Обязательно ли изучать второй иностранный язык в школе?
Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
Обычная версия сайта
- Главная
- Родителям
- Статьи
Родителям
25.04.2019
Количество просмотров: 5085
Обязательно ли изучать второй иностранный язык в школе? — часто спрашивают родители на собраниях .
Отвечает Ижко О.Д., директор ЧОУ «Перфект-гимназия».
Второй иностранный язык обязателен для изучения в школе. Такое требование содержит пункт 18.3.1 ФГОС ООО. Данную позицию подтвердило и Минобрнауки в письме от 17. 05.2018 № 08-1214.
Какой язык лучше выбрать для изучения?
Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В школе имеется опыт преподавания французского языка, в наличие учебно-методические материалы для изучения языка. Учебники французского языка есть в федеральном перечне учебников. В школе имеется учитель второго иностранного языка. Мы учли мнение родителей учеников, провели разъяснительную работу на родительских собраниях. Для этого классные руководители провели опрос в апреле 2017 года.
Вправе ли школа отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору?
Да, вправе. Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.
В каких классах вводится второй иностранный язык?
Изучение второго иностранного языка вводится в 5–9-х классах. Этого требует ФГОС ООО.
Можно ли вводить второй иностранный язык в начальных и старших классах?
Нет, не нужно. Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). В учебные планы на уровне ССО должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия». Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).
Можно ли ввести изучение второго иностранного языка хотя бы с 6-го класса, чтобы детям было полегче?
Да, можно. ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно.
А где приобрести учебники?
Мы обеспечиваем каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной или электронной форме. Используем учебники французского языка из федерального перечня, который утвержден приказом Минпросвещения от 28.12.2018 № 345. При необходимости используем разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В этом году планируем докупить учебники.
Сколько определено часов в учебном плане?
Соблюдать необходимо требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО Часы рассчитываем с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы, таблица 3).
Можно ли разделить класс на группы для изучения второго иностранного языка?
Да, можно. Мы именно так и делаем.
Вправе ли выпускники 9-х классов сдавать ГИА по второму иностранному языку?
Да, вправе. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский, немецкий, французский или испанский, независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 4 Порядка проведения ГИА-9).
Будет ли выставляться отметка в аттестат ?
Да. Второй иностранный язык входит в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). В аттестат выставляют отметки по каждому предмету обязательной части учебного плана независимо от количества часов, которое отвели на изучение предмета (подп.
Имеет ли право ОО в качестве второго иностранного языка ввести английский язык, если первым языком тоже является английский язык? – Частное образовательное учреждение «Сибирская Региональная Школа (колледж) Анны Муратовой»
Вопрос:
Имеет ли право образовательное учреждение в качестве второго иностранного языка ввести английский язык, если первым языком тоже является английский язык?
Ответ: Нет, не имеет.
Иностранные языки должны быть разными. На уровне НОО – второй иностранный не обязателен, на уровне СОО можно выбрать только 1 предмет из области.
На уровне ООО второй иностранный язык – обязательный предмет и отказаться от его изучения нельзя.
Оценки за второй иностранный язык выставляются в аттестат.
Обоснование из рекомендации Как организовать изучение второго иностранного языка по ФГОС <…>Внимание: второй иностранный язык обязателен для изучения в школе. Такое требование содержит пункт 18.3.1 ФГОС ООО.
Данную позицию подтвердило и Минобрнауки в письме от 17.05.2018 № 08-1214.<…> <…> Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия, например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.<…> <…> Введите изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах. Этого требует ФГОС ООО.<…> <…> Ситуация: можно ли ввести изучение второго иностранного языка с 6-го класса
Да, можно.
ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно.
Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11. 3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО.
Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.<…> <…> Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника.<…> <..> Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).<…> <…> Внесите приказом изменения в основные образовательные программы:
в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Пример посмотрите в разделе 1.2.5.4 ПООП ООО;
в содержательные разделы включите рабочие программы нового предмета. Программы разработайте самостоятельно. Создайте для этого рабочую группу и обсудите проекты программ на педагогическом совете;э
в организационных разделах измените учебные планы – укажите в них новый предмет.
<…> Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы. Соблюдайте требования к учебной нагрузке.
Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования.
Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО).
В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).
Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы, таблица 3). Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой приглашает всех желающих на обучение!
Электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, соответствующие требованиям ФГОС в системе дистанционного обучения:
- Обучение + аттестация;
- Только обучение/только аттестация;
- Углубленное изучение отдельных предметов.
- Промежуточная аттестация детей, находящихся на семейном обучении
- Изучение иностранных языков дистанционно (английский, китайский, французский, немецкий и др.)
- Тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
- Электронный семейный журнал «ЭлектроникУМ».
Для всех желающих получить дистанционно без отрыва от работы или учебы среднее профессиональное образование в колледже Анны Муратовой открыт набор по 13 специальностям (после 9 и 11 классов).
В ЧПОУ «СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ» большой выбор направлений дополнительного образования для детей и взрослых.
<…> Ситуация: в учебном плане на второй иностранный язык выделено менее 64 часов. Нужно ли в этом случае ставить оценку в аттестат
Да, нужно.
Второй иностранный язык входит в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). В аттестат выставляют отметки по каждому предмету в соответствии с учебным планом образовательной программы независимо от количества часов, которое отведено на изучение предмета (подп. «б» п. 5.3 Порядка выдачи аттестатов).<…>
© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
Право изучать и преподавать иностранные языки
Главная >> Энциклопедия >> Статьи
Эрик Каспер
В ответ на законы штатов, запрещающие преподавание иностранных языков, Верховный суд пришел к выводу, что право преподавать и изучать иностранные языки защищено Первой поправкой. На этой фотографии учитель двуязычной чартерной школы Unidos Роза Пеллисер рассказывает о своем классе в Джорджии в 2006 году. Эта школа была первой двуязычной школой в Грузии. (AP Photo/Ric Feld, использовано с разрешения Associated Press)
В ряде дел с 1923 по 1927 год Верховный суд постановил, что Конституция защищает право изучать и преподавать иностранные языки. Хотя Суд первоначально счел, что это существенное право на надлежащую правовую процедуру, подразумеваемое 14-й поправкой, более поздние суды также приложили это право к Первой поправке.
Многие штаты запрещали преподавание иностранных языков во время Первой мировой войны
Во время Первой мировой войны по Соединенным Штатам прокатилась волна нативизма, направленная в первую очередь на американцев немецкого происхождения. Этот нативизм еще более усугубился большевистской революцией в России в 1917. Для поощрения общей культуры и языка более половины штатов приняли законы, запрещающие преподавание иностранных языков.
Например, закон штата Небраска запрещает преподавание языков, отличных от английского, в любой государственной или частной школе до тех пор, пока «ученик не достигнет и успешно не сдаст восьмой класс».
Верховный суд постановил, что право преподавать иностранные языки подпадает под действие 14-й и пятой поправок
В связи с этими законами возникло несколько судебных исков.
Первое дело, дошедшее до Верховного суда, Мейер против Небраски (1923 г.), касалось учителя лютеранской школы, который был оштрафован на 25 долларов за обучение немецкому языку. Судья Джеймс С. Макрейнольдс в своем письме для Суда отменил закон штата Небраска за нарушение свободы, гарантированной пунктом о надлежащей правовой процедуре 14-й поправки. По словам Макрейнольдса, «американский народ всегда считал образование и приобретение знаний делом первостепенной важности, которое следует усердно продвигать».
Суд признал закон неконституционным, поскольку он затрагивал как права родителей руководить образованием своих детей, так и права учителей: «Истец по ошибке преподавал этот язык в школе в рамках своей профессиональной деятельности. Мы думаем, что его право учить таким образом и право родителей привлекать его к обучению своих детей находятся в пределах свободы [14-й] поправки».
В деле Бартелс против Айовы (1923 г.) Верховный суд отменил аналогичные законы в штатах Айова и Огайо. Четыре года спустя Суд столкнулся с постановлением на федеральной территории Гавайев, которое требовало от любой школы, преподавающей на языках, отличных от английского и гавайского, платить за специальные разрешения и сборы.
Постановление также установило время обучения иностранному языку и определило учебники, которые можно было использовать. В деле Farrington v. Tokushige (1927) суд постановил, что это постановление нарушает пункт о надлежащей правовой процедуре Пятой поправки. Судья Макрейнольдс, снова написавший в суд, охарактеризовал закон как нарушающий право на изучение иностранных языков.
Суд пришел к выводу, что право преподавать иностранные языки защищено Первой поправкой
Впоследствии Верховный суд пришел к выводу, что право преподавать и изучать иностранные языки является полутеневым правом, защищенным Первой поправкой.
По словам судьи Уильяма О. Дугласа в деле Griswold v. Connecticut (1965), Мейер представляла право на изучение иностранных языков согласно Первой поправке. Дуглас отметил, что без таких полутеневых прав явные права Первой поправки на свободу слова и прессу «были бы менее безопасными».
И наоборот, 9-й Окружной апелляционный суд США использовал Мейера, чтобы признать недействительным требование Аризоны только на английском языке в соответствии с Первой поправкой в Yniguez v. Arizonans for Official English (1995), хотя в 1997 г. Верховный суд отменил это решение по другим основаниям.
Первоначально эта статья была написана в 2009 г. директор Центра конституционных исследований Университета Висконсин-О-Клэр. Он является автором или соавтором нескольких научных публикаций о содержании Первой поправки, в том числе «Абсолютная свобода мнений и мнений по всем предметам: непреходящее (и постоянно растущее) влияние Джона Стюарта Милля на юриспруденцию Верховного суда в области свободы слова по Первой поправке»; « Государственные университеты и Первая поправка: противоречивые ораторы, протесты и политика свободы слова» и «Пять судей Верховного суда сошли с ума?: Сол Гудман, Юридическая реклама и Первая поправка после Бейтса против коллегии адвокатов штата Аризона . »
Отправить отзыв о статье
«за» и «против» Трудности с внедрением изменений в школьную программу
Фактически решение о введении второго обязательного иностранного языка в российских школах с 5-го класса было принято давно. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) легализовал его пять лет назад. Новый стандарт просто вводился поэтапно, охватывая только один класс в году и, только дойдя до средней школы в сентябре этого года, принес ученикам новый предмет.
Впрочем, не так уж и ново. Так, в гимназиях, лицеях и спецшколах с углубленным изучением иностранных языков второй (а то и третий) иностранный язык давно стал реальностью. А таких учебных заведений у нас уже почти половина, особенно в столицах.
Что касается остальных российских школ, то второй обязательный иностранный язык также будет вводиться поэтапно и притом с пятилетним переходным периодом, пояснил «МК» в: «Понятно, что сразу в школе его не введешь. 11 класс. Ребята никогда раньше не изучали эту тему, и спрашивать у них знания, если не хотим превратить все в ненормативную лексику, было бы бесполезно и несправедливо. В соответствии с ФГОС обучение начинается с 5 класса. Так что начнем с 5-го класса».
Правда, даже пятиклассники не вполне готовы к введению нового предмета, признавали потом чиновники: «Нет ни полной методической, ни педагогической готовности; штат учителей должен быть сформирован. Так, например, решение о том, каким будет второй иностранный язык, во многом зависит от родительского сообщества. И если до сих пор в школе преподавали, скажем, английский и немецкий языки, а родители хотят, чтобы вторым иностранным языком стал французский или китайский, то, возможно, придется искать дополнительного учителя. Имея сегодня определенную степень автономии, школа имеет полное право принять такое решение.
В пресс-службе министерства также заверили «МК», что «образовательным учреждениям, которые еще не готовы к введению дополнительного языка, дается время на адаптацию к ФГОС. Каждый регион сможет дифференцировать новый стандарт основного общего образования для 5-9 классов. Например, школы Центральной России с наиболее развитой инфраструктурой и высоким уровнем востребованности обучения второму иностранному языку включат его в свои программы уже в ближайшее время, когда некоторым сельским школам потребуется для этого больше времени. Минобрнауки не ограничивает период адаптации.
Более того: «Школы теперь имеют право самостоятельно выбирать год обучения, в котором появится новый предмет, и количество часов, выделяемых на его изучение. При этом нагрузка на детей останется на федеральном уровне, то есть количество общеучебных часов не увеличится.
В министерстве уверяют, что нововведение принесет пользу детям не только с чисто утилитарной точки зрения — как дополнительное средство общения. «Это не просто средство общения, но и средство развития памяти и интеллекта ребенка. «, — сказал заведующий кафедрой Дмитрий Ливанов, имея в виду изучение мертвых языков — латинского и древнегреческого — в гимназиях царской России. Никому, подчеркивал он, не пришло бы в голову говорить в быту в язык Цицерона и Эсхила.Однако для интеллекта ребенка овладение этими языками давало мощный толчок к развитию.Так же, по словам министра, будет и теперь.
Впрочем, эксперты не так радужно смотрят на ситуацию.
Общая тенденция укрепления иностранных языков в школе, несомненно, правильная, — пояснил депутату МК Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве. — Но вот беда: в 2020 году вводится третий обязательный ЕГЭ — по иностранным языкам. А этот предмет в нашей школе еще плохо преподают: хорошо подготовиться к экзаменам можно, только обратившись к услугам репетиторов. Так как же ввести второй иностранный язык, если вопрос с первым тоже не решен?! И кто его возглавит? У нас еще есть учителя английского языка. А вот преподаватели других языков — французского, немецкого, не говоря уже о крайне популярном китайском — практически исчезли. Должны ли мы создать обильную питательную среду для взлома?
Второй ключевой проблемой, по мнению детского омбудсмена, является увеличение нагрузки:
Теоретически можно поступить на что угодно, будь то финансовая грамотность или юриспруденция. Но дети все это не переварят. И первый же тест легко обнаружит это: чтобы правильно сдать иностранный язык, нужны реальные результаты. Так что, я думаю, введение второго иностранного языка было бы целесообразно только в качестве эксперимента, когда школа к этому готова. Но сделать это в обязательном порядке и повсеместно, нет практической возможности. Можно ли сдавать белорусский или украинский как второй иностранный…
Однако гораздо привлекательнее и актуальнее, с точки зрения заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Михаила Берулава, сформировать тандем, где первым языком будет английский, а вторым — китайский:
КНР – страна с быстро развивающейся экономикой. Так или иначе, там проживает 2 миллиарда человек, — сказал он «МК». — Так что в нашей школе стоит изучать не только английский, но и китайский язык. И в этом, я думаю, сами китайцы согласятся нам помочь: лучше, когда учат носители языка. Мы активно интегрируемся в мировое сообщество, мировую систему образования. В Европе все знают несколько языков, поэтому наши дети должны владеть как минимум двумя. Правда, для этого придется разгрузить школьную программу: сделать основной упор на изучение русского языка, литературы, истории, математики и иностранных языков, а программу по другим предметам сделать более компактной.
В 2010 году Министерство образования совместно с Правительством Российской Федерации разработало законопроект о введении обязательного изучения второго иностранного языка в школах. При этом было принято решение отложить вступление в силу этого стандарта на 5 лет, чтобы образовательные учреждения подготовились к изменениям в школьной программе. Впоследствии было принято решение сдвинуть дату начала действия поправок в закон и сделать обязательным изучение второго иностранного языка в школах в 2017/2018 году.
Основные изменения в новой школьной программе
Изначально планировалось, что с сентября 2015/2016 года изучение второго иностранного языка в школах станет обязательным, однако из-за сложностей с внедрением новой школьной программы это было решено отложить это новшество на несколько лет. При этом школы перейдут на новую современную программу, которая, по мнению чиновников Минобрнауки, повысит качество обучения российских детей, а в последующем уровень знаний школьников будет полностью соответствовать предъявляемым требованиям. времени.
В Министерстве образования отмечают, что современные реалии таковы, что образование нельзя считать полноценным и качественным без знания языков. Именно поэтому чиновники подготовили соответствующие поправки в законопроект, закрепивший на федеральном уровне обязательность изучения в школах сразу двух иностранных языков.
Выбор второго языка обучения будет зависеть от возможностей конкретного учебного заведения, решения самих учащихся и их родителей. В соответствии с принятой школьной программой первый иностранный язык начинают преподавать со второго класса, а пятиклассники получают дополнительные уроки второго языка. В Минобрнауки подчеркивают, что вводить дополнительный второй иностранный язык в старших классах не планируется.
Большинство российских учебных заведений выбрали классическое сочетание английского и немецкого языков. При этом в последние годы большую популярность приобрели французский, испанский и итальянский языки. В столице и крупных городах есть гимназии, где студенты могут изучать китайский и другие популярные языки.
Трудности с внедрением изменений в школьную программу
Внедрить новую школьную программу оказалось сложнее, чем ожидало Министерство образования и науки. В крупных городах многие школы и гимназии еще до введения второго иностранного языка уже использовали современную учебную программу, которая подразумевала изучение дополнительных языков. А вот школы в малых городах и сельской местности столкнулись с определенными трудностями. Существующая нехватка преподавательских кадров по профильным предметам затрудняла изучение даже одного иностранного языка, не говоря уже о двух сразу.
В Министерстве образования и науки утверждают, что в курсе проблемы и в ближайшее время будет увеличено финансирование школ, что полностью решит проблемы с нехваткой материальных ресурсов и нехваткой педагогических кадров. Решить все планировалось в течение переходного периода, который был отведен на 5 лет. Однако из-за недостаточного финансирования устранить все трудности к назначенному сроку не удалось.
С сентября 2015 года в школах Российской Федерации, начиная с пятого класса, вводится второй иностранный язык в качестве обязательного предмета. Это новый стандарт обучения во всех регионах страны. Это решение было принято еще в 2010 году, но реализация была получена спустя пять лет.
Причины изменения программы второго иностранного языка в школе
Второй иностранный язык в школе в 2016-2017 учебном году, по словам министра образования, является жизненной необходимостью. Иностранный язык является средством для развития памяти и мышления, поэтому его изучение поможет всестороннему развитию школьников.
Выбор второго языка зависит от возможностей школы, от выбора родителей и учащихся. Согласно исследованиям, сельские школы и учреждения с минимальными финансовыми возможностями не могут в полной мере реализовать требования нового законодательного решения. Это связано с нехваткой преподавательского состава по профильному предмету и невозможностью заказать и приобрести учебники и учебную литературу.
Изучение второго иностранного языка в лицеях и гимназиях давно реализовано. В некоторых учебных заведениях студенты изучают даже три языка.
Сроки реализации закона
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов утверждает, что полностью реализовать эту задачу можно будет за пять лет. Это связано с отсутствием экономической поддержки и возможностей школы. Глава отметил, что изначально введение второго языка осуществлялось только в каждой десятой школе страны. В других учебных заведениях это будет происходить постепенно, когда степень их готовности к этому будет оптимальной.
Ливанов утверждает, что при отсутствии учебников, другой литературной базы и специалистов вводить такую идею нет смысла. Знание второго языка не будет отслеживаться. В этом случае лучше досконально освоить один, чем плохо знать оба. При этом ряд учебных заведений смогли отсрочить внедрение таких изменений.
Руководители школ не все довольны этими изменениями и просят о продлении, потому что они не готовы. Так что многое в ситуации зависит от выбора родителей. Последний может предложить любой язык, даже если он не входит в список изучаемых школой. А это влечет за собой то, что в учебном заведении не будет должной методической подготовки и преподавателей, которые могли бы преподавать выбранный предмет. Поэтому необходима подготовка. Да и в старших классах язык не введут — только начиная с пятого.
Среди прав, которые были даны школе в этом вопросе, появилась возможность выбирать год, когда в программу будет введен иностранный язык, а также регулировать количество часов на его изучение. В этом случае нагрузка не увеличится. То есть требуемое стандартом количество уроков в неделю останется в рамках того, что разрешено законом.
Другие изменения в образовательной политике
Среди основных нововведений также отмечается обязательное использование электронных учебников. Таким образом, студенты смогут нести меньший вес на своих плечах и сохранить свое здоровье.
Владение иностранным языком, а лучше двумя-тремя сразу, стало рассматриваться как необходимое личностно-профессиональное качество любого специалиста. А также как фактор, объединяющий государства и народы. В какой-то степени это одно из важнейших средств социализации. Поэтому с начала прошлого учебного года во многих российских школах вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для учащихся средних учебных заведений. Подразумевает изучение второго иностранного языка как обязательного предмета школьной программы.
На самом деле решение о введении второго иностранного языка было принято давно. ФГОС легализовала его пять лет назад. Его просто вводили поэтапно, «захватывая» по одному классу в год. И только в сентябре прошлого года, дойдя до средней ступени, он принес ученикам новый предмет.
Образовательным учреждениям, не готовым к таким масштабным изменениям в школьной программе, дали время на адаптацию к ФГОС. Каждый регион мог дифференцированно ввести новый стандарт основного общего образования для пятого-девятого классов. Например, школы в центральной части России, где наиболее развита инфраструктура и высокий уровень спроса на обучение второму иностранному языку, практически сразу включили его в свои планы. В то же время многие сельские школы не торопились.
Волна недовольства
По данным Министерства образования, нововведение пойдет на пользу детям. Это не только дополнительное средство общения, но и средство развития памяти и интеллекта ребенка.
Однако эксперты не смотрят на ситуацию так радужно. По мнению некоторых из них, общая тенденция укрепления иностранных языков в школе, несомненно, правильная, но проблема в том, что с 2020 года вводится третий обязательный ЕГЭ — по иностранным языкам. Что скрывать, хорошо подготовиться к экзаменам в наших школах можно, только обратившись к услугам репетитора.
Так как же вводить второй иностранный язык, если вопрос с первым тоже не решен? Кроме того, спрос на эффективные знания со стороны студентов стал на порядок выше по многим другим предметам.
Первая волна недовольства школьников и их родителей уже прокатилась по общешкольным собраниям и различным образовательным интернет-форумам. Это коснулось и нашего региона.
Тщательная подготовка
С 1 сентября 2016-2017 учебного года в школах Верховажского района для учащихся 7-х классов начал действовать ФГОС. Уже полгода ребята изучают сразу два языка: английский и немецкий. В Морозовской, Шелоцкой и Верховской школах — английский и французский языки.
По словам начальника отдела образования Н.П. Бугаева, прежде чем начать повсеместно применять новый стандарт, была проведена длительная подготовительная работа. Были проведены экспериментальные занятия. Мы проверили и обсудили разные методы обучения второму иностранному языку. Все преподаватели английского, немецкого и французского языков выполнили 108 часов курсовой работы по своему основному предмету. В курсы повышения квалификации также были включены вопросы сохранения второго иностранного языка.
«Учебная база нескольких языков — это благодатная почва для реализации способностей современных учащихся, — говорит Надежда Петровна. — Я считаю, что введение нового государственного стандарта станет хорошей возможностью выучить второй иностранный язык еще в школе. Семиклассники уже взрослые и серьезные люди, они учатся более осознанно. Начать изучение второго языка с алфавита и звуков, на мой взгляд, для них не составит труда.
Взгляд ребенка
Но не все разделяют мнение начальника отдела образования. Большинство школьников и их родителей не устраивает двойная нагрузка. Своими мыслями по этому поводу поделились учащиеся седьмых классов Верховажской школы.
Саша:
— Мне не очень нравится изучать два иностранных языка. Это слишком много новой информации. Поэтому мне часто бывает нелегко. Хотя я стараюсь справляться сразу с двумя языками, хотелось бы вернуться на прежнюю программу и учить только английский.
Кирилл:
— Два иностранных — это интересно. Я неплохо справляюсь с ними.
Ира:
— Лично мне такое обучение не подходит и дается с большим трудом.
Аня:
— А я обрадовалась, когда узнала о введении второго иностранного языка. Правда, меня немного напугала нагрузка, которая сейчас увеличилась вдвое. Но я могу справиться с этим.
Надя:
— Два языка — это слишком, и выучить их одновременно очень сложно. Я часто путаюсь в них.
Беспокойные родители
Неоднозначно и положение мам семиклассников и будущих пятиклассников.
Юля:
— Я думаю, что если и надо учить второй язык, то не с седьмого класса, а хотя бы с пятого. А еще лучше из начальной школы. В противном случае к концу девятого класса, когда многие дети уже покинут школу и перейдут в другие учебные заведения, знания ни того, ни другого языка не будет. Три года — слишком маленький срок для изучения двух языков сразу.
Наталья:
— Иностранные языки нужны — это факт. Свободное владение английским языком требуется людям многих специальностей, и не только гуманитарных. В интернете можно общаться с людьми из любой страны мира, выехать за границу в наше время не проблема, были бы финансы. В наше время принято изучать английский чуть ли не с пеленок. С другой стороны, не у всех детей есть языковые навыки. Кому-то даже с русским трудно справиться. Да и не каждому пригодятся в жизни два иностранных языка. Второй язык, на мой взгляд, надо вводить как вариант — для тех, кто хочет и может.
Юлия:
— Я против второго языка. Мой ребенок не слишком заинтересован в учебе. А тут еще дополнительная нагрузка, которая отобьёт желание изучать базовые предметы. На мой взгляд, целесообразнее было бы изучать один язык, но качественно. В этом случае дети будут заканчивать школу с фундаментальными, а не поверхностными знаниями.
Мнение учителя
Учитель немецкого языка Верховажской средней школы им. Л. М. Кремлева Иванова:
— На каждом этапе развития образовательной сферы должно быть что-то новое. В данном случае разработка новых стандартов. С точки зрения учителя я считаю изучение второго языка необходимым.
В европейских школах преподавание двух языков одновременно давно считается нормой. Почему бы не дать нашим детям такую возможность?
По статистике, покидая школу и переходя на обучение в другие учебные заведения, наши выпускники ощущают нехватку знаний иностранных языков.
Что касается учебного процесса по обновленной программе, то хочу отметить, что перестроить студентов с одного языка на другой не составляет труда. Дело в том, что английский и немецкий языки принадлежат к одной группе романо-германских языков. У них много общего, поэтому, если человек хорошо владеет одним из этих языков, то со вторым проблем не будет.
Не согласен, но молчу
Один из тех, кто не только высказывается против, но и хочет донести это мнение до Министерства образования — С.Н. Истомин:
— С кем бы я ни говорил о введении второго иностранного языка в качестве обязательного предмета — с учителями, детьми, родителями, у каждого из них было резко отрицательное мнение! Дети уже перегружены. А те, у кого есть склонность и интерес к иностранным языкам, могут изучать его на факультативах.
Лично я уверен, что это один из пунктов плана уничтожения России. Психическая перегрузка детей приводит к нарушению их психоэмоциональной сферы. У кого-то появляется агрессия, у кого-то впадает в уныние. ..
Только представьте: в седьмом классе будет пять уроков иностранного языка и всего четыре урока русского. При этом «истоки» постепенно переводятся в форму кружковых занятий.
Или другой пример: понадобилось 17 лет совместных усилий патриарха и общественности, чтобы ввести курс «Основы православной культуры» всего в одном четвертом классе. А второй иностранный — раз, два и готово! Терзайте, дети!
И самое удивительное, что мы все не согласны, но почему-то, как всегда, молчим.
Если бы родители всех школ России писали по этому поводу письма протеста, то не было бы второго иностранного языка.
Кстати, продолжаю собирать подписи под таким обращением, которое родители Школы начали подписывать еще в декабре на общем родительском собрании.
И еще, когда я был 30 сентября прошлого года в Москве на приеме в Министерстве образования, мне сказали, что до 2020 года введение второго иностранного языка в качестве основного предмета не является обязательным!
Я не знаю, почему наш отдел образования так торопится? Пожалеть бы детей! Может быть, к тому времени президент и министр одумаются. Хотя вряд ли, если промолчать…
Во все времена признаком образованности считалось владение сразу несколькими иностранными языками. Но количество не всегда означает качество. Что сегодня для современной молодежи важнее: знание родного языка, русской литературы или знакомство с языковой культурой других стран? Вопрос остается открытым.
Подготовили Ульяна Пивоварова и Юлия Кулева
А как соседи?
Например, в школах Тотемского района год назад второй язык не вводили даже в качестве теста. Одной из основных проблем является нехватка кадров. Большинство студентов в настоящее время изучают английский язык, и найти достаточно учителей немецкого языка оказалось непросто. Сейчас в школах Тотьмы и района идет подготовительная работа к применению нового государственного стандарта.
В Бабушкинском районе введение второго иностранного языка планируется с восьмого класса, по новой программе пока работает одна пилотная школа. В районном отделе образования выразили надежду, что нынешние пятиклассники познакомятся со вторым языком в 7-8 классах.