Рост детей до 3 лет: Нормы роста и веса детей с рождения и до 3-х лет согласно ВОЗ: мальчики и девочки

Содержание

Актуальные проблемы низкорослости у детей и подростков: классификация, особенности клинической терапии вариантов заболевания | Касаткина

Э. П. Касаткина

https://doi.org/10.14341/probl12001

Полный текст:

PDF (Rus) | HTML | XML

  • Статья
  • Об авторе

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам низкорослости у детей и подростков, классификации, особенностям клинической терапии вариантов заболевания.

Ключевые слова

актуальные проблемы, низкорослость, дети, подростки, классификация, клиническая терапия


Для цитирования:

Касаткина Э.П. Актуальные проблемы низкорослости у детей и подростков: классификация, особенности клинической терапии вариантов заболевания.

Проблемы Эндокринологии. 1993;39(5):90-93. https://doi.org/10.14341/probl12001

For citation:

Kasatkina E.P. Pressing problems of dwarfism in children and adolescents: Classification, specificities in the clinical course of the disease variants. Problems of Endocrinology. 1993;39(5):90-93. (In Russ.) https://doi.

org/10.14341/probl12001

Задержка роста является частой причиной обращаемости детей к эндокринологу: примерно около 3 % детского населения имеют выраженную задержку роста. При этом дефицит гормона роста (ГР) как причина низкорослости выявляется не более чем у 8,5 %. У остальных детей наиболее часто выявляют конституциональные особенности роста и развития, реже — дефицит других анаболических гормонов, тяжелые соматические заболевания, генетические и хромосомные заболевания. В последние годы проблема выявления больных с дефицитом ГР как причины задержки роста становится особенно актуальной. Обусловлено это тем обстоятельством, что в качестве заместительной гормональной терапии у данной группы больных используют рекомбинантный человеческий ГР. Препарат дает хороший росто- вый эффект. Особенно выражен этот эффект у больных с задержкой роста, обусловленной дефицитом ГР. В связи с этим выявление подобных больных среди детей с нанизмом является очень важным этапом в цепи мероприятий, направленных на нормализацию роста детей.

Данное обстоятельство диктует необходимость напомнить педиатрам широкого профиля о гетерогенности нанизма у детей, представить все многообразие форм заболевания, протекающих с задержкой роста, дать ключевые симптомы каждого варианта заболевания, облегчающие диагностику, дифференциальную диагностику нанизма и отбор больных для лечения ГР. I. Эндокринно-зависимые варианты задержки роста Наиболее тяжелые нарушения процессов роста наблюдаются при патологии эндокринной системы. Известно, что гормоны непосредственно или пер- миссивно участвуют в процессах роста. Наиболее выраженный ростовой эффект дает соматотропный гормон (ГР). Он ускоряет синтез аминокислот и включение их в молекулу белка, что осуществляется с помощью соматомединов — инсулиноподобных факторов роста (ИФР). Помимо выраженного ростового эффекта ГР оказывает липолитическое и гликогенолитическое действие, а также стимулирует выделение инсулина поджелудочной железой, т. е. улучшает энергетический обмен. Тиреоидные гормоны (ТГ) в физиологических количествах дают значительный анаболический эффект.
В отличие от ГР эти гормоны в большей степени влияют на дифференцирование (созревание) тканей, прежде всего костной. В то же время ТГ, активно влияя на уровень ГР, ускоряют и линейный рост ребенка. Инсулин играет важную роль в регуляции процессов роста, так как, с одной стороны, обеспечивает анаболические процессы энергетически, с другой — непосредственно усиливает синтез белка. Половые гормоны обладают мощным анаболическим действием, ускоряя как линейный рост, так и дифференцировку костей скелета. Однако следует помнить, что ростовой эффект половых гормонов осуществляется лишь в присутствии ГР. Глюкокортикоиды, усиливая процессы глюконеогенеза, оказывают выраженное катаболическое действие. Отрицательное влияние на процессы роста кортизол в больших дозах оказывает по той причине, что активно тормозит выделение ГР. Совместное действие вышеперечисленных гормонов обеспечивает нормальные процессы роста и развития. Окончательный рост взрослого человека во многом определяется также сроками начала и продолжительностью пубертатного периода, т.
е. сроками окончательного слияния эпифизарных щелей. Итак, задержка роста и отставание костного возраста являются симптомом многих эндокринных заболеваний, для которых характерен дефицит анаболических или избыток катаболических гормонов. Церебрально-гипофизарный нанизм (ЦГН) характеризуется выпадением всех тропных гормонов (пангипопитуитаризм). Различают идиопатический и органический варианты заболевания. При идиопатическом варианте ЦГН признаков органического поражения ЦНС нет, патологический процесс формируется на уровне гипоталамических структур. У мальчиков заболевание встречается в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Клиническая картина заболевания обусловлена дефицитом тропных гормонов и нарушением в силу этого функции эндокринных желез. При этом доминируют симптомы дефицита ГР, т. е. имеет место выраженная пропорциональная задержка роста. При отсутствии лечения рост взрослых больных не превышает 120 см у женщин и 130 см у мужчин. При рождении и в первые месяцы жизни физическое развитие детей с ЦГН не отличается от такового у здоровых детей.
Задержка роста становится заметной на 2-м году жизни. Постепенно темпы роста снижаются, и после 4 лет жизни дети прибавляют в год не более 2-3 см. Костный возраст значительно отстает от хронологического. Помимо задержки роста у детей с дефицитом ГР имеет место склонность к гипогликемическим состояниям (снижены процессы гликогенолиза). Гипогликемия у некоторых детей может быть первым признаком заболевания и нередко выявляется уже в период новорожденности. Дефицит тиреотропного гормона у больных ЦГН является причиной гипотиреоза, что определяет комплекс характерных симптомов: психическая вялость, сухость кожных покровов, брадикардия, гипотония, запоры, позднее появление и поздняя смена зубов. Выраженный дефицит ТГ еще более ухудшает процессы роста и дифференцировки костей скелета у больных с ЦГН. Дефицит гонадотропных гормонов (ГТГ) является причиной развития гипогонадизма. У части мальчиков с ЦГН уже при рождении имеются признаки внутриутробного дефицита ГТГ: крипторхизм и микрофаллос. В дальнейшем у всех больных выявляются симптомы тяжелого гипогонадизма: вторичные половые признаки отсутствуют, зоны роста остаются открытыми.
Выраженный дефицит половых гормонов и отсутствие вследствие этого пубертатного скачка в росте у подобных детей еще более усугубляет задержку роста. У большинства больных ЦГН имеют место дефицит АКТГ и гипокортицизм, однако вне стрессовых ситуаций симптомы гипокортицизма у больных, как правило, не выявляются. На фоне терапии тиреоидными и анаболическими препаратами потребность в глюкокортикоидах возрастает и могут выявляться симптомы надпочечниковой недостаточности, чаще — в ответ на стрессовую ситуацию. При органическом варианте ЦГН может иметь место повреждение гипоталамо-гипофизарной системы вследствие врожденных дефектов (аплазия или гипоплазия, аневризма) или деструктивных повреждений. Однако наиболее часто у таких больных выявляется врожденная опухоль — краниофарингиома. Помимо задержки роста у больных с органическим вариантом ЦГН обращают на себя внимание выраженная неврологическая симптоматика, признаки повышения внутричерепного давления, ограничение полей зрения. По мере прогрессирования процесса и выпадения других тропных гормонов появляются симптомы гипотиреоза, гипокортицизма, гипогонадизма.
Характерен для данного варианта заболевания несахарный диабет, иногда транзиторный. При изолированном дефиците ГР другие тропные гормоны выделяются в нормальных количествах, в связи с чем наблюдается более благоприятное течение заболевания: рост взрослых больных несколько выше (у женщин — 125, у мужчин — 145 см), симптомов гипотиреоза нет, половое созревание наступает обычно на 2-4 года позже, но протекает нормально, больные, как правило, фертильны. Костный возраст отстает от хронологического, но дифференцировка костей скелета нарушается в меньшей степени, чем при ЦГН. По окончании пубертатного периода зоны роста у больных закрываются. В настоящее время известны еще три варианта изолированного дефицита СТГ: частичный дефицит ГР, селективный дефицит ГР и психологическая карликовость. Частичный дефицит ГР встречается примерно у 10% больных с изолированным дефицитом ГР. Этот вариант заболевания характеризуется неполным выпадением ГР и более легким клиническим течением заболевания. Нейросекреторная дисфункция характеризуется нарушением регуляции синтеза ГР и снижением в силу этого спонтанной секреции ГР.
При этом может нарушаться лишь один из регуляторных механизмов (катехоламиновый, серотониновый или допаминовый). Психологическая карликовость может иметь место у детей из неблагополучных семей. У подобных детей развивается выраженная задержка роста, костного возраста, психического развития, доказано наличие дефицита ГР. При изоляции этих детей из неблагоприятных условий уровень ГР самостоятельно восстанавливается, дети начинают расти, однако отставание интеллектуального развития остается на всю жизнь. Редкий вариант задержки роста — синдром Ларона — обусловлен дефектом рецепторов ГР. Клиническая картина у больных с подобным синдромом идентична клинической картине изолированного дефицита ГР. Однако уровень ГР у больных обычно превышает нормальные показатели. Отсутствие эффекта ГР объясняют снижением уровня соматомединов (прежде всего ИФР1), синтез которых не повышается при введении экзогенного ГР. Описаны семейные случаи заболевания, часто в этих семьях регистрируются кровные браки. Нельзя исключить возможность развития вариантов задержки роста, обусловленных также нарушением биологической активности ГР. Ключевым клиническим симптомом дефицита ГР является выраженная пропорциональная задержка роста: темпы роста детей не превышают 4 см в год, отставание в росте превышает 2 сиг- мальных отклонения, костный возраст значительно отстает от хронологического и отношение костного возраста к хронологическому составляет менее 0,9. Уровень ГР в крови (базальный и стимулированный) у больных данной группы не превышает 15 мЕД/л, чаще он значительно ниже. Помимо дефицита ГР (или нарушения механизма его действия) выраженная задержка роста у детей может быть обусловлена дефицитом и других анаболических гормонов (тиреоидных, половых, инсулина). Так, для гипотиреоза, гипогонадизма (в подростковом возрасте) и синдрома Мориака (у больных с тяжелым течением сахарного диабета) характерна задержка роста и костного возраста. Выраженная низкорослость как результат преждевременного закрытия зон роста всегда имеет место у больных с преждевременным половым созреванием любой этиологии. Высокий уровень глюкокортикоидов (болезнь Иценко — Кушинга}, дающих катаболический эффект, также может быть причиной задержки роста у детей. Диагностика подобных вариантов задержек роста нетрудна, так как на первый план в клинической картине выступают характерные симптомы основного эндокринного заболевания. Сложность при дифференциальной диагностике этих состояний может возникнуть лишь в том случае, когда у больного с легким вариантом первичного врожденного гипотиреоза имеет место пропорциональная задержка роста и костного возраста (моносимптомный вариант заболевания) и нет других типичных симптомов врожденного гипотиреоза. Особенности гормонального профиля этих заболеваний позволяют без труда установить правильный диагноз. Повышение уровня ТТГ и нормальный на фоне стимуляции уровень ГР (после насыщения ТГ) позволяют исключить у больного дефицит СТГ как причину задержки роста и установить диагноз первичного гипотиреоза (моносимптомный вариант). II. Эндокринно-независимые варианты задержки роста Значительно чаще у больных с задержкой роста признаки нарушения функции эндокринных желез отсутствуют, т. е. у большинства детей задержка роста обусловлена неэндокринными факторами. Тяжелые соматические заболевания, в результате которых возникают состояния длительной гипоксии (врожденные пороки сердца, анемия, заболевания легких), нарушения всасывания (целиакия, муковисцидоз). Тяжелые метаболические нарушения (хронические заболевания печени и почек), а также патология костной системы (хондродистрофия, гаргоилизм и другие врожденные синдромы) часто сопровождаются выраженной задержкой роста. При данных вариантах нанизма признаки первичного нарушения функции эндокринных желез отсутствуют, костный возраст, как правило, соответствует хронологическому. На первый план выступают симптомы основного заболевания, что позволяет без труда установить причину задержки роста. Примордиальный нанизм (внутриматочный, первичный). Особенностью данного варианта задержки роста является нарушение процессов роста с периода внутриутробной жизни. Доношенные новорожденные с этой патологией имеют недостаточную длину и массу тела. На всех этапах жизни дети с примордиальным нанизмом значительно отстают от своих сверстников в росте. Однако в отличие от детей с эндокринно-обусловленной задержкой роста костный возраст у этих детей соответствует хронологическому, пубертатный период, как правило, наступает в обычные сроки. Уровень ГР соответствует нормальным показателям. Не вызывает сомнения факт, что группа детей с примордиальным нанизмом гетерогенна. В этой группе объединяются больные по одному главному признаку — нарушение процессов роста с периода внутриутробной жизни: генетические синдромы (Секкеля, Рассела — Сильвера и др.), внутрима- точная инфекция (краснуха, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), «плод алкоголика» и др. Характерным признаком синдрома Шерешев- ского — Тернера является выраженная задержка роста. При классическом варианте синдрома (кариотип 45X0) рост больных не превышает 142- 145 см, при мозаицизме (45Х0/46ХХ) рост может быть несколько выше. При рождении дети с этим Синдромом имеют нормальные показатели длины и массы тела, задержка роста начинает обращать на себя внимание с 2-3-летнего возраста. С этого времени темпы роста снижаются до 2-3 см в год. Костный возраст, как правило, до 11 -12 лет соответствует хронологическому, в дальнейшем из-за выраженного гипогонадизма отстает от хронологического. При классическом варианте заболевания вторичные половые признаки отсутствуют, при мозаицизме — могут быть выражены в разной степени. Большое количество характерных диспластиче- ских симптомов, отрицательный или низкий процент полового хроматина подтверждают диагноз. Синдром Шерешевского — Тернера — наиболее частая (~20-30 %) причина задержки роста у девочек. У мальчиков с задержкой роста наиболее часто имеет место конституциональная задержка роста и полового созревания (синдром позднего пубертата) или семейная низкорослость. Конститтциональная задержка роста и полового созревания — синдром позднего пубертата — характеризуется особенностями роста и развития наследственного характера. Обычно родители и/или ближайшие родственники этих детей имеют те же особенности развития. Так, длина и масса тела при рождении не отличаются от таковых у здоровых детей. Наиболее низкие показатели темпов роста имеют место в первые годы жизни и, следовательно, наиболее выраженная задержка роста наблюдается у детей в возрасте 3-4 лет. С 4-5 лет темпы роста восстанавливаются (5-6 см в год), однако, имея исходно низкий рост, дети остаются в школьном возрасте низкорослыми. Костный возраст несколько (в среднем на 2 года) отстает от хронологического. Этим обстоятельством можно объяснить позднее вступление в пубертат: обычно половое развитие и, следовательно, пубертатный скачок в росте запаздывают у этих детей на 2-4 года. В связи с этим подростки с синдромом позднего пубертата резко отстают в своем развитии от сверстников. Позднее вступление в пубертат в данном случае следует признать благоприятным фактором, так как оно позволяет пациентам с подобными особенностями конституционального развития иметь в конечном итоге нормальный рост. При проведении дифференциальной диагностики вариантов задержки роста у мальчиков- следует помнить, что около 80 % подростков с задержкой роста и полового развития имеют эту конституциональную особенность роста и развития. Семейная низкорослость. Среди родственников детей с подобным вариантом задержки роста всегда имеются низкорослые. При рождении дети имеют нормальные показатели роста и массы тела, но темпы роста после 3-4 лет составляют 2- 4 см в год. Принципиальным является то, что костный возраст этих детей обычно соответствует хронологическому и, следовательно, вступление детей в пубертат соответствует нормальным срокам. Данное обстоятельство является причиной низкорослости взрослых пациентов с этими особенностями развития. Нельзя исключить, что причиной семейной низкорослости являются конституциональные особенности синтеза и секреции ГР. На основании изложенных данных классификация нанизма у детей может быть представлена следующим образом. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДЕРЖКИ РОСТА У ДЕТЕЙ 1. Эндокринно-зависимые вариатты 1.1. Дефицит ГР 1.1.1. цгн 1.1.1.1. Идиопатический вариант (пангипопитуитаризм) 1.1.1.2. Органический вариант 1.1.2. Изолированный дефицит ГР 1.1.2.1. Значительный дефицит ГР 1.1.2.2. Частичный дефицит ГР 1. 1.2.3. Нейросекреторная дисфункция 1.1.2.4. Психологическая карликовость 1.1.3. Синдром Ларона 1.2. Дефицит ТГ 1.2.1. Гипотиреоз 1.2.2. Моносимптомный вариант врожденного первичного гипотиреоза 1.3. Дефицит инсулина 1.3.1. Синдром Мориака, Нобекура 1.4. Дефицит половых гормонов 1.4.1. Первичный гипогонадизм 1.4.2. Вторичный гипогонадизм 1.5. Избыток половых гормонов 1.5.1. Преждевременное половое созревание (после окончания полового созревания) 1.6. Избыток глюкокортикоидов 1.6.1. Болезнь Иценко — Кушинга 2. Эндокринно-независимые варианты 2.1. Соматогенно-обусловленные Врожденные и приобретенные заболевания, сопровождающиеся: 2.1.1. хронической гипоксией 2.1.2. хронической анемией 2.1.3. нарушением процессов всасывания 2.1.4. нарушением функции почек 2.1.5. нарушением функции печени 2.2. Патология костной системы 2.3. Генетические и хромосомные синдромы 2.3.1. Примордиальный нанизм 2.3.2. Синдром Шерешевского — Тернера 3. Конституциональные особенности физиче ского развития 3.1. Синдром позднего пубертата 3. 2. Семейная низкорослость Итак, задержка роста у детей — состояние гете рогенное. Наиболее выраженные формы заболевания обусловлены дефицитом ГР. В прошлом больные с дефицитом ГР были наиболее бесперспективными в плане лечения. В настоящее время ситуация изменилась. Именно эта группа детей на фоне заместительной гормональной терапии рекомбинантным человеческим ГР дает наиболее выраженную прибавку в росте. Более того, известны случаи нормализации роста у больных на фоне длительной заместительной гормональной терапии. В связи с этим дифференциальная диагностика нанизма, выявление детей с дефицитом ГР, т. е. отбор больных для лечения препаратом, является очень актуальной задачей современной клинической эндокринологии.

Список литературы

1. Васюкова Е. А., Касаткина Э. П. Нарушения роста.- М., 1981.- С. 1-15.

2. Evaluation of growth hormone secretion: Physiology and clinical application. // Pediatric and Adolescent. Endocrinology Karger, 1983.- Vol. 12.- P. 1-199.

3. Growth II Pediatric Endocrinology / Ed. F. Lifshitz.- New York, 1985.- P. 1-139.


Об авторе

Э. П. Касаткина

Центральный институт усовершенствования врачей М3 РФ
Россия

Рецензия

Для цитирования:

Касаткина Э.П. Актуальные проблемы низкорослости у детей и подростков: классификация, особенности клинической терапии вариантов заболевания. Проблемы Эндокринологии. 1993;39(5):90-93. https://doi.org/10.14341/probl12001

For citation:

Kasatkina E.P. Pressing problems of dwarfism in children and adolescents: Classification, specificities in the clinical course of the disease variants. Problems of Endocrinology. 1993;39(5):90-93. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl12001

Просмотров: 9650


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).

Карликовый, или маленький рост — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения

Подтверждаю Подробнее

  • ИНВИТРО
  • Библиотека
  • Симптомы
  • Карликовый, или. ..

Гипогонадизм

Нанизм

Ахондроплазия

Порок сердца

Хроническая болезнь почек

11897 26 Марта

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

Карликовый рост: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Карликовым ростом (карликовостью, нанизмом, дварфизмом) считается состояние, когда высота взрослого мужчины не превышает 130 см, а женщины – 120 см. Дварфизм диагностируется, когда отставание в росте составляет более 40%. Если оно не превышает 20%, говорят о недостаточном росте.

Разновидности карликовости

В зависимости от причин замедления роста различают несколько вариантов карликовости. Значительная часть случаев карликовости приходится на замедление или остановку роста под влиянием токсических факторов или дефицита питательных веществ.

Большую роль играют эндокринные факторы, в первую очередь, низкий уровень гормона роста – соматотропина. При его недостатке или невосприимчивости к нему организма рост замедляется. Кроме того, нанизм может наблюдаться при дефиците гормона щитовидной железы (гипотиреозе) и половых гормонов (гипогонадизме).

Преждевременное прекращение роста возникает при избытке глюкокортикоидов – стероидных гормонов, которые вырабатываются в коре надпочечников.

Карликовость в результате генетических и хромосомных патологий относится к наследственным факторам задержки роста с нарушением внутриутробного развития.

В ряде случаев маленький рост может быть следствием системных заболеваний.

Нанизм можно классифицировать и по другому признаку – пропорциональное и непропорциональное телосложение.

Возможные причины карликовости

Влияние экзогенных факторов. Задержку роста в период внутриутробного развития могут вызывать различные химические соединения, в том числе лекарственные вещества, наркотики, а также рентгеновское облучение и длительная гипоксия.

Наиболее критичны в этом отношении первые 3 месяца беременности.

Гормональный дисбаланс. Преждевременное прекращение роста вследствие эндокринных нарушений относится к числу наиболее тяжелых пороков развития. Прямое воздействие на рост оказывает соматотропный гормон, или гормон роста, который вырабатывается в передней доле гипофиза.


Карликовость может развиваться как по причине соматотропной недостаточности, так и вследствие невосприимчивости рецепторов различных тканей организма к соматотропину.

Очень часто дефицит гормона роста сочетается с недостаточной продукцией других гормонов аденогипофиза, что служит причиной развития пангипопитуитаризма.

Заболевание развивается очень долго, и первыми его симптомами являются задержка роста и изменение фигуры с развитием евнухоидных пропорций (укороченное туловище и длинные конечности). Задержка роста становится очевидной только на втором году жизни ребенка, а после 4 лет прибавка роста обычно не превышает 2–3 см в год. Характерным признаком заболевания служат мелкие, кукольные черты лица. Отмечается атрофия половых желез, задержка развития половых органов.

Недостаточность функции гипофиза приводит к нарушению роста и функций других желез внутренней секреции (щитовидной, поджелудочной, половых).

У взрослых пациентов с врожденной соматотропной недостаточностью, помимо задержки роста, имеют место ожирение с абдоминальным типом распределения жира, снижение мышечной массы тела, гипотония, остеопороз и ранний атеросклероз, снижение оволосения и атрофия наружных половых органов и молочных желез у женщин, низкий уровень физической и интеллектуальной активности.

Симптомы заболевания появляются, когда функционирующих клеток гипофиза остается не более 10%.

При изолированном врожденном снижении выработки тиреотропных гормонов – гипотиреозе – также наблюдается задержка роста и диспропорция «костного» возраста. Но в отличие от пациентов с соматотропной недостаточностью, у детей с гипотиреозом нарушаются пропорции тела. Дети с врожденным гипотиреозом отличаются избыточным весом, отечностью лица и конечностей; хриплым голосом. У них отмечается плохая заживляемость пупочной ранки; длительная, больше недели, желтуха. При отсутствии своевременного лечения появляются другие типичные признаки: заторможенность, пониженный аппетит и ухудшение сосательного рефлекса, затруднения при глотании, метеоризм и запоры; сухая и шелушащаяся кожа; холодные кисти и стопы; ломкие, тусклые волосы. С возрастом проявляется задержка роста и отставание психомоторного развития.

Интеллектуальное развитие ребенка страдает тем больше, чем позднее начато лечение.

Пороки «костного» роста заключаются в отставании развития лицевого скелета, позднем прорезывании и смене зубов.

При снижении продукции половых гормонов – гипогонадизме – помимо задержки роста отмечается недоразвитие половых органов, иногда ожирение. Врожденные формы гипогонадизма очень часто сочетаются с дефицитом других гипофизарных гормонов и синдромальными патологиями, в числе которых отмечают синдромы Прадера–Вилли, Барде–Бидля, Лоренса–Муна, Рода, а также синдром Мэдока.

Наследственные заболевания опорно-двигательного аппарата. Маленький рост может быть следствием ахондроплазии, или хондродисплазии, которая носит наследственный характер. Заболевание сопровождается замедлением роста костей и разрастанием клеток хрящевой ткани эпифизов. Кости конечностей становятся непропорционально короткими и утолщенными, кисти рук имеют форму трезубца. Отмечается макроцефалия с выступающим лбом и плоской переносицей. При рождении рост может находиться в пределах нижней границы нормы, но с возрастом происходит его задержка. Интеллект пациентов обычно сохранен, однако моторное развитие задерживается.

Остеопсатироз также относится к числу наследственных заболеваний костной системы. Нарушение синтеза коллагена приводит к раннему окостенению скелета и вследствие этого – к прекращению роста. В тяжелых случаях возможна смерть новорожденных. Могут наблюдаться значительные дефекты костной ткани в височной и затылочной области.

Один из ведущих симптомов заболевания – склонность к переломам костей, которые могут происходить как при внутриутробном развитии, так и во время родов и после них.

Пороки сердца. Карликовость может развиваться у детей, страдающих серьезными врожденными пороками сердца.

Хронические болезни почек. Хроническая почечная недостаточность почти всегда сопровождается задержкой роста. Особенно сильно заметна задержка роста в первые два года жизни и в пубертатном периоде. Кроме того, глюкокортикостероиды, которые в некоторых случаях вынужден принимать пациент, также вызывают нарушение роста.

Синдромальные виды нанизма. Карликовость присуща пациентам с врожденными генетически обусловленными синдромами. К их числу относят синдромы Шерешевского–Тернера (дисгенезия гонад), Нонне, Гетчинсона–Гилфорда, Рассела–Сильвера, Секкеля, Прадера–Вилли, Лоуренса–Муна–Барде–Бидля.

Все синдромальные заболевания характеризуются генетически обусловленными внутриутробными нарушениями развития, что приводит к многочисленным патологиям уже при рождении.

К каким врачам обращаться

Нарушение роста и диспропорции тела отмечаются уже в первые годы жизни ребенка, и первичный диагноз ставит педиатр. В дальнейшем может потребоваться помощь эндокринолога, ортопеда, уролога, нефролога или кардиолога.

Диагностика и обследования при карликовости

Диагностику начинают с опроса и оценки роста родителей пациента. Проводят антропометрические измерения (роста, веса и т.д.) и оценивают половое развитие. Определяют костный возраст ребенка, используя рентгенографию. 

Рентген черепа

Рентгенологическое исследование черепа для выявления нарушений структуры и целостности костей черепа различной природы.

2 090 руб Записаться

Исследуют гормональный фон: АКТГ, соматотропный гормон, инсулиноподобный фактор роста 1 (ИФР-1), гормоны щитовидной железы (Т3, Т4) и ТТГ, гонадотропины (лютеинизирующий гормон, фолликулостимулирующий гормон), тестостерон.

АКТГ (Адренокортикотропный гормон, кортикотропин, Adrenocorticotropic Hormone, ACTH)

Адренокортикотропный гормон – гипофизарный гормон, регулятор продукции глюкокортикоидов в коре надпочечников.   Синонимы: Анализ крови на АКТГ; Адре…

До 1 рабочего дня

Доступно с выездом на дом

1 125 руб

В корзину

Соматотропный гормон (Соматотропин, СТГ, Growth hormone, GH)

Синонимы: Анализ крови на СТГ; Анализ на гормон роста. Human Growth Hormone; HGH; Somatotropin. Краткая характеристика определяемого аналита Соматотропный гормон  Соматотропный г…

До 1 рабочего дня

Доступно с выездом на дом

905 руб

В корзину

1 640 руб

В корзину

Трийодтиронин свободный (Т3 свободный, Free Triiodthyronine, FT3)

Синонимы: Свободный трийодтиронин. Free T3.  Краткое описание исследуемого вещества Трийодтиронин свободный  Трийодтиронин свободный (Т3св.) относится к тиреоидным …

До 1 рабочего дня

Доступно с выездом на дом

685 руб

В корзину

Тироксин свободный (Т4 свободный, Free Thyroxine, FT4)

Свободный, не связанный с транспортными белками плазмы крови тироксин.  Синонимы: Анализ крови на свободный тироксин. Free T4; Free Form of Thyroxin.  Краткая характеристика …

До 1 рабочего дня

Доступно с выездом на дом

665 руб

В корзину

Тиреотропный гормон (ТТГ, тиротропин, Thyroid Stimulating Hormone, TSH)

Гормон гипофиза, регулирующий функции щитовидной железы. Один из важнейших тестов в лабораторной диагностике заболеваний щитовидной железы.  Синоним…

До 1 рабочего дня

Доступно с выездом на дом

620 руб

В корзину

Лютеинизирующий гормон (ЛГ, Luteinizing Hormone, LH)

Синонимы: Гликопротеидный гонадотропный гормон; Лютеотропин; Лютропин. Luteinizing hormone; LH; Lutropin; Interstitial cell stimulating hormone; ICSH.  Краткая характеристика определяемо…

До 1 рабочего дня

Доступно с выездом на дом

715 руб

В корзину

Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ, Follicle Stimulating Hormone, FSH)

Синонимы: Анализ крови на ФСГ; Фоллитропин. Follicle-Stimulating Hormone; Follitropin; FSH.  Краткая характеристика определяемого вещества Фолликулостимулирующий гормон  …

До 1 рабочего дня

Доступно с выездом на дом

715 руб

В корзину

Тестостерон (Testosterone)

Тестостерон – основной андрогенный гормон. Тест используют в диагностике нарушений полового развития и гипогонадизма у мужчин; нарушений цикла, бесплодия, вир…

До 1 рабочего дня

Доступно с выездом на дом

715 руб

В корзину

При обнаружении дефицита соматотропного гормона врач может порекомендовать магнитно-резонансную томографию головного мозга и молекулярно-генетическое исследование.

МРТ головного мозга

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

5 140 руб Записаться

Что делать при карликовости

Первые признаки замедления роста отмечаются, как правило, с первого года жизни.

Необходимо проходить плановые врачебные осмотры детей до года (в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев), во время которых врач учитывает вес, рост, объем головы и груди ребенка.

Лечение карликовости

Лечение пациентов с нанизмом зависит от природы его возникновения. При карликовости, обусловленной недостаточной продукцией гормонов, при отсутствии опухолевого процесса проводят заместительную терапию. При тяжелых хронических заболеваниях сердца и почек необходимо лечение основных заболеваний.

Источники:

  1. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями / Под ред. И.И. Дедова и В.А. Петерковой. – М.: Практика, 2014. – 442 с.
  2. Большова-Зубковская Е.В., Тронько Н.Д. Патология роста и полового развития у детей и подростков. К.: Саммит.книга, 2003. – 94 с.
  3. Филина Н.Ю., Болотова Н.В., Назаренко К.А. Современная диагностика низкорослости у детей // Лечащий врач. – № 11, 2016. – С. 74.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.


Рекомендации

  • Холестериновые бляшки

    6810 18 Ноября

  • Печеночная колика

    4506 09 Ноября

  • Отек гортани

    3956 07 Ноября

Показать еще

Пиелонефрит

Гастрит

Рахит

Дисплазия коры надпочечников

Андроген-продуцирующая опухоль половых желез

Гипотиреоз

Муковисцидоз

Хронический гастроэнтерит

Целиакия

Карликовость

Нанизм

Гигантизм

Акромегалия

Нарушение роста

Нарушение роста: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Подробнее

Угри (Акне)

Гастрит

Тиреотоксикоз

Гепатит

Гипогонадизм

Проблемная кожа

Проблемная кожа — в первую очередь, это повышенная сальность кожи и связанные с ней проблемы, а также сухость кожи и ее возрастные изменения. Проблемная кожа может появиться в любом возрасте

Подробнее

Сахарный диабет

Колит

Дефицит железа

ВИЧ

Гипогонадизм

Задержка полового созревания

Подробнее

Гиперхолестеринемия

Гипогонадизм

Сахарный диабет

Ожирение

По статистике ВОЗ больше 30% населения планеты страдает от ожирения, по распространенности это состояние можно считать даже эпидемией. Устоявшимся определением ожирения считают излишнее накопление жира, которое увеличивает массу тела больше чем на 20% относительно идеальной массы, которая соответствует возрасту и полу. 

Подробнее

Дефицит железа

Пневмония

ХОБЛ

Бронхиальная астма

ИБС

Стенокардия

Кардиомиопатия

Аритмия

Миокардит

Порок сердца

Цианоз (синюшность кожного покрова)

Цианоз: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Подробнее

Ничего не найдено

Попробуйте изменить запрос или выберите врача, или услугу из списка.

Врач не найден

Попробуйте изменить запрос или выберите врача из списка

Медицинский офис не найден

Попробуйте изменить запрос или выберите медицинский офис из списка

Терапевт Травмотолог-ортопед Эндокринолог Уролог Гинеколог Врач ультразвуковой диагностики Врач-кардиолог Врач-педиатр

Ничего не найдено

Попробуйте изменить запрос

Спасибо!
Вы успешно записались на прием

Подробную информацию отправили на вашу электронную почту

Подпишитесь на наши рассылки

Введите e-mail

Даю согласие на обработку персональных данных

Подписаться

Запись этапов развития — 3 года: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

URL этой страницы: //medlineplus. gov/ency/article/002014.htm

Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

В этой статье описываются навыки и маркеры роста, актуальные для трехлетних детей.

Эти вехи типичны для детей третьего года жизни. Всегда имейте в виду, что некоторые различия являются нормальными. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к лечащему врачу вашего ребенка.

Физические и моторные вехи для типичного трехлетнего ребенка включают:

  • Прибавка от 4 до 5 фунтов в год (от 1,8 до 2,25 кг)
  • Рост примерно от 2 до 3 дюймов в год (от 5 до 7,5 сантиметров)
  • Достигает примерно половины своего взрослого роста
  • Улучшает равновесие
  • Улучшает зрение (20/30)
  • Имеет все 20 молочных зубов
  • Требуется от 11 до 13 часов сна в день функции кишечника и мочевого пузыря (может также контролироваться в ночное время)
  • Может кратковременно балансировать и прыгать на одной ноге
  • Может ходить по лестнице, чередуя ноги (не держась за перила)
  • Может построить блочную башню из более чем 9 кубов
  • Может легко помещать небольшие предметы в небольшое отверстие
  • Может копировать круг
  • Может крутить педали трехколесного велосипеда

Сенсорные, умственные и социальные вехи включают:

  • Имеет словарный запас в несколько сотен слов
  • Говорит предложениями из 3 слов
  • Считает 3 предмета
  • Использует множественное число и местоимения (он/она)
  • Часто задает вопросы
  • Может самостоятельно одеваться, нуждаясь только в помощи со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах
  • Может дольше оставаться сосредоточенным время
  • Обладает более продолжительным вниманием
  • Легко кормит себя
  • Разыгрывает социальные контакты через игровую деятельность
  • Становится менее боязливым, когда разлучается с матерью или опекуном на короткие периоды времени
  • Боится воображаемых вещей
  • Знает свое имя, возраст и пол (мальчик/девочка)
  • Начинает делиться
  • Играет в кооперативе (строит башню из кубиков вместе)

В возрасте 3 лет почти все способности ребенка речь должна быть понятной.

В этом возрасте часто случаются приступы гнева. Дети, у которых истерики часто длятся более 15 минут или случаются более 3 раз в день, должны быть осмотрены врачом.

Способы поощрения развития 3-летнего ребенка включают:

  • Обеспечьте безопасную игровую площадку и постоянный присмотр.
  • Обеспечьте необходимое пространство для физической активности.
  • Помогите своему ребенку принять участие в спортивных состязаниях и играх и изучить их правила.
  • Ограничьте как время, так и содержание просмотра телевизора и компьютера.
  • Посетите местные достопримечательности.
  • Поощряйте ребенка помогать с мелкими домашними делами, например помогать накрывать на стол или собирать игрушки.
  • Поощряйте игры с другими детьми, чтобы помочь им развить социальные навыки.
  • Поощряйте творческие игры.
  • Читайте вместе.
  • Поощряйте ребенка учиться, отвечая на его вопросы.
  • Обеспечьте деятельность, связанную с интересами вашего ребенка.
  • Поощряйте вашего ребенка использовать слова для выражения чувств (а не отыгрывать).

Нормальные вехи детского роста — 3 года; Вехи роста для детей – 3 года; Вехи роста детства – 3 года; Ну ребенок — 3 года

Бамба В., Келли А. Оценка роста. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Нельсон Учебник педиатрии. 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 27.

Картер Р.Г., Фейгельман С. Дошкольные годы. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник Нельсона по педиатрии. 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 24.

Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рецензировали Дэвид С. Дагдейл, доктор медицинских наук, медицинский директор, Бренда Конауэй, главный редактор, и A.D.A.M. Редакция.

Вехи физического развития | Виртуальная лаборатория Школа

Знать

Физическое развитие с самого начала

Здоровые дети рождаются с полностью развитыми системами, которые позволяют их телам функционировать, например, способность сосать, глотать и дышать. Для обеспечения наилучшего физического развития всем младенцам требуется чуткий уход со стороны любящих взрослых, правильное питание и соответствующая стимулирующая среда. Физическое развитие младенцев и детей ясельного возраста происходит быстро в течение первых лет жизни ребенка. Крайне важно, чтобы лица, осуществляющие уход, понимали различные этапы физического развития младенцев и детей ясельного возраста, чтобы они могли надлежащим образом реагировать на потребности детей.

Младенцы рождаются, чтобы исследовать окружающий их мир. В то время как каждый ребенок будет расти, чтобы освоить многие этапы физического развития по своему собственному графику, младенцы часто стремятся перейти от этих врожденных способностей к дальнейшим движениям рта, глаз и тела, когда они ищут людей и объекты, которые доставляют утешение или интерес. . Они продолжают практиковать навыки и наращивать одну форму физического движения на другую, шаг за шагом, приближаясь к желаемым объектам. Благодаря постоянному наблюдению и частым беседам с семьями вы можете узнать, на что способны младенцы, чему они учатся и в каких областях им нужна ваша поддержка.

Младенцы физически развиваются сверху вниз, начиная с головы и шеи. При рождении младенцу очень трудно держать голову, потому что мышцы его шеи недостаточно сильны, чтобы обеспечить поддержку. По мере того как младенцы и дети ясельного возраста растут, их решимость овладеть движениями, равновесием, мелкой и крупной моторикой остается сильной. Перекатывание и ползание происходят по мере того, как младенцы развивают навыки использования групп крупных мышц. Схватывание и поднятие предметов пальцами является частью роста мелких мышц.

Влияние на ранний физический рост и развитие

Не существует точного возраста, в котором все младенцы должны быть в состоянии брать предметы или держать голову без поддержки. Физическое развитие всех детей происходит в разное время в зависимости от многих факторов, таких как уникальные характеристики ребенка, семейные ценности и культура, а также доступ к имеющимся ресурсам. Тем не менее, многие младенцы и дети ясельного возраста проходят вехи развития в одинаковые сроки роста. В приведенной ниже таблице показаны приблизительные периоды, когда многие младенцы и дети младшего возраста узнают и переживут эти вехи.

Примеры этапов физического развития — младенцы и дети младшего возраста

2 месяца

  • Держит голову на животе
  • Удары руками и ногами на спине
  • Кратковременно разжимает руки от кулаков
  • Захваты для пальцев взрослых
  • Поднимает голову и грудь лежа на животе
  • Наличие примитивных рефлексов, включая копательный и сосательный рефлекс

4 месяца

  • Удерживает головку без опоры
  • Удерживает игрушку в руках
  • Размахивает рукой по объектам
  • Подносит руки ко рту
  • Отжимания от пола на локтях в положении лежа на животе

6 месяцев

  • Переворачивается с живота на спину и может переворачиваться со спины на живот
  • Выпрямляет руки, когда лежит на животе
  • Использует руки для поддержки, когда сидит
  • Равномерно поддерживает вес на ногах, когда стоит с опорой

9 месяцев

  • Принимает сидячее положение без поддержки
  • Перекладывает предметы из одной руки в другую
  • Использует пальцы как «грабли», чтобы подтягивать к себе еду и предметы
  • Сиденья без опоры
  • Опускает корпус с управлением при использовании опоры

12 месяцев/1 год

  • Подтягивается, чтобы встать
  • Прогулки или «круизы» вдоль мебели для поддержки
  • Напитки из чашки без крышки с поддержкой для взрослых
  • Использует «щипцовый захват» большого и указательного пальцев для захвата мелких предметов

15 месяцев

  • Делает несколько шагов самостоятельно
  • Кормит себя закусками
  • Приседает, чтобы поднять предмет с пола, а затем встает без поддержки
  • Делает отметки на бумаге мелом

18 месяцев

  • Ходит самостоятельно
  • Напитки из чашки
  • Пытается использовать ложку
  • Самостоятельно взбирается на мебель и слезает с нее
  • Пытается ударить по мячу после наблюдения за взрослым

24 месяца/2 года

  • Удар по мячу
  • Прогонов
  • Ходит вверх и вниз по лестнице, держась за опору
  • Ест ложкой
  • Повороты дверных ручек

30 месяцев

  • Использует руки для скручивания и откручивания предметов
  • Снимает свободную одежду в одиночку
  • Прыжки с земли обеими ногами
  • Может переворачивать страницы книги по одной

36 месяцев/3 года

  • Нанизывает на нить такие предметы, как крупные бусы или макароны
  • Одевает себя в свободную одежду
  • Использует вилку
  • Педали трехколесного велосипеда

Эта информация была собрана из различных источников, включая Центры по контролю и профилактике заболеваний и Анкеты возраста и стадии (ASQ).

Все дети развиваются с разной скоростью, поэтому имейте в виду, что указанные выше вехи — это просто средний возраст, в котором наблюдаются определенные навыки.

Для роста и развития младенца или ребенка младшего возраста должны существовать определенные условия. Основные физические потребности маленького ребенка включают:

  • Продукты питания (питательные и соответствующие возрасту)
  • Приют (защита от вреда)
  • Тепло
  • Чистый воздух и окружающая среда
  • Здравоохранение и стоматологическая помощь
  • Активность и отдых

Мы также знаем, что наше собственное воспитание важно для нашего понимания того, как и в каких условиях развиваются дети. Ценности и убеждения, которых придерживается наша семья и культура, способствуют нашему знанию роста и развития.

Культура влияет на то, как мы видим и интерпретируем поведение и развитие

Поскольку культура влияет на очень многие аспекты развития младенцев и детей ясельного возраста, вы должны понимать обычаи, убеждения и ценности семей, которые вы поддерживаете. Без этого понимания трудно интерпретировать поведение и развитие младенца или ребенка ясельного возраста. Например, в разных культурах скорость, с которой младенцы и дети ясельного возраста начинают есть самостоятельно, может различаться. Возможно, вы считаете, что важно помочь малышам стать независимыми и научиться самостоятельно есть, используя мелкую моторику. Тем не менее, семья может привыкнуть помогать кормить своего ребенка до более позднего возраста. Хотя семья, возможно, не приняла сознательного решения о кормлении, поскольку это связано с независимостью, вполне вероятно, что культура их семьи ценит больше взаимозависимости и коллективной поддержки по сравнению с другими культурами, которые ценят независимость и уверенность в себе.

Другими факторами, влияющими на физический рост и развитие младенцев и детей ясельного возраста, являются:

  • Дородовой уход и развитие, включая генетическую наследственность и структуру, модели роста семьи, воздействие наркотиков и алкоголя и родовой опыт
  • Недоношенность (рождение до 38-й недели развития) и низкий вес при рождении могут привести к затруднению дыхания, проблемам со зрением, кормлением и пищеварением
  • Темперамент или другие способы, с помощью которых младенец или малыш приближается к своему миру и взаимодействует с ним
  • Состав семьи, образ жизни, уровень образования и жилищные условия
  • Созревание или генетическое или биологическое развитие, отражающее модель роста от зачатия до подросткового возраста
  • Задержки развития или инвалидность, включая проблемы со здоровьем и медицинские проблемы

Просмотрите раздаточный материал Физическое развитие младенцев и детей младшего возраста в разделе «Обучение» ниже, чтобы узнать больше о важных вехах физического развития, а также о различиях в скорости физического развития младенцев и детей ясельного возраста.

Роль мозга в физическом развитии

Вы можете легко наблюдать, как младенцы совершают движения своим телом и совершенствуют свои моторные навыки. Благодаря достижениям в исследованиях и технологиях мы теперь также можем видеть, как мозг меняется и растет по мере развития маленьких детей. При рождении размер мозга составляет 25 процентов от размера взрослого человека, а к 5 годам он достигает 90 процентов размера взрослого человека. Взаимодействия и опыт младенцев и малышей в раннем возрасте помогают им осмысливать мир и формировать связи между различными частями мозга.

Этот поддерживающий опыт и связи помогают улучшить координацию и укрепить мышцы. По мере того как младенцы повторяют и практикуют различные движения, например, поворачивают голову или тянутся к объекту, они создают и поддерживают связи между клетками мозга. По сути, мозг занят осмыслением и обучением на собственном опыте.

Для младенцев и малышей важно иметь время для этих новых впечатлений и изучения окружающего мира с надежным опекуном. Повторяющийся опыт работы с доверенными лицами, обеспечивающими уход, позволяет детям чувствовать себя в безопасности и позволяет им сосредоточиться на экспериментах, развитии и освоении новых навыков. Безопасное пространство, которое вы создаете для их исследований, гарантирует, что их мозг сможет сосредоточиться на обучении, развитии и установлении связей. Если у младенцев и детей ясельного возраста нет заботливых и отзывчивых взрослых, которые могли бы обеспечить их безопасность, их мозг вынужден сосредоточиться на выживании. Такая нагрузка на мозг ребенка может сделать его более нерешительным в отношении исследований и экспериментов; в результате чего у них меньше возможностей для создания и укрепления связей в мозгу, которые способствуют их росту и развитию навыков.

Поддержка физического развития для всех учащихся

Физическое развитие, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, вызывает интерес у младенцев и детей ясельного возраста, поскольку они практикуют усвоенные навыки и стремятся развивать новые. Здоровое физическое развитие зависит от адекватного питания, развития мозга, центральной нервной системы, мышц, костей, а также взаимодействия и опыта, предлагаемого младенцам и малышам. При выявлении задержки развития в младенчестве или дошкольном возрасте раннее вмешательство может быть более эффективным, чем если бы задержка не была признана до более позднего детства. Ниже приведены некоторые характеристики возможных проблем со здоровьем и задержки развития из различных источников:

Признаки нарушения физического развития у младенцев и детей младшего возраста

До 2 месяцев

  • Не реагирует на громкие звуки или не вздрагивает от них
  • Не отслеживает визуально движение объектов
  • Не подносит руки ко рту
  • Не может поднять голову, лежа на животе

К 3 месяцам

  • Руки не замечает
  • Не может хорошо поддерживать или удерживать голову
  • Не улыбается людям
  • Не следует движению поворотом головы

К 4 месяцам

  • Не воркует и не издает звуков
  • Не подносит предметы ко рту
  • Иногда не отталкивается ногами, когда ступни стоят на твердой поверхности
  • Проблемы с движением глаз или глаз во всех направлениях
  • Косит глаза большую часть времени (случайное косоглазие в первые месяцы нормально)
  • Не обращает внимания на лица или кажется очень напуганным новыми лицами или окружающей средой
  • Трудно сосать

К 6 месяцам

  • Не набирает вес и не растет в росте
  • Не реагирует на звуки и голоса
  • Не берет предметы в рот и/или с трудом достает предметы в рот
  • Не переворачивается спереди назад или сзади наперед
  • Скованность конечностей (рук, ног) с напряженными мышцами
  • Слабые конечности (руки, ноги) или тело кажется вялым, как у тряпичной куклы
  • Не использовать руки для захвата или удержания предметов
  • Не пытается дотянуться до объектов
  • Не проявляет привязанности к опекунам
  • Не произносит гласные звуки типа «ах», «э» и «о»

К 9 месяцам

  • Не несет вес на ноги с опорой
  • Не сидит с помощью
  • Не лепечет («мама», «баба», «папа»)
  • Не играет ни в какие игры, включающие игру вперед-назад
  • Не отвечает на собственное имя
  • Кажется, не узнает знакомых людей
  • Не смотрит куда указываете
  • Не перекладывает игрушки из одной руки в другую

До 12 месяцев

  • Не может стоять с посторонней помощью
  • Не ищет то, что вы прячете
  • Не произносит отдельные слова, такие как «папа» или «мама», и не имитирует ваши звуки
  • Не имитирует такие жесты, как махание руками, хлопки в ладоши или качание головой
  • Не указывая на необходимость сообщать о потребностях или идеях
  • Не ползает и не сидит самостоятельно
  • Не поднимает мелкие предметы
  • Теряет навыки, которые когда-то были

До 18 месяцев

  • Не указывает показывать другим вещи
  • Не может ходить
  • Не знает, для чего используются знакомые предметы (кисть, ложка, чашка)
  • Не имитирует звуки или жесты
  • Не знает как минимум шести слов и не выучивает новые слова
  • Не играть с игрушками
  • Несамостоятельная подача
  • Теряет навыки, которые когда-то были
  • Кажется, не возражает, когда опекун уходит или возвращается

До 24 месяцев

  • Физически не активен
  • Блоки не чертятся и не складываются
  • Отсутствие интереса к игре с игрушками
  • Очень чувствителен к различным текстурам или избегает их
  • Ходит неровно
  • Не использует фразы из двух слов (например, «пей молоко»)
  • Не следует простым инструкциям
  • Теряет навыки, которые когда-то были

До 36 месяцев

  • Неуклюжий или неактивный
  • Самостоятельная подача не осуществляется
  • Не помогать себе одеваться или раздеваться
  • Не интересуется играми с другими детьми или различными игрушками
  • Течет слюна или очень нечеткая речь
  • Не говорит предложениями
  • Не смотрит в глаза
  • Не притворяется и не притворяется
  • Теряет навыки, которые когда-то были

Задержка физического развития может повлиять не только на общую и мелкую моторику. Например, если младенец не может улыбнуться родителям или поднять руки, чтобы его взяли на руки, это может повлиять на социальное и эмоциональное развитие (например, на построение отношений). Некоторые из перечисленных выше задержек могут иметь решающее значение для развития ребенка. Связи в мозгу ребенка наиболее адаптируются в первые три года жизни. Эти связи, также называемые нейронными цепями, являются основой для обучения, поведения и здоровья. Со временем эти связи становится все труднее изменить. Раннее вмешательство может помочь детям улучшить свои способности и освоить новые навыки.

Ваш инструктор, инструктор или администратор может помочь вам узнать больше о программах и услугах, доступных для вас и семьях, которым вы служите, которые помогают оценить и улучшить физическое развитие и обучение. Чтобы найти контактную информацию о раннем вмешательстве вашего штата или территории, перейдите по ссылке: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/parents/states.html. А для получения дополнительной информации, в том числе о том, что сказать, когда вы связываетесь с ранним вмешательством, и о том, как получить поддержку для своей семьи, посетите: cdc. gov/Concerned.

См.

Видео недоступно Посмотрите это видео, чтобы узнать, что младенцы и дети младшего возраста могут делать со своим телом.

Делать

Как вы можете обеспечить соответствующие возрасту занятия для поддержки физического развития младенцев и детей ясельного возраста? Найдите минутку, чтобы прочитать и просмотреть наборы руководств на следующей веб-странице SHAPE (Общество преподавателей физкультуры и здоровья, ранее известное как Национальная ассоциация спорта и физического воспитания, или NASPE): https://www.shapeamerica.org /standards/guidelines/activestart.aspx. Затем попробуйте выполнить одно или несколько из следующих действий с младенцами или детьми ясельного возраста, находящимися под вашим присмотром:

  • Когда младенец бодрствует и активен, предложите ему «время лежать на животе» — положите ребенка на пол на животик и предоставьте ребенку стимулирующие и высококонтрастные игрушки или картинки, на которые он может смотреть
  • Подержите младенца или потанцуйте с малышом под музыку — малыши могут размахивать разноцветными шарфами в воздухе или прыгать на пузырчатой ​​пленке под музыку
  • Поощрять имитацию жестов и других движений, при которых подвижные младенцы и дети младшего возраста могут использовать свое тело для взаимодействия и игры
  • Повесьте разноцветные мобили на детские кроватки, чтобы они могли дотянуться и взять их. Научите малышей пинать, ловить, катать и подпрыгивать мячи
  • Поощряйте малышей рисовать мелками

После завершения поделитесь своим опытом и тем, что вы узнали, с инструктором, коучем или администратором.

Прочтите раздаточный материал Сценарии – Общее и мелкое моторное развитие ниже и обдумайте, что вы уже узнали на этом уроке. В этом упражнении подумайте, какие характеристики или поведение будут считаться мелкой моторикой, а какие — крупной моторикой, затем запишите их и подумайте, как вы могли бы поддержать маленьких детей в каждом сценарии. Вы также можете просмотреть Физическое развитие младенцев и малышей Раздаточный материал в разделе «Обучение» для дополнительных идей. Закончив, поделитесь своими мыслями и ответами с инструктором, тренером или администратором.

Рассмотрите возможность использования следующих ресурсов в своем классе. Используйте документ Milestone Moments для наблюдения за физическим развитием детей в вашем классе. Родителей может заинтересовать мобильное приложение Milestone Tracker от CDC, доступ к которому они могут получить по этой ссылке: https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones-app.html. Ресурсная, Что взрослые понимают в развитии ребенка — это национальное контрольное исследование, частично спонсируемое ZERO TO THREE. Прочитайте результаты опроса этого исследования и подумайте о своей работе с семьями и о том, как вы собираете от них информацию и делитесь с ними информацией о физическом развитии младенцев и детей ясельного возраста, находящихся на вашем попечении.

Ссылки и ресурсы

Аллен, К.Е., и Маротц, Л. (2001). По возрасту: поведение и развитие детей от рождения до восьми лет. Клифтон-Парк, Нью-Йорк: Thomson Delmar Learning.

Бергер, С.Э., и Адольф, К.Е. (2003). Младенцы используют поручни в качестве инструментов в локомоторной задаче. Психология развития , 39 : 594-605.

Блейкмор, К. (2003). Движение необходимо для обучения. Журнал физического воспитания, отдыха и танцев, 74 (9): 22-25, 41.

Боско, Ф. М., Фридман, О., и Лесли, А. М. (2006). Распознавание притворных и реальных действий в игре 1- и 2-летними: ранний успех и почему они терпят неудачу. Когнитивное развитие, 21: 1-10.

Буржуа, К.С., Ахавар, А.В., Нил, С.А., и Локман, Дж.Дж. (2005). Младенческое ручное исследование предметов, поверхностей и их взаимосвязей. Детство, 8: 233–252.

Центры по контролю и профилактике заболеваний (2021 г.). Изучите признаки, действуйте рано: вехи развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/FULL-LIST-CDC_LTSAE-Checklists2021_Eng_FNL2_508.pdf

Claxton, L.J., Keen, R., & McCarty, ME (2003). Доказательства моторного планирования в поведении младенцев. Психологическая наука, 14: 354-356.

Клирфилд, М. В., Осборн, К. Н., и Маллен, М. (2008). Обучение взглядом: социальное поведение младенцев при переходе от ползания к ходьбе. Журнал экспериментальной детской психологии, 100: 297-307.

Оставьте комментарий