Пальчиковая гимнастика белочка – Белка, конспект занятия по ознакомлению с природой

Белка, конспект занятия по ознакомлению с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Белка»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.

Белка

Белка

Ход занятия:

Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:

Загадка про белку

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.

Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»

Давайте немного поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)

К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).

Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.

В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.

Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена.

Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.

Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.

Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.

Игра «Покажи отгадку»

Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Не зверь и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх.
(Лягушка)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Олень)

Вьется веревка,
На конце головка.
Ползет, извивается,
На врага бросается.
(Змея)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами

За жуками и мышами.
(Еж)

Эта серенькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Рыло пятачком.
(Кабан)

Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару. Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено. Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.

По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).

Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя». Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам. Ведь белка – заботливая мать.

В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.

Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.

К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.

Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.

Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка».

Вопросы:

1. Как белка готовится к зиме?
2. Что запасает в своих «кладовочках»?
3. Какую хитрость использует при сборе орехов?
4. Зачем белка сушит мухоморы?
5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой?
6. Что ест белка в голодные зимы?
7. Что добавляется летом в беличье «меню»?
8. Как белки устраивают дома?
9. Чьи дома занимают некоторые белки?

10. Какой у белки характер?
11. Какими появляются на свет бельчата?
12. Как белка заботится о бельчатах?

Скачать конспект занятия «Белка»

vospitatel.com.ua

Пальчиковая гимнастика «Бабушкины оладьи»

Поиск Лекций

Вкусные оладьи бабушка пекла,

Всех своих внучат обедать позвала: (произвольные движения кистями рук)

Машу, Таню и Сережу,

Киру, Ваню и Антошу. (загибаем пальчики)

Все за стол садятся дружно, (сжимаем кулачки)

Ведь давно обедать нужно! (разжимаем кулачки, энергичные потряхивания кистями рук)

Оладушки вареньем смажем, (гладим одну ладошку другой)

Бабушке «спасибо» скажем! (сжимаем и разжимаем кулачки)

 

Пальчиковая гимнастика «Белочка»

Сидит белочка в тележке,

Продает на орешки.

Лисичке-сестричке,

(Дети поочередно загибают пальчики)

Воробью, синичке,

(От мизинца к большому).

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Юбилей у окуня»

Всю семейку пескарей

(ладонями показываем «рыбку»)

Окунь звал на юбилей.

(делаем приглашающие жесты обеими ладонями)

Он за стол их посадил,

(кладем ладонь на кулак)

Чаю в чашки им налил,

(кладем кулак на ладонь)

Подал в вазочках варенье,

(округляем ладони, растопыриваем пальцы)

И на блюдечке – печенье.

(округляем ладони, вкладываем одну в другую)

Щука мимо проплывала,

(ладонями показываем «рыбку»)

И застолье увидала.

(показываем «бинокль»)

Окунь щуку в дом позвал,

(делаем приглашающие жесты обеими ладонями)

Чаем щуку угощал.

(кладем кулак на ладонь)

Щука чай не захотела:

(грозим пальчиками)

«Пескарей бы я поела!»

(складываем пальцы в щепотку)

Им пришлось уплыть скорей.

(ладонями показываем «рыбку»)

Вот так славный юбилей!

(разводим руки в сторону)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Коленька»

Коленька хороший,

(поглаживают кисть левой руки),

Коленька пригожий

(поглаживают кисть правой руки),

Пройди по дороженьке,

(указательный и средний пальцы обеих рук шагают),

Топни (выставляют кулак),

Коля (ставят ладонь на ребро),

Ноженькой (показывают ладонь).

 

 

Пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами — указательным и средним — каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальца­ми обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(грозят пальцем веду­щей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: боль­шой — указательный, большой — средний и т.д.).

 

 

Пальчиковая гимнастика «Мои пальчики расскажут»

Мои пальчики расскажут,

(хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),

Что умеют — все покажут :

(одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).

Их пять на каждой руке

(показывают растопыренные пальцы).

Всё сделать смогут, всегда помогут.

(хло­пают в ладоши).

Они на дудочке играют

(здесь и далее движения соответствуют тексту),

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают —

Пять и пять моих ловких пальчиков

(показывают пальцы обеих рук).

 

Пальчиковая гимнастика «Жил-был зайчик»

Жил-был зайчик –

(хлопают в ладоши)

Длинные ушки

(три пальца в кулак, указательный и средний — ушки).

Отморозил зайчик

(сжимают и разжи­мают пальцы обеих рук)

Носик на опушке

(трут нос).

Отморозил носик

(сжимают и разжи­мают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик

(гладят кобчик)

И поехал греться

(крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет

(хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

 

 

Пальчиковая гимнастика «Фома едет на курице»

Стучит-бренчит по улице —

(стучат ку­лачком о кулачок)

Фома едет на курице

(локоть правой ру­ки опирается на стол, большой и указа­тельный пальцы образуют «клювик», ос­тальные изображают гребешок).

Тимошка — на кошке

(локоть правой ру­ки опирается на стол, указательный и ми­зинец образуют ушки, средний и безымян­ный плотно прижаты к ладони)

По кривой дорожке

(ребром ладони изо­бражают движение по кривой по столу).

 

 

Пальчиковая гимнастика «Свинка Ненила»

Свинка Ненила

(хлопают в ладоши)

Сыночка хвалила

(поглаживают себя по голове):

— То-то хорошенький!

(Поглаживают кисти правой руки.)

То-то пригоженький!

(Поглаживают кисти левой руки.)

Ходит бочком

(ребром ведущей руки ве­дут по столу),

Хвостик крючком

(показывают указа­тельные пальцы обеих рук),

Нос пяточком

(ставят кулачок на кула­чок и на нос).

 

 

Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»

Как живешь?

— Вот так!

(Большие пальцы обеих рук — вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь?

— Вот так!

(Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

— Вот так!

(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

— Вот так!

(Поочередно приклады­вать ладони колбу)

Машешь вслед?

— Вот так!

(Энергичные движения кистями рук)

Ночью спишь?

— Вот так!

(Ладони под голову.)

А шалишь?

— Вот так!

(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Гязнули»

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

(пальцы рук по­очередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым

(ладони ста­вятся одна над другой, изображая рост ребенка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули

(пальцы рук соеди­нены в замок),

Которые сами

В грязи утонули

(движение, имити­рующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки

(пальцы сжать в ку­лак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки

(руки вперед, правая ла­донь лежит на левой, пальцы чуть со­гнуть, каждый палец правой руки каса­ется одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут!

(руки скрещены на груди, согнуться, выпря­миться, поднять руки вверх).

 

 

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

 

 

Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы, за работу!»

Ну-ка, братцы, за работу

(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать

(энергично ше­велить всеми пальцами),

Наших деток забавлять.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Я вас всех приветствую

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,

похлопывая их кончиками).

 

 

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

 

 

Пальчиковая гимнастика «В детский сад идти пора!»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

 

 

Пальчиковая гимнастика «Вьюшки-вьюшки»

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.

(Руки сжаты перед собой в кулаки. Вращать кулаки друг вокруг друга. Текст произносить низким голосом)

Колотушки колочу.

Приколачиваю.

Заколачиваю.

(Стучать кулаком о кулак: чередовать 2 удара – сверху правая рука, 2 удара – сверху левая рука)

Оп!

(Показать указательные пальцы обеих рук)

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.

(Вращать указательные пальцы перед собой друг вокруг друга. Текст произносить нормальным голосом – средняя высота)

Колотушки колочу.

Приколачиваю.

Заколачиваю.

(Стучать указательным пальцем правой руки по указательному пальцу левой руки – сверху-вниз, и наоборот)

Оп!

(Сжать руки в кулаки и показать мезинцы)

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.

(Вращать мизинцы друг вокруг друга перед собой. Текст произносить тонким голоском)

Колотушки колочу.

Приколачиваю.

Заколачиваю.

(Стучать мизинцем правой руки по мизинцу левой руки – сверху-вниз, и наоборот)

Дзынь.

(Нажать на кончик носа указательным пальцем)

Пальчиковая гимнастика «Киселек»

Бабушка кисель варила

(Правая рука «помешивает кисель»)

На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом)

В черепушечке.

(Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушку)

Для Андрюшечки.

(Ладонь правой руки ложится на грудь)

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог.

(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук цепляются друг за друга. Помахать скрещенными ладонями, как крыльями)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

(Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются)

Вот и нету киселька

(Руки развести в стороны)

В черепушечке.

У старушечки,

(Руки снова показывают горшок-черепушку)

На горушечке.

(Руки вновь показывают горку)

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»

(Руки «утирают слезы»)

Не плачь, бабка, не рыдай!

(Указательный палец правой руки «грозит бабке»)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

(Правая рука снова помешивает кисель)

Во-о-от столько.

(Руки расходятся широко-широко в стороны)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Козел»

Вышел козел

Из новых сеней.

(Левая рука изображает козла; средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой; мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется в течение всей игры)

Нагнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

(Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье)

Выставил рожок:

«Дай пирожок!»

(Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен)

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

(Правая рука складывается «лодочкой»)

Во время игры обе руки двигаются взад-вперед в такт словам, «бодая» воздух. При повторении игры роли рук меняются.

 

Пальчиковая гимнастика «Мой домик»

Пусть мой домик кос и крив,

Посмотри, как он красив!

Видишь – из окошка

Выглянула кошка!

(Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на «домик» со всех сторон)

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!»

(Сильно подуть на «домик»)

Но он крепкий, домик мой,

Хоть косой он и кривой!

(Сблизить ладони, покачать соединенными ладонями влево-вправо)

Пусть неделю ветер воет –

Домик мой меня укроет!

(Поднять «крышу» над головой)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

 

Пальчиковая гимнастика «Погода»

Холодно. Осень. Пальцы мои

Дружно ругают осенние дни.

(Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием)

Пальчик-малыш жалуется:

«Ой-ой-ой!

Холод-то какой!»

(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках)

Указательный палец шепчет тихонько:

«Эх-эх-эх!

А вдруг пойдет снег?»

(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец)

Средний палец ворчит:

«Ох-ох-ох!

От ветра я оглох!»

(Сгибать и разгибать средний палец)

Безымянный палец кричит:

«Ай-ай-ай!

Солнце, вылезай!»

(Сгибать и разгибать безымянный палец)

Здоровяк большой палец восклицает:

«Ах-ах-ах!

Жаль, я не в сапогах!

Ух-ух-ух!

Дайте мне кожух!»

(сгибать и разгибать большой палец)

Это упражнение можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

 

Пальчиковая гимнастика «Вышел пальчик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки на счет)

Вышел пальчик погулять.

(указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони)

Только вышел из ворот — глядь, другой к нему идет.

(присоединяется средний палец)

Вместе весело идти, ну-ка, третий, выходи.

(затем – безымянный)

Вместе встанем в хоровод – Вот!

(хлопок, повторить движения левой рукой по правой ладони)

 

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Целый день тук да тук — раздается звонкий стук.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем.

(вращать кисти рук)

 

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

Кто приехал? Мы, мы, мы.

(хлопать кончиками пальцев)

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

(хлопать кончиками больших и указательных пальцев)

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

(большие и средние пальцы)

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

(большие и безымянные пальцы)

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

(большие пальцы и мизинцы)

 

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять — начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

 

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(руки сжаты в кулаки, большие пальцы «бегут» по столу)

А вторые догонять.

(по столу «бегут» указательные пальцы)

Треть пальчики бегом,

(средние пальцы)

А четвертые пешком.

(безымянные пальцы)

Пятый пальчик поскакал

(касаться стола ритмично обоими мизинцами)

И в конце пути упал.

(хлопнуть кулаками по столу)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Яблонька»

У дороги яблонька стоит,

(руки сплести над головой, пальцы разжаты)

На ветке яблочко висит.

(сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс,

(руки над головой, движения вперед-назад)

Вот и яблочко у нас.

(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь,

(соединить запястья, ладони развести)

Ах, какой приятный вкус.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Кого встретили в лесу?»

Раз, два, три, четыре, пять — дети в лес пошли гулять.

(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

Там живет лиса.

(рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень.

(пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук.

(кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь.

(руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя)

 

Пальчиковая гимнастика «Пять и пять»

Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть.

(сжиманиеразжимание пальцев рук)

Повернулись, улыбнулись,

(вращение кистей рук)

В кулачок опять свернулись. Вот какие молодцы!

(стучать кулачками)

 

Пальчиковая гимнастика «Дождик капает»

Дождик капает, дождик капает. Кап — кап-кап. Кап-кап-кап.

(пальчики обеих рук постукивают по столу)

 

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(сжимать и разжимать пальцы)

 

Пальчиковая гимнастика «Звонок»

«Звонок». Руки полусогнуты, опора на локти. Встряхивай по очереди кисти рук. Поглаживание. Разгладь лист бумаги, ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот. Постукивание. Постучи по столу расслабленной кистью правой, а потом левой руки.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Олени»

«Олени». Подними над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами («рога»). Напряги руки, с силой раздвинь пальцы. Затем урони руки на колени, расслабься.

 

Посмотрите: мы — олени!

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих.

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь — немного лени.

 

Пальчиковая гимнастика «Штанга»

«Штанга». Встань. Представь, что поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, «возьми» ее. Сожми кулаки. Медленно поднимай руки. Они напряжены. Тяжело! Подержи штангу. Бросай ее.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем…

Крепко держим… и бросаем!

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

 

 

Пальчиковая гимнастика «Кулачки»

«Кулачки». Сожми пальцы покрепче в кулачок (руки лежат на коленях), чтобы побелели косточки. Теперь расслабь руки.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты.

Крепко, с напряженьем

Пальчики прижаты.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Пальчик о пальчик»

Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)

А потом в ладоши громко бьем,

Хлопаем в ладоши — бом. (З раза)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Руки на коленях»

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко напряжены, пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем.

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Гости»

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка — ну, пожалуйста.

(вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках)

 

Пальчиковая гимнастика «Индюк»

Индюк из города идет, Игрушку новую везет.

Игрушка не простая, Игрушка расписная.

(пальчики обеих рук «идут» по столу)

 

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки на ногах сапожки,

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка — новые кроссовки.

(загибать пальчики, начиная с большого)

Вот так. Вот так. Новые кроссовки.

(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

 

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

(пальцы обеих рук делают «крышу»)

Ну, а к дому путь закрыт.

(руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большиевверх«ворота».

Мы ворота открываем,

(ладони разворачиваются)

Вэтот домик приглашаем.

(«крыша»)

 

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три…»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаём пальцы)

Вышли пальцы погулять.

(поглаживание ладоней)

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальцы)

Вышли пальцы погулять.

(поглаживание ладоней)

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Занятие по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Орешки для белочки» (ранний возраст)

(ранний возраст)

Программное содержание:     

1. Учить детей узнавать и называть животных.

2. Закрепить основные части тела животных.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Воспитывать добрые чувства к животным.

Оборудование:

Игрушки – зайка, мишка, белка, грецкие орехи, макеты деревьев.

 

Ход:

Воспитатель: Дети садитесь на стульчики. (после того как дети сели). Посмотрите, что я нашла. (показывает коробочку)

Воспитатель: Коробочку. Кто-то её потерял. Давайте посмотрим, что в коробочке есть?

Воспитатель открывает коробочку.

Воспитатель: Ребята, да это орешки. Вот послушайте стихотворение.

Мой орешек покатился

Прямо по дорожке,

Покрутился, покружился

На моей ладошке.

В кулачок орешек – прыг!

Притаился озорник!

Где орешек покажись,

Кулачок наш разожмись! (С.Елисеева)

Воспитатель: Дети, давайте мы с вами сходим в лес и найдём того, кто потерял эти орешки.

Идут. Под деревом сидит заяц..

Воспитатель: Посмотрите-ка, кто это?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Что есть у зайки?

Дети: Ушки, лапки, хвостик, глазки.

Воспитатель: Зайка, скажи нам, не ты ли потерял орешки?

Заяц: Нет. Это не я. Я люблю морковку.

Воспитатель: Ребята, угостим зайчика морковкой.

Проводится подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Дети прощаются с зайцем.

Воспитатель: Посмотрите, кто это под ёлкой в сугробе спит?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Давайте разбудим мишку:

Мишка, мишка

Хватит спать.

Выйди с нами поиграть!

Нас тут много,

Ты – один, спать тебе мы не дадим! (Е. Колесова)

(дети рассматривают медведя, имитируют его движения)

Воспитатель: Ребята, давайте повеселим мишку. Вот у меня есть волшебные втулочки.

(дети кружатся, веселятся, радуют мишку)

Воспитатель: Мишка, это ты потерял орешки?

Мишка: Нет, не я. Вот может белочка, что на дереве сидит. Она любит орешки грызть.

Воспитатель: Белочка, не ты ли потеряла орешки?

Белочка: Да, я потеряла орешки.

Воспитатель: Не печалься белочка, мы нашли твои орешки.

Белочка: Спасибо, вам дети.

Воспитатель:  Белочка, послушай, какую потешку мы знаем о тебе.

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

(дети поочередно загибают пальчики от мизинца к большому).

Белочка: Ребята, у меня много орехов и я хочу угостить вас ими. Они очень вкусные и полезные.

Дети угощаются, благодарят белочку.

Воспитатель: Спасибо, а нам пора возвращаться. До свидания, белочка.

dohcolonoc.ru

«Белочка» — 18 Ноября 2016 — Игровые сеансы воспитателя

Цели:

  1. Совершенствовать умение обследовать предметы: учить рассматривать, ощупывать, гладить.
  2. Закреплять представления о частях тела животного (голова, уши, глаза, нос, рот, живот, спина, хвост, лапы).
  3. Дать первые представления о признаках предмета (величине, длине) и количестве (один, много).
  4. Обогащать пассивный словарь.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со взрослыми и сверстниками.
  6. Развивать мелкую моторику рук.
  7. Продолжать учить детей создавать постройки, накладывая детали друг на друга, и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал.

Ход:

Приветствие. «Здравствуйте, ладошки »

-Давайте мы сегодня поедем на прогулку, на машине.

Песенка «Машина»

Ребятки, посмотрите, кто это на веточке сидит? (белочка)

— К нам в гости из леса пришла белочка. Давайте поздороваемся с ней

Воспитатель, показывает детям игрушечную белочку. Дети здороваются с ней.

-Белочка живет в лесу, в дупле дерева.

— Посмотрите, какая она красивая. Какие у нее лапки, хвостик, глазки…

Дети рассматривают белочку.

Воспитатель предлагает детям назвать части туловища белочки. (Что это у белочки). Ответы детей.

— Ребятки, посмотрите какая у белочки шерстка – она мягкая, теплая, пушистая. Погладьте ее, (каждый ребенок гладит игрушечную белочку)

— Белочка утром встала, вымыла лапки, умылась. А вы, ребятки, умывались сегодня утром? Давайте покажем белочке, как вы мыли ротик, глазки, носик.

Дети показывают, как они умывают называемую часть тела.

Игра «Носик, носик!»

Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты, ротик?

Глазик, глазик!

Где ты, глазик?

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?

-Белочка очень довольна, что вы такие чистенькие и хочет погладить ваши чистые ладошки. (Дети протягивают ладошки, белочка гладит их)

Белка:

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок. 
Всю осень дупло утепляю,
Пух, соломку туда таскаю.
К зиме готовлю запас: грибы, ягоды, орехи
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?
Трудно белке  будет зимовать…

Белка на зиму делает запасы орешков, складывает их в свое дупло или прячет

Упражнение «Найди орехи»

Дети ищут орехи руками в емкости с крупой.

Игра повторяется еще раз.

Массаж ладошек орехами

-Посмотрите, какие орешки шершавые, потрогайте. А теперь спрячьте орешек в ладошке. Сожмите ладошки. А сейчас, покажите свои орешки. Разожмите ладошки (играем 2-3 раза, затем другой рукой)

-А теперь давайте покатаем орешек в ладошках.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «МОЙ ОРЕШЕК» 
Мой орешек покатился прямо по дорожке, 
(катаем орешек между ладоней
Покрутился, покружился на моей ладошке. 
В кулачок орешек прыг, притаился озорник, 
(сжимаем пальчики в кулак, прячем орешек) 
Где орешек покажись, кулачок мой разожмись. 
«У нашей белочки болит лапка, и она не может добраться до своего домика-дупла, чтоб сложить орешки. Нужно построить ей лесенку».

Конструирование «Лесенка, для белочки»

Посмотрите, как много у меня кубиков. Из них мы и построим лесенку для белочки. Вначале положим на стол один кубик, — это одна ступенька лесенки, рядом поставим еще один кубик, на него положим еще один, вот так, — это вторая ступенька лесенки. Какая высокая получилась лесенка!

-Вот белочка добралась до дупла, и стала складывать запасы. Давайте ей поможем.

Игра «Собери орешки, грибочки для белочки»

Вот два дерева там, где круглое дупло мы сложим все орешки

А где квадратное дупло, сложим грибочки

Продуктивная деятельность

Лепка «Орешки для белочки»

Белка просит детей еще слепить ей орешков. Показывает, как отрывать от пластилина маленькие кусочки и скатывать их между ладонями. Полученные орешки дети складывают на тарелочки.

 

mozaikarazvitia.ucoz.com

Учитель — Пальчиковая гимнастика

Комплекс 1

1  Игра на развитие речевого дыхания «Чья птичка дальше улетит?»

Цели: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активация мышц губ.

Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги.

Ход игры: Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга.двое детей садятся напротив птичек. По сигналу дети начинают дуть на фигурки птиц, а дети следят, чья птичка дальше улетит.

 

2  Пальчиковая игра «Пять Утят»

Цели: игры способствуют развитию мелкой моторики рук, синхронизации  работы головного мозга, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, помогают убрать напряжение рук и мышц всего тела. 

Ход игры:

Пять утят плывут вперед,        Одна из рук — «мама утка». Стоит на столе,

На берегу их мама ждет,          опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.

Но только четверо утят            вторая рука-утята. Выполняют волнообразные

Вернулись к мамочке назад.    движения по направлению от «мамы утки и к

                                                  ней. Количество разогнутых пальцев                         

                                                    соответствует количеству утят.

Четверо утят плывут…              Постепенно пальцы загибаются.

Трое утят плывут…

Двое утят плывут…

Вот один плывет вперед,

На берегу его мама ждет,           «Киваем» кистью руки («мамой уткой!»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

 

3  Игра «Волшебный кубик»: «Птички»

Цель: Развивает координацию движений, устраняет эмоциональное напряжение. Развивает  ловкость и поддерживает жизненный тонус.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик. Выпавшее изображение ребенок должен изобразить, а остальные отгадать, что или кого он изображает.

 

 

Комплекс 2

1  Игра на развитие речевого дыхания «Паровозик»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материал: игрушечный паровозик.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку паровозик, напоминает, как паровозик гудит (протяжно произносит звук «У»), и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук. Воспитатель следит, чтобы при воспроизведении звука «У» ребенок складывал губы «трубочкой». В конце дети и воспитатель идут по комнате паровозиком, и дети громко подражают гудку паровоза.

 

2  Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня…»

Цель: Развивает моторики рук, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию.

Ход игры:

Есть игрушки у меня:                         Хлопают в ладоши и ударяют кулачками                  

                                                              попеременно.

Паровоз и два коня,                            Загибают по одному пальчику.

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

Сколько вместе?                                  Хлопают в ладошки и ударяют кулачками.

Как узнать? Помогите сосчитать.

 

3  Игра «Волшебный кубик»: «Игрушки»

Цель: Развивает координацию движений и ловкость, устраняет эмоциональное напряжение.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик, выпавшее изображение ребенок должен изобразить, а остальные дети отгадать что или кого он изображает.

 

 

Комплекс 3

1  Игра на развитие речевого дыхания «Ветерок»

Цель: Развитие речевого дыхания.

Материал: Бумажные султанчики, привязанные к палочкам длинной 13-15 см.

Ход игры: Воспитатель дует на султанчики, показывая детям, как они шелестят, и предлагает им подуть на свои.

 

2  Пальчиковая игра «Пчелы»

Цель: Развивает моторику рук, стимулирует развитие речи, творческие способности и фантазию.

Ход игры:

Домик маленький на елке,             Одна из рук стоит на столе, опираясь на          

                                                          локоть, пальцы растопырены (елка). На

                                                          второй руке пальцы смыкаются в кольцо

                                                          (улей). (улей) прижимают к (елке).

Дом для пчел, а где же пчелы?      Заглядываем в (улей).

Надо в дом постучать,                     Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?            Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Стали вдруг вылетать:                    Разводим руками, растопыриваем пальцы и              

                                                          шевелим ими.

Раз, два, три, четыре, пять!

 

3  Игра «Волшебный кубик»: «Насекомые»

Цель: Развивает координацию движений, ловкость. Устраняет эмоциональное напряжение.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик, выпавшее изображение ребенок должен изобразить, а остальные отгадать что или кого он изображает.

 

Комплекс 4

1  Игра на развитие речевого дыхания «Снежинки»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох.

Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход игры: Воспитатель показывает кусочек ваты и спрашивает на что она похожа и предлагает подуть на нее так, чтобы сдуть ее.

 

2  Пальчиковая игра «Белочки»

Цель игры: Развивает моторику рук, стимулирует развитие речи,  развивает творческие способности и фантазию.

Ход игры:

Раз, два, три, четыре, пять

Пришли белки поиграть.                      Выставляем пять пальцев.

Одна куда-то подевалась,                     Прячем руку за спину.

Четыре белочки осталось.                    Выставляем четыре пальца.

А теперь скорей смотри,                      Прячем руку за спину.

И уже осталось три.                              Выставляем три пальца.

Ну и ну, какая жалость                         Прячем руку за спину.

Только две у нас осталось.                   Выставляем два пальца.

Эта новость так грустна,                      Прячем руку за спину.

Осталась белочка одна.                        Выставляем один палец.

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

 

3  Игра «Волшебный кубик»: «Животные»

Цель: Развивает координацию движений, ловкость. Устраняет эмоциональное напряжение.

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик, выпавшее изображение ребенок должен изобразить, а остальные отгадать кого или что он показывает.

 

Комплекс 5

1  Игра на развитие речевого дыхания «По пожарной лестнице»

Цель: Развитие речевого дыхания.

Ход игры: встать прямо на вдохе руки поднять вверх, пальцы растопырить и подняться на носки. На выдохе руки опустить вниз и согнуть в локтях, а кисть сжать в кулак и опуститься на на всю ступню, произнести «Ух».

 

2  Пальчиковая игра «Дворник»

Цель: Развивает моторику рук, стимулирует развитие речи, развивает творческие способности и фантазию.

Ход игры:

Дворник дверь два дня держал,           Руки поочередно в такт «закрывают

                                                                дверь» на себя.

Деревянный дом дрожал.                     Руки по швам, одновременно с

                                                                приседанием в такт похлопываем по

                                                                бедрам.

Ветер дергал                                          Волнообразные движения руками.

Эту дверь.                                               Руки описывают круг и смыкаются.

Дворник думал: это зверь.                    Руками берутся за голову.

 

3  Игра «Волшебный кубик»: «Профессии»

Цель: Развивает координацию движений, устраняет эмоциональное напряжение.

Ход игры: Дети поочередно бросают кубик, выпавшее изображение должны изобразить.

 

Комплекс 6

1  Игра на развитие речевого дыхания «Пузырь»

Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

Ход игры: Дети становятся тесным кругом и надувают «пузырь» наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой». При каждом раздувании все делают шаг назад выпрямляются, набирают воздух, затем сново наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку». Затем дети берутся за руки и двигаются назад расширяя круг и говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!». Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с», изображая выходящий воздух.

 

2  Пальчиковая игра «Домик»

Цель: Развивает моторику рук, фантазию.

Ход игры:

Под грибом – шалашик-домик.            Соединяем ладони шалашиком.

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,                        Стучим кулаком одной руки по ладони

                                                                 другой.

В колокольчик позвоним.                      Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы

Двери нам откроет гномик,                   скрещены; средний палец правой руки  

Станет звать в шалашик-домик.           опущен вниз и слегка качается.

В домике дощатый пол,                         Ладони опускаем вниз, ребром прижав

                                                                  друг к другу.

А на нем дубовый стол.                         Левая рука сжата в кулак, сверху на 

                                                                  кулак опускаем ладонь правой руки.

Рядом — стул с высокой спинкой.          Направляем левую ладонь вертикально

                                                                  вверх, к ее нижней части приставляем

                                                                  кулачок правой руки большим пальцем к     

                                                                  себе.

На столе — тарелка с вилкой.                  Ладонь левой руки лежит на столе и

И блины горой стоят —                            направлена вверх, изображая тарелку

Угощенья для ребят.                               Правая рука изображает вилку: ладонь

                                                                  направлена вниз, четыре пальца

                                                                  выпрямлены и слегка разведены в

                                                                  стороны, а большой прижат к ладони.

 

3  Игра «Волшебный кубик»: «Сказки»

Цель: Развивает координацию движений, устраняет эмоциональное напряжение.

Ход игры: Дети поочередно бросают кубик, изображая выпавшую картинку.

 

ryboha-t.ucoz.ru

Пальчиковая гимнастика. (Потешки) » Сайт для детей и родителей


Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы: от движения к мышлению, а не наоборот.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Потешки для пальчиковой гимнастики

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?
Под корягой — старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!

Соединяем одинаковые пальчики рук.
Дружат добрые зверята
(пальцы рук соединяются в «замок»).
Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(руки опустить, потрясти кистями)

«Колечко»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки; чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пчелка»
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

«Ножки»
указательный и средний пальцы «бегают» по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («соревнование»)

Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор,
Шел бобер через бор.
Шел бобер через болото,
Шел бобер искать работу!

ollforkids.ru

Логопёс — Пальчиковая гимнастика

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

 

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Главная цель пальчиковых игр  – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста, играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Кроме радости и веселья, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Лексическая тема «Погода»

ДОЖДИК КАПАЕТ

Дождик капает, Дождик капает.

Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.

(Пальчики обеих рук постукивают по столу.)

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

 

ГРОЗА

Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)

Он льет как из ведра! (стучим сильнее)

Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)

Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)

Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)

Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)

А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)

 

СНЕГ

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем)

И на елке (встаем, руки в стороны)

И под елкой (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

 

Лексическая тема «Птицы»

ИНДЮК

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

(Пальчики обеих рук «идут» по столу)

 

ПТИЧКИ

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем руками по коленям)
А за ней ребятки – желтые цыплятки (шагаем пальчиками по столу)
Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зернышки ищите. (клюем пальчиками зернышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем руками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьем)

 

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Улетела птица- мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью — получается «гнездо»; шевелить пальчиками правой руки)

Лексические темы «Фрукты» и «Овощи»

ВАРИМ КОМПОТ

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять» варят» и «мешают»).

 

ФРУКТЫ-ОВОЩИ (Считалка, разгибаем пальчики)

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

 

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ

Мы капусту рубим,

(Движения прямыми кистями вверх-вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Имитировать посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Сжимать и разжимать пальцы.)

 

ЯБЛОНЬКА

У дороги яблонька стоит,

(Руки сплести над головой, пальцы разжаты.)

На ветке яблочко висит.

(Сложить запястья вместе.)

Сильно ветку я потряс,

(Руки над головой, движения вперед-назад.)

Вот и яблочко у нас.

(Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.)

В сладко яблочко вопьюсь,

(Соединить запястья, ладони развести.)

Ах, какой приятный вкус.

Лексическая тема «Дикие животные»

БЕЛОЧКА

(Поглаживаем руку, расправляя кулачок)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (Считалка от мизинца к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

КОГО ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

(«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)

Там живет лиса.

(Рукой показать хвост за спиной.)

Там живет олень.

(Пальцы рук разведены в стороны.)

Там живет барсук.

(Кулачки прижать к подбородку.)

Там живет медведь.

(Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)

Лексическая тема «Домашние животные»

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (считалочка)

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я так довольная своими ребятами!

СОБАКА

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный согнут, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.)

БОБИК

Вот наш Бобик, славный пес.(протягивают ладони вперёд, поворачивают вверх-вниз)
Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова)
Белый лобик, черный нос. (показывают на себе)
Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова)
Бобик, Бобик, лапку дай. (протянуть руку вперёд, ладонь вверх)
Сядь на коврик и не лай.(погрозить пальцем) Тс – с -с.

КОЗА

Идет коза рогатая, (Указательный и средний пальцы правой )

Идет коза бодатая. ((затем левой) руки выставлены вперед, )

Кто кашки не ест, (остальные — зажаты в кулачок.)

Молочка не пьет – (Дети «бодают» друг друга)

Забодает, забодает.( «рогами »-пальцами.)

 

logopes.ucoz.ru

Оставьте комментарий