Игры пальчики – Пальчиковые игры для малышей | Азбука воспитания

Содержание

Пальчиковые игры для малышей | Азбука воспитания



(10 голосов:
3.8 из 5)

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что маылшу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

* * *

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

* * *

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

* * *

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

* * *

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки ).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

* * *

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

* * *

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

* * *

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

* * *

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

* * *

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

* * *

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

* * *

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

* * *

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

* * *

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

* * *

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

* * *

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

* * *

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

* * *

«Зайцы»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

По материалам сайта http://www.razumniki.ru/

azbyka.ru

Пальчиковые игры для самых маленьких

Пальчиковые игры для самых маленьких

Насколько хорошо будет развиваться речь вашего малыша, напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Этому помогут пальчиковые игры.Чем больше внимания вы будете уделять развитию пальчиков и кистей рук вашего крохи, тем быстрее и чище он начнет говорить. Все дело в том, что центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом друг с другом. Развивая мелкую моторику рук ребенка, мы одновременно активизируем и речевой центр. Существует множество способов развития мелкой моторики рук. Один из них- пальчиковые игры. Дети очень любят играть в пальчиковые игры. Пальчиковой игрой можно заняться в любое время и в любом месте. Такой игрой легко развлечь малыша, отвлечь его , если он закапризничал. Здесь я предлагаю пальчиковые игры  для самых маленьких детей: от 6 месяцев до 3 лет.

Сорока-белобока

 Сорока-белобока кашку варила,

деток кормила.(взрослый делает указательным пальцем круговые движения по ладошке ребенка)

Этому дала, (загибаем мизинчик ребенка)

этому дала, (загибаем безымянный пальчик)

этому дала, (загибаем  средний пальчик)

этому дала,(загибаем  указательный пальчик)

а этому не дала:(слегка потрясти ребенка за большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил,

нет тебе ничего!( щекочет ребенка)

 

Пальчики

Этот пальчик хочет спать. (загибаем мизинчик малыша)

Этот пальчик лег в кровать.  (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул.(загибаем средний пальчик)

Этот сразу же уснул.(загибаем указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит

и тихонечко сопит.(загибаем большой пальчик)

Солнце красное взойдет,

утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

будут пальчики вставать!(поднимаем  ручку малыша и распрямляем все пальчики).

Впоследствии ребенок будет распрямлять пальчики сам. Повторить игру с другой рукой.

 

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять. (Берем ладошку ребенка и на каждый счет поочередно загибаем пальчики. Получился кулачок)

Этот пальчик в лес пошел,(разгибаем мизинчик)

этот пальчик гриб нашел,(разгибаем безымянный пальчик)

этот резал,(разгибаем средний пальчик)

этот ел,(разгибаем указательный пальчик)

ну, а этот лишь глядел!(разгибаем большой пальчик и щекочем ладошку малыша

Медведи

Сидели два медведя

На тоненьком суку, (руки на поясе, раскачиваться в стороны)

Один читал газету, (руки в стороны)

Другой молол муку, (постучать кулачком одной руки по другому)

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку! (стучим ладошками по коленкам)

Нос в муке! (пальчик на нос)

Хвост в муке!( показать пальчиком на спину)

Уши в кислом молоке! (взяться пальчиками за ушки)

 

Семья

Берем ладошку ребенка

Этот пальчик дедушка.(загибаем  большой пальчик)

Этот пальчик бабушка.(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик папочка.(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик мамочка.(загибаем безымянный пальчик)

Ну а этот пальчик Я.(загибаем мизинчик)

Вот и вся моя семья! (ребенок распрямляет все пальчики)

 

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать! (поочередно сгибаем пальчики, собирая их в кулачок)

Этот пальчик в лес пошёл,( разгибаем мизинчик)

Этот пальчик гриб нашёл.( разгибаем безымянный палец)

Этот пальчик чистить стал .( разгибаем средний палец)

Этот пальчик жарить стал.( разгибаем указательный палец)

Этот пальчик всё съел .( разгибаем большой палец)

Оттого и потолстел.(слегка потрясти за большой пальчик)

 

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять! (Рука в кулачке.  Поочередно разгибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.(Поочередно сгибать пальчики, начиная с большого.)

 

Прятки

В такт стихотворению сгибать и разгибать пальцы на обеих руках.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

 

Повстречались

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,( соединить мизинцы правой и левой руки)

Два щенка: «Гав-гав!»,(соединить безымянные пальцы рук)

Два жеребенка: Иго-го!»,(соединить средние пальцы рук)

Два тигренка: «Р-р-р!»(Соединить указательные пальцы рук)

Два быка: «Му-у!».(Соединить большие пальцы рук)

Смотри, какие рога.(Вытянуть указательные пальцы и мизинцы)

 

Шла кукушка

Шла кукушка мимо рынка,(средний и указательный палец идут по столу, остальные поджаты)

У неё была корзинка, (ладони соединить в  «ковш» – корзинка)

А корзинка на пол — бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяя руки)

Полетело десять мух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами, как крылышками)

 

Кто проснулся?

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись? (погладить глазки указательными пальцами)

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? (ладонями помассировать уши)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (умывающие движения рук)

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись? (похлопать ладонями по коленкам)

С добрым утром, солнце!

Я — проснулся! (вытянуть руки вверх)

 

Комарики

Дарики, дарики,

Ай да комарики!(большой, указательный и средний пальцы собираем щепоткой)

Вились, вились, (вращательные движения руками с собранными щепоткой пальцами)

В носик вцепились! (стучим пальчиками по носику)

В щечки вцепились! (стучим пальчиками по щекам)

В ушки вцепились! (стучим пальчиками по ушкам)

В волоски вцепились! ( стучим пальчиками по волосам)

В коленки вцепились! (стучим пальчиками по коленкам)

-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:

-Кыш-кыш-кыш! (выпрямит руки, пальцы растопырить в стороны)

Улетели комарики! (шевелить всеми пальчиками)

Гости

Стала Маша гостей собирать (хлопать в ладоши)

И Иван приди (кончиком указательного пальца правой руки провести по большому пальцу от основания до кончика)

И Степан приди,  (также провести по указательному пальцу)

Да и Андрей приди, (по среднему пальцу)

Да и Матвей приди, (по безымянному пальцу)

А Митрошечка ,ну, пожалуйста! (погладить мизинчик несколько раз)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопать в ладоши)

И Ивану блин (ребенок держит руку ладонью вверх, большим пальцем правой руки нажать  на подушечку большого пальчика)

И Степану блин, (большим пальцем правой руки нажать  на подушечку указательного пальчика)

Да и Андрею блин, (большим пальцем правой руки нажать  на подушечку среднего  пальчика)

Да и Матвею блин, (большим пальцем правой руки нажать  на подушечку безымянного пальчика)

А Митрошечке  мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинчик четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопать в ладоши)

Прощай, Иван! (загибаем большой палец)

Прощай, Степан! (загибаем указательный палец)

Прощай, Андрей! (загибаем средний палец)

Прощай, Матвей! (загибаем безымянный палец)

Прощай, Митрошечка! ( сначала потрясти за мизинчик, потом загнуть его)

 

Здравствуй, пальчик!

Здравствуй, пальчик, выходи, (взрослый берет  поочередно пальчики ребенка, начиная с большого)

На Катюшу (называете имя ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью пальчиками.

 

Репка

Репку мы сажали (круговые движения по ладошке указательным пальцем),

Репку поливали (двигать указательным и средним пальцем, остальные поджаты),

Вырастала репка (пальчики распрямляются и вытягиваются)

Хороша и крепка (пальчики сгибаются, как будто держать шарик)

Тянем-потянем (пальцы рук сцепляются друг с другом  и тянут – каждый в свою сторону),

Вытянуть не можем (потрясли  руками),

Кого позовем на помощь? Дедку! (указательным и средним пальцем показать, как прибежал дед, а затем поочередно всех персонажей сказки)

Тянем-потянем, тянем-потянем! Вытянули репку! (потрясти кистями рук)

 

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был? (потрясти за большой палец)

С этим братцем в лес ходил. (большой палец соединить в колечко с указательным)

С этим братцем щи варил.  (большой палец соединить в колечко со средним)

С этим братцем кашу ел.  (большой палец соединить в колечко с безымянным)

С этим братцем песни пел.  (большой палец соединить в колечко с мизинцем)

 

Пальцы- братья

Этот пальчик хочет спать, (загибаем мизинец)

Этот пальчик — прыг в кровать! (загибаем безымянный палец)

Этот пальчик прикорнул, (загибаем средний палец)

Этот пальчик уж заснул. (загибаем указательный палец)

Тише, пальчик, не шуми, (загибаем большой палец)

Братиков не разбуди …

Встали пальчики, ура! (ребенок энергично выпрямляет все пальчики одновременно)

В детский сад идти пора.

 

Ну-ка, братцы, за работу!

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому — дрова рубить. (загибаем или разгибаем большой палец)

Печи все — тебе топить. (загибаем или разгибаем указательный палец)

А тебе — воду носить. (загибаем или разгибаем средний палец)

А тебе — обед варить. (загибаем или разгибаем безымянный палец)

А малышке — песни петь. (загибаем или разгибаем мизинец)

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

stotysyhc.ru

Пальчиковые игры для детей

Родители маленьких детей должны твердо помнить, что развитие речи ребенка напрямую связано с движением, а именно мелкой моторикой. Существует множество пальчиковых игр для детей. Мамы, бабушки, дедушки играя с ребенком, читая потешки и напевая песенки, могут проводить с малышами гимнастику пальчиков.

Развитию мелких движений кисти ребенка, подвижности пальцев рук, точности движений пальчиков, помогут следующие игры и игровые задания.

 

Пальчиковая игра «СОРОКА»

Читая потешку, поочередно загибайте и разгибайте пальчики ребенка:

Сорока-воровка,

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому — дала,

Этому — дала,

Этому — дала,

Этому — дала,

А этому, большому, — не дала.

Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил,

Зачем кашу не варил.

Есть еще одна похожая считалочка про сороку. Она из болгарских народных песенок и называется «Сорока и сороченок»

Длиннохвостая сорока прилетела издалёка,

Дров нарубила, печь растопила,

Кашу сварила очень сладкую.

Всех детей созвала, всем им каши дала,

Одного из-за стола только мама прогнала —

Малышоночка-сорочоночка.

Он всех больше шалил?

Он воды не носил, он и дров не колол,

Даже пол не подмёл!

Пальчиковая игра «МИЗИНЧИК»

При произнесении потешки, массируется каждый называемый пальчик ребенка. В такой пальчиковой игре выполняется не только массаж, но и активно идет запоминание названий пальцев на руках.

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным доел,

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход их всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал!

Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПАЛЬЧИКУ ДЕЛАТЬ?»

Как и в предыдущей потешке-игре, при произношении потешки, массируют каждый пальчик ребенка.

Ивану-большаку — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке-Тимошке — песенки петь.

Пальчиковая гимнастика «ПАЛЬЧИКИ СПЯТ»

Укладывая малыша спать, можно прочитать такую потешку-засыпайку и одновременно провести массаж пальчиков:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК»

К пальчиковой гимнастике в этом упражнении добавляется серия движений. Ребенку во время игры нужно показать какие движения следует выполнять по ходу стишка.

Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)

Хлопай, хлопай, хлопай. (Хлопки ручками.)

Ножками топай, топай. (притопывание 2раза.)

Спрятались, спрятались. (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ»

Держите перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.

Раз-два-три-четыре-пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел. (Загибаете мизинец.)

Этот пальчик чистит стол. (Загибаете безымянный.)

Этот — резал. (Загибаете средний палец.)

Этот — ел. (Загибаете указательный палец.)

Ну а этот лишь глядел! (Загибаете большой палец, щекочете ладони.)

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Пальцы обеих рук складываем вместе.

— Кто приехал? (Быстро хлопать конниками больших пальцев.)

— Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев быстро одновременно хлопают.)

— Мама, мама, это мы? (Хлопать кончиками больших пальцев.)

— Да, да, да! (Хлопать кончиками указательных пальцев.)

— Папа, папа, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)

— Да, да, да! (Хлопать кончиками средних пальцев.)

— Братец, братец, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)

— Да, да, да! (Хлопать кончиками безымянных пальцев.)

— Ах, сестричка, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)

— Да?да, да! (Хлопать мизинцами.)

— Все мы вместе, да-да-да! (Хлопать всеми пальцами.)

Пальчиковая игра «ОБВЕДИ ЛАДОНЬ»

Приготовьте лист плотной белой бумаги и фломастер. Попросите малыша приложить ладошку к бумаге и обвести контур руки. Пусть ребенок по очереди чуть приподнимает пальчики над контуром, а затем поднимет всю ладошку. После этого не сдвигая руки, попросите малыша собрать пальцы в ладонь и опять расправить их по обведенному контуру.

Пальчиковая гимнастика «ПОДВИГАЙ КРУЖКИ»

Приготовьте 10 разноцветных кружков из цветного картона диаметром 1-2 см. Попросите малыша положить ладошку на стол чтобы кончики его пальцев лежали на кружках. Предложите подвигать кружочки по очереди каждым пальцем, затем всеми вместе. Потом малыш поднимает руку и снова опускает ее так, чтобы кончики пальцев попали на кружки.

Игра с пальчиками «КОЛЕЧКИ»

Попросите ребенка поочередно соединять все пальчики с большим в кольцо, делая это строго по порядку.

Такая пальчиковая гимнастика игра очень нравятся малышам. Пусть пальчики ребенка будут ловкими!

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

gamejulia.ru

Игры с пальчиками

Заниматься этой тренировкой можно уже с ребенком 6-7 месяцев. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их  в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый пальчик. Всем известны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». «Пальчики» не требуют подробных объяснений и очень уместны в этот период. Тренировку движения пальцев рук можно начинать с простого упражнения:

сжимать в кулак, затем разжимать их. Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжимать мамину, папину руку, сжимать одну руку другой. Предложите ребенку, взять за руку сестру, (папу, маму), перетянуть к себе через условную черту. Еще упражнение: растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы,- «открыть замок». Переплетать пальцы обеих рук – сделать «елочку». Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец. А теперь можно поиграть.  

 

«Собираем ягоды»

Расслабленная кисть левой руки (пальцы опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцами правой руки «снимем с ветки ягоды»    

1 2       

 

3 4

 

5

 «Пальчики здороваются»

Кончики пальцев правой и левой рук соприкасаются: мизинец с мизинцем, безымянный  с безымянным и т.д.

12

 

34

 

5            

«Пальчики моются»

Согнутые пальцы одной руки смыкаются с согнутыми пальцами другой руки в «замочек» и шевелятся.

12

 

34  

 «Замочек»

Пальцы одной руки – между пальцами другой, сгибаются, закрывая «замочек».

 

«Пальцы шагают»

12

 

3 

«Колечко»

Большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко, которое надевается на каждый палец левой руки: большой с указательным – на указательный, большой со средним – на средний и т.д.

12

 

34       

 «Гармошка»

Пальцы раскрытой ладошки сходятся и расходятся.

12   

 «Бутончик»

Кончики пальцев собираются в горстку, а затем ладошка раскрывается – «цветок раскрывается навстречу солнцу».

12

 

34

 

5  

Рассматривая изображения зверей, постарайтесь показать с помощью пальцев их отличительные черты.    

«Зайка»

Указательный и средний пальцы выпрямлены. Согнутый большой палец — на согнутых мизинце и безымянном.

«Коза рогатая»

Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем.

«Мишка косолапый»

Четыре пальца вертикально стоят на столе. Средний согнут — это «голова медведя».

«Лиса»

Ладонь держат вертикально, изображая профиль лисы. Большой палец чуть-чуть приподнят — это ухо. Указательный согнут — это лоб. Средний палец — нос. Сомкнутые безымянный и средний отходят от мизинца — пасть лисицы раскрыта.

«Волк»

Большой палец (ухо) слегка приподнят, сложенные попарно указательный и средний, безымянный и мизинец сходятся и расходятся — «открывается пасть волка».

Стихи для развития мелкой моторики

*********************1**********************

1

Эта ручка — правая,

Эта ручка — левая,

23

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

45

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

67

Будут ручки у меня

8

Ловкие, умелые!

910*********************2***********************

Посмотри: моя ладошка,

Как веселая гармошка!

12

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

34

Я ладошки раздвигаю,

Я на кнопки нажимаю!

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри! 

(Ладони расходятся, пальчики поочередно «нажимают» на кнопки)

56

78

910

1112

1314

********************3**********************

Раз — кружок, два — кружок,

Раз — шажок, два — шажок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

(Поочередно нажимаем каждым пальчиком на соответствующий кружок)

12

34

5

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца — до большого,

А потом — к мизинцу снова.

 

Раз два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!

******************4*******************

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

12

Разогнуться и подняться.

34

56

Пальчик к пальчику прижмем.

Снова в кулачки сожмем.

78

910

1112

Разгибаем, загибаем,

снова кулачки сжимаем.

1314

******************5********************

Тик-так, тик-так,

Вставай, толстяк.

Не спи, вставай,

Играй давай!

Ладони на столе, каждый палец поочередно дважды стучит по столу, большой палец лежит без движения.

12

34

Встает толстяк,

5

Стучит толстяк:

6

Тук-так, тук-так,

Тук-так, тук-так.

7

Большой палец стучит в ритме стиха. 

sitedetstva.ru

«Пальчики» — игра для одного, двух, трёх или четырёх человек

Популярность «твистера» на iPad набирает обороты. Если Fingle позиционируется, как игра для влюблённых, то в «Пальчики» можно играть даже вчетвером.

Мы приехали на Филиппины в гости к друзьям, так что сразу начали с режима на четверых.  Сложность уровней постоянно возрастала, потому через 20 минут мы истерично хохотали над тем, что сами же и изображали на экране планшета.

Рекомендую играть одной рукой и не делать себе поблажек. Игра при таком раскладе становится в два раза сложней и интересней. А возможность использовать две руки представится в соло-режиме.

Соло-режим даёт возможность поупражнять пальцы и является приятным дополнением к компанейской игре. В одиночном режиме необходимо использовать две руки.

Режим игры на двоих:

По сути единственная серьёзная претензия к игре: постоянное надоедливое напоминание об оценке игры. На мой взгляд, просить об этом тактично через полчаса игры, но никак не каждые 5-7 минут. Я обычно ставлю оценку лишь спустя час минимум.

Напоследок я решил задать вопросы по поводу игры разработчикам и получил любопытный ответ, в котором раскрывается в том числе тайна названия их фирмы VOVASOFT:

Как я и рассказывал вам ранее, идея игры естественно не нова. Не помню, что было за мероприятие, вроде 23 февраля или 8 марта, в ресторанчике? Неважно.  🙂 Друг притащился с айпадом, на котором был установлен Fingle. Сам он, кстати, программист, причем не слабый. Мы стали тестить приложение, потому что одному дома ему играть не получалось. Багов в игре было достаточно, но мы получили огромное удовольствие, честно говоря!!! Играть приходилось по очереди, так как игра рассчитана только на двух игроков, это было достаточно неудобно. Тут то и родилась идея «Пальчиков» —  игра, в которой мы сможем воплотить наши идеи, сделать все то, чего не хватало нам в других различных играх. Возник резонный вопрос: «А почему бы не сделать то, во что хотелось бы играть и при этом не зарабатывать на этом?» После ужина было решено, чем мы будем заниматься в ближайшем будущем. 🙂

Работали мы прилично, разработка заняла примерно полгода, плюс еще много времени ушло на различные бюрократические проволочки. Изначально, принявшись за разработку игры, мы договорились, что в ней должно быть все максимально приближенно к идеалу. Потому и ушло намного больше времени, чем мы предполагали. Практически все были задействованы в создании уровней. Мы подумали, что нет смысла мелочиться и раз уж мы решили продавать игру, пусть пользователь платит за реально стоящую вещь, поэтому уровней нам нужно было много. Намучились практически со всем: уровнями, фонами, музыкой, тестированием. Было нереальное количество предложений по созданию фонов и иконки. В какой-то момент наш дизайнер предложил тот стиль, который вы можете сейчас увидеть в игре.

Программная часть, конечно же, как вы, наверное, догадываетесь, была не из легких. Пробовали, стирали, дополняли. В итоге, наши программисты добились своего и с программной точки зрения, добились практически безупречного кода.

С музыкой тоже встал большой вопрос… Изначально планировалось, купить кое-какие мелодии и треки в интернете, отсортировать и обрезать. Но все сложилось более чем удачно для нас. В процессе производства, мы познакомились с одним молодым талантливым композитором, теперь вот дружим, так сказать. Раньше он не занимался ничем подобным, но предложил нам написать абсолютно новые треки, в которых по мере правильного прохождения менялась основная мелодия, добавлялись новые ноты. Согласитесь классное решение?)))

Процесс тестирование также занял уйму времени, на этом этапе тоже много чего поменялось. Создание уровней: выставление фишек по системе координат, расчет времени движения и т.д. процесс не из самых легких. А тут одни уровни отсеиваются, добавляются новые, в каких-то просто необходимо менять настройки. В общем, с этим тоже прилично намаялись.

Резюмируя, я не могу сказать, что хоть один процесс прошел безболезненно))) Но на наш взгляд, получилось достойно. Ну собственно как вы видите, те, кто скачал как и мы в неописуемом восторге. 🙂

В апдэйте, готовящимся к 8 марту, будет добавлено еще больше уровней к каждому моду игры. Но также будет платный инап, который могут приобрести те, кому не будет хватать уже существующих уровней. К слову,  в инапе будет один очень оригинальный пак, который я думаю, удовлетворит даже самых прихотливых пользователей.

p.s. Насчет названия нашей компании — VOVASOFT, многие думают, в том числе и многие пользователи, что это имя одного из разработчиков, хотелось бы, но это, к сожалению, не так. Это действительно имя нашего друга, который погиб за год до нашего старта.

Видео:

Внимание: Игра несовместима с жестами многозадачности. Их необходимо отключить в настройках.

Вывод: я редко рекомендую скачать игру на всякий случай, но тут это будет к месту. А случай может представиться как на ближайшем  дне рождения, так и на вечеринке через пару месяцев или при встрече с друзьями, как это случилось у нас. Отличная игра!

Загрузка…

ipadstory.ru

Пальчиковые игры для детей


Что умеет ребенок в 1 год


Главное двигательное достижение крохи к этому возрасту – ходьба. Ребенок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей малыша.


Влияние мелкой моторики на развитие ребенка


Многочисленными исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.


Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. Маме важно только знать несколько специальных упражнений и выучить к ним тексты стихов. В эти игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику – там, где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать.


Пальчиковые игры для ребенка подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда кроха проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной.


Хорошую тренировку обеспечивают народные игры-потешки. Мама сначала ритмично читает потешку, интонационно выделяя смысловые части, сопровождая чтение игровыми движениями. Затем крохе предлагается повторять движения, а в более старшем возрасте – и слова потешки.


Когда малышу трудно выполнить то или иное упражнение, взрослый должен помочь, взяв его ручку в свою, помогая шевелить пальчиками, сгибать их и разгибать. Так происходит обучение необходимым движениям, тренируется тонкая моторика пальцев и, соответственно, стимулируется речевое развитие.


 


Пальчиковые игры для ребенка до года


Изучаем свои возможности


Работу по тренировке пальцев можно начинать уже с двухмесячного возраста. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик в отдельности, сгибайте и разгибайте его.


Игра «Каждому свое имя»


Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного – просто рассматривайте пальчики, назовите каждый пальчик, ласково погладьте. Можно просто перечислять названия пальчиков (большой, указательный, средний и т.п.), а можно каждому пальчику дать свое имя.


Называя «имя», сгибайте и разгибайте каждый пальчик по очереди:

Пальчик Антошка — Озорной немножко. (Сгибаем и разгибаем большой палец.)

Пальчик Влада – Обожает наряды. (Сгибаем и разгибаем указательный палец и т.д.)

Пальчик Коля Учится в школе.

Пальчик Тимоша – Мальчик хороший.

Пальчик Иришка – Совсем малышка.


Можно придумать свои имена и стихотворные строчки к ним или произносить имя малыша по-разному: сначала полное имя, затем уменьшительно-ласкательное, особенное, как ласково называет кроху кто-то из членов семьи и т.д. Таким образом, кроха привыкает к звуку собственного имени, учится выделять его из речи взрослых.


Игра «Карандаш — помощник»


Возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошкам и пальчикам крохи. Другой вариант упражнения – поместить карандаш между ладонями малыша и, плотно прижав ладошки, совершать ими растирающие движения. Выпуклые грани карандаша хорошо массируют поверхность ладоней, заставляя работать кожные рецепторы.


Можно массировать ладони и пальчики с помощью небольшого шарика (например, для пинг-понга), любого другого округлого предмета. Массажный эффект будет ощутимее, если вы используете специальный мяч-ежик с резиновыми «колючками». Покатайте его в ладонях крохи, прижимая их к мячу.

Освойте с крохой известные народные игры с пальчиками – «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-дереза».


К 9-10 месяцам жизни рекомендуется тренировать круговые движения большими пальцами малыша. Период, когда происходит противопоставление большого пальца остальным, имеет особое значение. С этого момента ребенку становятся доступны тонкие движения пальцев рук, малыш осваивает пинцетный захват (умение брать предметы большим и указательным пальцами).


Игра «Мальчик-с-пальчик»


Попросите ребенка разжать ладошку и, помогая ему совершать движения, начните проговаривать потешку:

Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем.)

С эти братцем – в лес ходил, (Загибаем по очереди сначала мизинец,)

С этим братцем щи варил, (затем безымянный палец и т.д.)

С этим братцем песни пел,

С этим братцем кашу ел,

Оттого и растолстел. (Круговые движения большим пальцем.)


Игра «Подъемный кран»


Для игры понадобится пластиковое ведерко и 6—7 небольших игрушек или предметов (игрушки из «Киндер-сюрприза», большие бусины, грецкие орехи, детали конструктора).


Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают предмет и направляют прямиком в ведерко. Сначала медленно покажите малышу последовательность действий, комментируя попутно свои движения. Затем попросите кроху повторить сначала правой рукой, затем левой.


 


Покажите ребенку жесты-заменители слов: «До свидания, пока-пока!» — малыш разжимает пальчики и машет ладошкой, «Дай мне!» — кроха несколько раз сжимает и разжимает кулачок, «Это делать нельзя!» — ребенок выпрямляет указательный палец, а остальные прижимает к ладони и качает ручкой. Научите малыша хлопать в ладоши, когда ему что-то нравится. Кроха быстро запоминает эти движения, а со временем научится повторять.


Пальчиковые игры для детей от 1 года до 2 лет


Играем и разговариваем


В это время возрастает самостоятельность ребенка во многих действиях. Проявление самостоятельности кроха привносит и в выполнение упражнений с пальчиками. В этом возрасте некоторые простые движения он может повторять без помощи взрослого, ориентируясь на показ и копируя действия. Также проявляется самостоятельность и в речи. Малыш старается на свой манер, громко и четко произносить звуки, слова или словосочетания при выполнении какой-либо части упражнения.


Пальчиковая игра «Паучок»


Паучок ползет, ползет, (Пальчики сжимаются и разжимаются, «шагая» по поверхности – по столу, руке, ножке.)

Паутинку он плетет.

Паутинка хоть тонка,

Крепко держит мотылька. (Округленные ладони складываются одна на другую.)

Мотылек сидел-сидел,

Вдруг вспорхнул – и улетел! (Машем ручками в воздухе.)

Просите кроху проговаривать слова-окончания: «ползет», «сидел», «улетел».


Пальчиковая игра «Семья»


Попросите малыша распрямить ладошку. Начинаем загибать мизинец, безымянный палец и далее — по направлению к большому:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вся моя семья.


Несколько раз проговорив потешку, побуждайте кроху повторять за вами, либо завершать начатое предложение. Например, вы говорите: «Этот пальчик», а кроха дополняет – «бабушка» и т.д. Повторите упражнение с другой рукой.


Пальчиковая игра «Пианино»


Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола:

Мы купили пианино,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Вместе с бабушкой играем,

А танцует вся семья.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.


Игра «Пальчики здороваются»


Сядьте с малышом за стол друг напротив друга, «поздоровайтесь» пальчиками – каждым пальцем коснитесь по очереди пальчиков ребенка, приговаривая: «Здравствуй, пальчик-мизинчик», «Рад тебя видеть, безымянный пальчик», «Добрый день, средний пальчик», «Приветствую тебя, указательный пальчик», «Хорошего дня, большой пальчик!»


Следите, чтобы кроха выдвигал для приветствия какой-либо один пальчик, а не всю ладонь. Помогите ему разделить пальчики, если возникли затруднения. Одновременно с тренировкой пальцев рук малыш усваивает разнообразные фразы приветствия.


Для тренировки пальцев рук могут быть использованы также игры без речевого сопровождения:


Игра «Человечек». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»). Те же движения нужно производить пальцами левой руки, обеих рук одновременно.


Игра «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Покачать руками вправо-влево. В начале каждой игры подскажите крохе, как правильно располагать пальцы, покажите варианты движений пальцами и руками.


Игра «Перетяни веревочку». Объясните крохе, что сейчас вы будете проверять, кто из вас самый сильный. Объясните правила игры: нужно перетянуть веревочку на свою сторону, взяв ее пальчиками или зажав в кулак. Веревочку, шнурок или носовой платок положите на стол. Один конец веревки отдайте ребенку, за другой возьмитесь сами. По команде начинайте тянуть на себя. Конечно, ребенок должен победить в этом соревновании, но сразу сдаваться не стоит – пусть малыш тренирует пальчики, развивает их силу, пытаясь удержать и перетянуть веревку. Обязательно похвалите кроху за то, что он самый сильный и ловкий.


 


Пальчиковые игры для детей от 2 до 3 лет


Послушные пальчики


За этот период пальцы и кисти ребенка приобретают хорошую подвижность и гибкость, постепенно исчезает скованность движений.


Если вы заметили, что ребенок легко справляется с заданием, усложняйте его: добавьте новые движения, измените их последовательность, выучите другие, более замысловатые пальчиковые игры. В игре просите кроху повторять за вами целые предложения, четверостишья. Подбадривайте и хвалите его за правильно выполненное задание.


Пальчиковая игра «Улитка»


Проговаривайте потешку, демонстрируя ребенку все действия. Попросите его повторять движения за вами:


Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)

Высунь рога! (Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем.)

Дам тебе я вкусного пирога! (Показываем раскрытые ладошки.)

Мне не надо пирога, (Вертим сжатыми кулачками.)

Мне свобода дорога.

Я ползу-ползу по дорожке,

Захочу – высуну рожки (Выпрямляем указательный и средний пальцы.)

А дотронешься слегка…

Убираются рога! (Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак.)


Пальчиковая игра «Баран и баранки»


Научите малыша собирать пальчики в колечки, смыкая поочередно большой палец с маленьким, безымянным, средним, указательным и большим:

Рано утром спозаранок

Накупил баран баранок. (Смыкаем колечки, начиная с маленького пальца.)

А потом на рублики

Прикупил он бублики. (Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке.)

Раз, два, три, четыре, пять — (Загибаем поочередно пальчики.)

Начал бублики считать.

Раз, два, три, четыре, пять — (В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы.)

Начал бублики жевать.

И все скушал… (Показываем ладони.)


Игра «Волшебная паутина»


Для этой игры понадобится тонкий цветной шнурок. Попросите кроху показать ручку, растопырив пальчики. Оплетаем шнурок колечками вокруг каждого пальчика малыша, а он пусть попытается снять его с пальцев, не задействовав свободную руку. Можно вместе с крохой обыграть это упражнение: например, рассказать, что паучок сплел свою волшебную паутинку вокруг его пальчиков, а ему нужно освободиться. Когда малышу удастся снять шнурок, сопроводите его успех сюрпризным моментом, например: «Ура! Ты – волшебник! Смог освободиться от волшебной паутины! Молодец!»


Пальчиковый театр для детей


Пальчиковый театр – отличное изобретение: легкое, удобное, мобильное. Можно приобрести уже готовые фигурки, которые одеваются на пальчики, можно персонажей для пальчикового театра изготовить самим — например, из фетра, бумаги, связать из пряжи, а можно приобрести в магазине. Эта игрушка долго будет радовать малыша, тренируя его пальчики, совершенствуя речь, фантазию и воображение.


Устраивайте совместные представления, а зрителями могут быть родные и друзья, сверстники ребенка.

Простейший вариант — изготовить «актеров» из бумаги.


Лист бумаги шириной 3-5 см оберните вокруг пальца и склейте в рулончик. Если кукловодом будет ребенок – соответственно, рулончик должен быть тоньше.


Дальше оформляем куколку: раскрашиваем, прорисовываем лицо, ручки, детали одежды. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажу: королю – корону, деду – бороду и усы, бабке – платочек.

Такие артисты удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый пальчик – отдельный герой. Так можно поставить русские народные сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Зимовье зверей».


 


Театр теней для детей


Сложенные определенным образом пальцы рук при специальном освещении могут превратиться в сказочных персонажей. Для освещения примените небольшой настольный светильник, ночник.

Установите ночник так, чтобы свет от него попадал на стену. Руки нужно расположить от источника света так, чтобы тень от них отражалась на стене.


До того как показать сказочное действо, вам вместе придется потренироваться и овладеть приемами правильного показа движений персонажа: как он шевелит ушами, открывает и закрывает рот и т.д.


Предлагаем несколько игр для теневого театра:


Игра «Зайчик». Локти опираются на стол. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного и мизинца соединить с кончиком большого пальца. Совершать плавные вращательные движения кистью (зайчик движется). То же упражнение выполнить пальцами левой руки, двумя руками одновременно.


Игра «Курочка пьет водичку». Локти опираются на стол, пальцы сложить в виде клюва. Совершать ритмичные наклоны рук вперед и возвращать в исходное положение – «клевать зернышки». Малыш может завороженно наблюдать за теневой проекцией на стене, а позже и сам будет рад принять участие в представлении.


Пальчиковая игра «Звери на работе». Прочтите малышу стишок, попутно показывая все действия, которые выполняют животные в нем. Пусть кроха повторяет движения за вами. Выполнять движения нужно двумя руками одновременно:


Сегодня день целый

Все звери у дела:

Лисичка-сестричка шубку подшивает, (Собираем пальцы в щепоть и разжимаем.)

Серый медведь, старый дед, сапог подбивает, (Стучим кулаками друг о друга.)

А сорока-белобока мушек отгоняет. (Взмахи руками.)

Медведица Маша варит детям кашу. (Кистями рук совершаем круговые движения.)

Зайчиха под елкой метет метелкой. (Ударяем ладонями друг о друга по касательной – «отряхнем» ладошки)


Тренажер для пальчиков ребенка


Небольшую плотную резинку (например, для волос) наденьте крохе на большой и указательный пальцы и попросите несколько раз растянуть ее. Пусть кроха старается растянуть резинку только двумя пальчиками, без помощи второй руки. Затем наденьте резинку на большой и средний пальцы и так далее до мизинца. Эта игра позволяет укреплять мышцы пальчиков, совершенствует координацию мелких движений. Чтобы малышу было интереснее, можно сказать, что на пальчики вешаем замочек и ему нужно растянуть его, чтобы освободиться.

www.2mm.ru

Пальчиковые игры для детей


Интеллект на кончиках пальцев


Многочисленными исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.


Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. Маме важно только знать несколько специальных упражнений и выучить к ним тексты стихов. В эти игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику – там, где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать. 


Пальчиковые игры для ребенка подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда кроха проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной.


Хорошую тренировку обеспечивают народные игры-потешки. Мама сначала ритмично читает потешку, интонационно выделяя смысловые части, сопровождая чтение игровыми движениями. Затем крохе предлагается повторять движения, а в более старшем возрасте – и слова потешки.


Когда малышу трудно выполнить то или иное упражнение, взрослый должен помочь, взяв его ручку в свою, помогая шевелить пальчиками, сгибать их и разгибать.  Так происходит обучение необходимым движениям, тренируется тонкая моторика пальцев и, соответственно, стимулируется речевое развитие.


Первый год: изучаем свои возможности


Работу по тренировке пальцев можно начинать уже с двухмесячного возраста. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик в отдельности, сгибайте и разгибайте его.


Игра «Каждому пальчику – свое имя»


Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного – просто рассматривайте пальчики, назовите каждый пальчик, ласково погладьте. Можно просто перечислять названия пальчиков (большой, указательный, средний и т.п.), а можно каждому пальчику дать свое имя. Называя «имя», сгибайте и разгибайте каждый пальчик по очереди:


Пальчик Антошка  —

Озорной немножко. (Сгибаем и разгибаем большой палец.)

Пальчик Влада –

Обожает наряды. (Сгибаем и разгибаем указательный палец и т.д.)

Пальчик Коля

Учится в школе.

Пальчик Тимоша –

Мальчик хороший.

Пальчик Иришка –

Совсем малышка.


Можно придумать свои имена и стихотворные строчки к ним или произносить имя малыша по-разному: сначала полное имя, затем уменьшительно-ласкательное, особенное, как ласково называет кроху кто-то из членов семьи и т.д. Таким образом, кроха привыкает к звуку собственного имени, учится выделять его из речи взрослых.


Игра «Карандаш — помощник»


Возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошкам и пальчикам крохи. Другой вариант упражнения – поместить карандаш между ладонями малыша и, плотно прижав ладошки, совершать ими растирающие движения. Выпуклые грани карандаша хорошо массируют поверхность ладоней, заставляя работать кожные рецепторы.


Можно массировать ладони и пальчики с помощью небольшого шарика (например, для пинг-понга), любого другого округлого предмета. Массажный эффект будет ощутимее, если вы используете специальный мяч-ежик с резиновыми «колючками». Покатайте его в ладонях крохи, прижимая их к мячу.

Освойте с крохой известные народные игры с пальчиками – «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-дереза».


К 9-10 месяцам жизни рекомендуется тренировать круговые движения большими пальцами малыша. Период, когда происходит противопоставление большого пальца остальным, имеет особое значение. С этого момента ребенку становятся доступны тонкие движения пальцев рук, малыш осваивает пинцетный захват (умение брать предметы большим и указательным пальцами). 


Игра «Мальчик-с-пальчик»


Попросите ребенка разжать ладошку и, помогая ему совершать движения, начните проговаривать потешку:


Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем.)

С эти братцем – в лес ходил, (Загибаем по очереди сначала мизинец,)

С этим братцем щи варил, (затем безымянный палец и т.д.)

С этим братцем песни пел,

С этим братцем кашу ел,

Оттого и растолстел. (Круговые движения большим пальцем.)


Игра «Подъемный кран»


Для игры понадобится пластиковое ведерко и 6-7 небольших игрушек или предметов (игрушки из «Киндер-сюрприза», большие бусины, грецкие орехи, детали конструктора).


Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают предмет и направляют прямиком в ведерко. Сначала медленно покажите малышу последовательность действий, комментируя попутно свои движения. Затем попросите кроху повторить сначала правой рукой, затем левой.


Учим язык жестов


Покажите ребенку жесты-заменители слов: «До свидания, пока-пока!» — малыш разжимает пальчики и машет ладошкой, «Дай мне!» — кроха несколько раз сжимает и разжимает кулачок, «Это делать нельзя!» — ребенок выпрямляет указательный палец, а остальные прижимает к ладони и качает ручкой. Научите малыша хлопать в ладоши, когда ему что-то нравится. Кроха быстро запоминает эти движения, а со временем научится повторять.


От 1 года до 2 лет: играем и разговариваем


В это время возрастает самостоятельность ребенка во многих действиях. Проявление самостоятельности кроха привносит и в выполнение упражнений с пальчиками. В этом возрасте некоторые простые движения он может повторять без помощи взрослого, ориентируясь на показ и копируя действия. Также проявляется самостоятельность и в речи. Малыш старается на свой манер, громко и четко произносить звуки, слова или словосочетания при выполнении какой-либо части упражнения.


Пальчиковая игра «Паучок»


Паучок ползет, ползет, (Пальчики сжимаются и разжимаются, «шагая» по поверхности – по столу, руке, ножке.)

Паутинку он плетет.

Паутинка хоть тонка,

Крепко держит мотылька. (Округленные ладони складываются одна на другую.)

Мотылек сидел-сидел,

Вдруг вспорхнул – и улетел! (Машем ручками в воздухе.)

Просите кроху проговаривать слова-окончания: «ползет», «сидел», «улетел».


Пальчиковая игра «Семья»


Попросите малыша распрямить ладошку. Начинаем загибать мизинец, безымянный палец и далее — по направлению к большому:


Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вся моя семья.


Несколько раз проговорив потешку, побуждайте кроху повторять за вами, либо завершать начатое предложение. Например, вы говорите: «Этот пальчик», а кроха дополняет – «бабушка» и т.д. Повторите упражнение с другой рукой.


Пальчиковая игра «Пианино»


Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола:


Мы купили пианино, 

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Вместе с бабушкой играем,

А танцует вся семья.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.


Игра «Пальчики здороваются»


Сядьте с малышом за стол друг напротив друга, «поздоровайтесь» пальчиками – каждым пальцем коснитесь по очереди пальчиков ребенка, приговаривая: «Здравствуй, пальчик-мизинчик», «Рад тебя видеть, безымянный пальчик», «Добрый день, средний пальчик», «Приветствую тебя, указательный пальчик», «Хорошего дня, большой пальчик!»


Следите, чтобы кроха выдвигал для приветствия какой-либо один пальчик, а не всю ладонь. Помогите ему разделить пальчики, если возникли затруднения. Одновременно с тренировкой пальцев рук малыш усваивает разнообразные фразы приветствия.


Для тренировки пальцев рук могут быть использованы также игры без речевого сопровождения:


  • Игра «Человечек». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»). Те же движения нужно производить пальцами левой руки, обеих рук одновременно.

  • Игра «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Покачать руками вправо-влево. В начале каждой игры подскажите крохе, как правильно располагать пальцы, покажите варианты движений пальцами и руками.

  • Игра «Перетяни веревочку». Объясните крохе, что сейчас вы будете проверять, кто из вас самый сильный. Объясните правила игры: нужно перетянуть веревочку на свою сторону, взяв ее пальчиками или зажав в кулак. Веревочку, шнурок или носовой платок положите на стол. Один конец веревки отдайте ребенку, за другой возьмитесь сами. По команде начинайте тянуть на себя. Конечно, ребенок должен победить в этом соревновании, но сразу сдаваться не стоит – пусть малыш тренирует пальчики, развивает их силу,  пытаясь удержать и перетянуть веревку. Обязательно похвалите кроху за то, что он самый сильный и ловкий.



От 2 до 3 лет: пальчики становятся послушными


За этот период пальцы и кисти ребенка приобретают хорошую подвижность и гибкость, постепенно исчезает скованность движений.


Если вы заметили, что ребенок легко справляется с заданием, усложняйте его: добавьте новые движения, измените их последовательность, выучите другие, более замысловатые пальчиковые игры. В игре просите кроху повторять за вами целые предложения, четверостишья. Подбадривайте и хвалите его за правильно выполненное задание.


Пальчиковая игра «Улитка»


Проговаривайте потешку, демонстрируя ребенку все действия. Попросите его повторять движения за вами:


Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)

Высунь рога! (Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем.)

Дам тебе я вкусного пирога! (Показываем раскрытые ладошки.)

Мне не надо пирога, (Вертим сжатыми кулачками.)

Мне свобода дорога.

Я ползу-ползу по дорожке,

Захочу – высуну рожки (Выпрямляем указательный и средний пальцы.)

А дотронешься слегка…

Убираются рога! (Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак.)


Пальчиковая игра «Баран и баранки»


Научите малыша собирать пальчики в колечки, смыкая поочередно большой палец с маленьким, безымянным, средним, указательным и большим:


Рано утром спозаранок

Накупил баран баранок. (Смыкаем колечки, начиная с  маленького пальца.)

А потом на рублики

Прикупил он бублики. (Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке.)

Раз, два, три, четыре, пять — (Загибаем поочередно пальчики.)

Начал бублики считать.

Раз, два, три, четыре, пять — (В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы.)

Начал бублики жевать.

И все скушал… (Показываем ладони.)


Игра «Волшебная паутина»


Для этой игры понадобится тонкий цветной шнурок. Попросите кроху показать ручку, растопырив пальчики. Оплетаем шнурок колечками вокруг каждого пальчика малыша, а он пусть попытается снять его с пальцев, не задействовав свободную руку. Можно вместе с крохой обыграть это упражнение: например, рассказать, что паучок сплел свою волшебную паутинку вокруг его пальчиков, а ему нужно освободиться. Когда малышу удастся снять шнурок, сопроводите его успех сюрпризным моментом, например: «Ура! Ты – волшебник! Смог освободиться от волшебной паутины! Молодец!»


Театр теней


Сложенные определенным образом пальцы рук при специальном освещении могут превратиться в сказочных персонажей. Для освещения примените небольшой настольный светильник, ночник.


Установите ночник так, чтобы свет от него попадал на стену. Руки нужно расположить от источника света так, чтобы тень от них отражалась на стене.


До того как показать сказочное действо, вам вместе придется потренироваться и овладеть приемами правильного показа движений персонажа: как он шевелит ушами, открывает и закрывает рот и т.д. Предлагаем несколько игр для теневого театра:


  • Игра «Зайчик». Локти опираются на стол. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного и мизинца соединить с кончиком большого пальца. Совершать плавные вращательные движения кистью (зайчик движется). То же упражнение выполнить пальцами левой руки, двумя руками одновременно.

  • Игра «Курочка пьет водичку». Локти опираются на стол, пальцы сложить в виде клюва. Совершать ритмичные наклоны рук вперед и возвращать в исходное положение – «клевать зернышки». Малыш может завороженно наблюдать за теневой проекцией  на стене, а позже и сам будет рад принять участие в представлении.

  • Пальчиковая игра «Звери на работе». Прочтите малышу стишок, попутно показывая все действия, которые выполняют животные в нем. Пусть кроха повторяет движения за вами. Выполнять движения нужно двумя руками одновременно:


Сегодня день целый

Все звери у дела:

Лисичка-сестричка шубку подшивает, (Собираем пальцы в щепоть и разжимаем.)

Серый медведь, старый дед, сапог подбивает, (Стучим кулаками друг о друга.)

А сорока-белобока мушек отгоняет. (Взмахи руками.)

Медведица Маша варит детям кашу. (Кистями рук совершаем круговые движения.)

Зайчиха под елкой метет метелкой. (Ударяем ладонями друг о друга по касательной – «отряхнем» ладошки.)


Резинка-тренажер


Небольшую плотную резинку (например, для волос) наденьте крохе на большой и указательный пальцы и попросите несколько раз растянуть ее. Пусть кроха старается растянуть резинку только двумя пальчиками, без помощи второй руки. Затем наденьте резинку на большой и средний пальцы и так далее до мизинца. Эта игра позволяет укреплять мышцы пальчиков, совершенствует координацию мелких движений. Чтобы малышу было интереснее, можно сказать, что на пальчики вешаем замочек и ему нужно растянуть его, чтобы освободиться.


Пальчиковый театр


Пальчиковый театр – отличное изобретение: легкое, удобное, мобильное. Можно приобрести уже готовые фигурки, которые одеваются на пальчики, можно персонажей для пальчикового театра изготовить самим — например, из фетра, бумаги, связать из пряжи, а можно приобрести в магазине. Эта игрушка долго будет радовать малыша, тренируя его пальчики, совершенствуя речь, фантазию и воображение.


Устраивайте совместные представления, а зрителями могут быть родные и друзья, сверстники ребенка.

Простейший вариант — изготовить «актеров» из бумаги.


  • Лист бумаги шириной 3-5 см оберните вокруг пальца и склейте в рулончик. Если кукловодом будет ребенок – соответственно, рулончик должен быть тоньше.

  • Дальше оформляем куколку: раскрашиваем, прорисовываем лицо, ручки, детали одежды. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажу: королю – корону, деду – бороду и усы, бабке – платочек.

  • Такие артисты удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый пальчик – отдельный герой. Так можно поставить русские народные сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Зимовье зверей».

www.2mm.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о