменению, коррекции, но для этого необходимо желание членов семьи. Обращаться за помощью к психологу, психотерапевту необходимо обоим партнерам.

Условия, которые должны соблюдаться:

  • Осознание целей, например — сохранение взаимной любви, воспитание детей, работа на финансовое благо семьи.
  • Понимание собственного места в группе. Для мужчины это финансовое обеспечение, для женщины — забота о детях. Необходимо учитывать, что созидание на благо группы должно начинаться с созидания личного пространства — собственные нереализованные планы негативно сказываются на обстановке, психологическом климате группы. Этот момент невербально передается участникам коллектива, они начинают испытывать негативные эмоции, не понимая их смысла.
  • Принятие общих норм и законов. Если личные нормы соответствуют групповым, пройти коррекцию легко. Если человек признает, что его нормы не находят удовлетворения в данной группе, нужно признать: группа обречена на расставание.
  • Общение между членами семьи.

Наиболее демократичной, полезной формой общения является сотрудничество. Конкуренция — не лучший способ наладить отношения внутри коллектива. Иногда процесс «лечения» семьи происходит длительно. Это происходит из-за недостаточной осознанности своего значения.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о некоторых способах, которые помогут быстро улучшить психологический климат в Вашей семье:

Как улучшить эмоциональный климат дома

5 минут

Последнее обновление: 18 октября 2018 г. Это особенно тяжело, когда сильные личности живут вместе под одной крышей в сложных обстоятельствах. Однако прилагать усилия всегда стоит.

Психологи часто посещают семьи, чтобы помочь им справиться с их проблемами.  Хотя все семьи любят друг друга, правда и то, что чем больше времени они проводят вместе, тем выше вероятность возникновения проблем и напряженности.

При этом эмоциональный климат в доме является общей ответственностью. Таким образом, каждый член семьи может внести свой вклад в домашнюю гармонию или конфликт.

Тем не менее, люди, обладающие наибольшей властью и должны прикладывать больше всего усилий, — это родители. В конечном итоге они несут ответственность за то, что происходит дома. По мере взросления дети должны приобретать больше ответственности. Эмоциональный климат дома — это то, чему могут способствовать все члены семьи в зависимости от их возраста и способностей.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Psychology Science of Therapy , очень важно участвовать в мероприятиях, способствующих сплочению семьи. Это необходимо для достижения здорового эмоционального и когнитивного развития детей. Хорошие отношения с братьями, сестрами и родителями укрепляют эмоциональные связи и повышают самооценку каждого члена семьи.

Семьи уже не те, что были раньше

Работа родителей выходит за рамки простого удовлетворения основных потребностей, например, подачи еды на стол. Мы не можем недооценивать силу и ценность родителей. Воспитание детей также включает такие важные аспекты, как их обучение. Лучше всего делать это в обстановке, наполненной любовью, поддержкой и уважением. Это будет способствовать развитию хороших отношений, установлению норм и дисциплины, обучению здоровым привычкам и выбору образа жизни, а также передаче ценностей, а также обучению детей тому, как принимать важные решения.

Как будто всего этого было недостаточно, сегодня семьям приходится делать все это в более разнообразном семейном контексте. Помимо традиционной семьи, ядро ​​которой составляют два супруга, все чаще встречаются другие типы семей. Например, гораздо больше семей с одним родителем или семей с приемными родителями или сводными братьями и сестрами.

Кроме того, роль родителей сильно изменилась за последние десятилетия. Большинство матерей не проводят весь день дома, чтобы растить детей. Им часто приходится совмещать эту ответственность с работой вне дома.

Поэтому сегодня отцы должны играть активную роль в воспитании и уходе за детьми. Это выходит за рамки простого предоставления экономических ресурсов. Все эти изменения, наряду с другими факторами, уступили место новым семейным моделям и проблемам. Это напрямую влияет на эмоциональный климат дома.

Как нам улучшить эмоциональный климат в нашем доме?

Ответить на этот вопрос непросто. Вы можете спросить себя, почему. Ну, во-первых, вопрос очень широкий. Чтобы иметь возможность улучшить эмоциональный климат в нашем доме, мы должны оценить проблемы, с которыми сталкивается семья.

Как только мы узнаем о проблемах, с которыми сталкивается семья, и о личностях каждого члена, мы должны установить правила для улучшения климата в семье. Существуют некоторые общие рекомендации, применимые в большинстве случаев.

Распространение передовой практики среди членов семьи

Это необходимо для улучшения эмоционального климата дома. F Семьи с хорошим эмоциональным климатом относятся друг к другу с уважением и воспитанием. Уважение и образование предполагают ряд действий. В качестве примера можно сказать, что полезно воздерживаться от использования агрессивных или оскорбительных выражений. Мы должны изгнать оскорбления и бранные слова из семьи. Мы не должны укреплять эту практику среди детей.

Также важно проявлять уважение. Члены семьи должны приветствовать друг друга, когда приходят, и прощаться, когда уходят.  Мы также должны проявлять любовь, если хотим улучшить эмоциональный климат в нашем доме.

У каждого члена семьи есть определенная роль.

Это означает, что родители должны действовать как родители, а дети как дети. Хотя это может показаться логичным, многие родители забывают о своей роли. Родитель является проводником, и его основная миссия состоит в том, чтобы дать образование своим детям. Их основная цель — способствовать благополучию и росту своих детей.

Для этого есть родители, которые действуют более авторитетно, чем другие. Дети с действительно авторитарными родителями, как правило, чувствуют себя ограниченными. С другой стороны, родители, которые не могут поддерживать четкие и определенные границы, как правило, воспитывают очень дезориентированных и импульсивных детей. В этом смысле лучше всего быть демократичным, устанавливать четкие границы и быть твердым, но всегда готовым выслушать.

Дети, напротив, должны научиться уважать своих родителей. По мере взросления они должны брать на себя больше ответственности и разрешать себе совершать ошибки. Ребенок, который не следует указаниям родителей, не будет «направляться». Они вырастут с чувством незащищенности из-за отсутствия ориентиров. С другой стороны, слишком зависимый ребенок не будет добровольно брать на себя риски, необходимые для роста.

Участие в семейных мероприятиях

Семьям должно быть весело. Важно, чтобы члены семьи вместе занимались полезными делами. У детей должны быть друзья, как и у родителей. Но они также должны делать веселые вещи вместе со своей семьей. Семейный досуг должен включать в себя поездки в другие города, прием пищи вне дома, совместный просмотр фильмов, занятия спортом и т. д. Важно, чтобы семейный досуг был качественным и чтобы все члены получали от него удовольствие.

Существует множество других факторов, которые могут помочь нам улучшить эмоциональный климат в нашем доме. Однако перечисление их всех заняло бы слишком много времени и превысило параметры данной статьи. Если эмоциональный климат в вашем доме невыносим, ​​ Лучшее, что вы можете сделать, это пойти к психологу со своей семьей. Они помогут вам и вашей семье пережить трудные времена.

Это может вас заинтересовать…

[Семейный климат, отношения между родителями и партнерами и формирование симптомов у детей – семейная терапия головной боли у детей на основе ментализации]

. 2016;65(1):22-39.

doi: 10.

13109/prkk.2016.65.1.22.

[Статья в немецкий]

Вольфганг Хантель-Квитманн 1 , Катя Вайдтманн 2

Принадлежности

  • 1 Klinische und Familienpsychologie, MA «Angewandte Familienwissenschaften», Hochschule für Angewandte Wissenschaften Hamburg (HAW), Alexanderstraße 1, 20099 Hamburg;
  • 2 Hochschule für Angewandte Wissenschaften Hamburg (HAW).
  • PMID: 26758340
  • DOI: 10.13109/пркк.2016.65.1.22

[Статья в немецкий]

Wolfgang Hantel-Quitmann et al. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2016.

. 2016;65(1):22-39.

doi: 10.13109/prkk.2016.65.1.22.

Авторы

Вольфганг Хантель-Квитманн 1 , Катя Вайдтманн 2

Принадлежности

  • 1 Klinische und Familienpsychologie, MA «Angewandte Familienwissenschaften», Hochschule für Angewandte Wissenschaften Hamburg (HAW), Alexanderstraße 1, 20099 Гамбург;
  • 2 Hochschule für Angewandte Wissenschaften Hamburg (HAW).
  • PMID:
    26758340
  • DOI: 10. 13109/пркк.2016.65.1.22

Абстрактный

Эмоциональный семейный климат считается как действенным фактором риска, так и защитным фактором для развития ребенка. Такие факторы, как негативный опыт родителей в детстве или подростковом возрасте, который может повторяться как передача из поколения в поколение, низкое качество партнерства и высокий уровень конфликтов, по-видимому, особенно важны для качества эмоционального семейного климата. Следовательно, отношения между партнерами, как основные отношения внутри семьи, особенно важны для семейного климата, а затем и для развития ребенка. По этой причине проблемам в отношениях с родителями следует уделять особое внимание в рамках семейных терапевтических вмешательств. Семейная терапия, основанная на ментализации (MBF-T), предлагает многообещающие подходы в этом контексте. Представлены ключевые принципы ментализации и представлены связи между семьей и ментализацией, а также информация об истории, целях и процедурах MBF-T. Пример семейной терапии, в которой ребенок страдает от хронической головной боли, иллюстрирует связь и взаимосвязь между семейным климатом, семейными конфликтами и отношениями родителей, а также показывает важность элементов, основанных на ментализации, для терапевтического лечения.

Ключевые слова: Биндунг; менталитет; Паарконфликте; эмоциональные связи; эмоциональный семейный климат; эмоциональная семейная клима; межпоколенческая передача; межпоколенческая передача; ментализация; конфликты партнеров.

Похожие статьи

  • [Семейная терапия при разводе].

    Бауэрс Б. Бауэрс Б. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 1992 сент.; 41(7):253-8. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 1992. PMID: 1438053 Обзор. Немецкий.

  • Привязанность, ментализация и выраженные эмоции у лиц, осуществляющих уход за людьми с длительными проблемами психического здоровья.

    Черри М.Г., Тейлор П.Дж., Браун С.Л., Селлвуд В. Черри М.Г. и др. БМС Психиатрия. 2018 16 августа; 18 (1): 257. doi: 10.1186/s12888-018-1842-4. БМС Психиатрия. 2018. PMID: 30115039Бесплатная статья ЧВК.

  • Семейная терапия воссоединения родителей и детей.

    Смит Л.С. Смит ЛС. J Clin Psychol. 2016 май; 72(5):498-512. doi: 10.1002/jclp.22259. J Clin Psychol. 2016. PMID: 27074348 Обзор.

  • [Лечение разведенных семей — соображения с точки зрения теории объектных отношений и контекстуальной терапии].

    Зюсс Г.Дж. Зюсс ГДж. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 1990 г., октябрь; 39 (8): 278–83. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 1990. PMID: 2287601 Обзор.

Оставьте комментарий