Традиционное воспитание – Традиционное воспитание | Гарри Поттер

Содержание

Типы воспитания, которые формируют характер ребёнка

Формирование характера ребёнка начинается в самом раннем детстве. На этот процесс оказывают влияние многие факторы.

В это время закладываются основы того, каким будет характер в будущем, поэтому очень важно, чтобы в этот период на малыша оказывалось правильное влияние.

Рост и развитие ребёнка сопровождается спокойными и критическими периодами. Во время критических этапов происходит быстрый скачок в развитии, во время которых складываются непростые отношения со старшими, поскольку малыш начинает по-другому себя осознавать и требовать к себе иного подхода.

Выбирая метод воспитания, родители заранее определяют характер и поведение ребенка во взрослом возрасте в будущем.

К возрасту двух лет у ребёнка происходит качественный прорыв в развитии памяти и интеллекта. Но родители зачастую считают, что их малыш ещё слишком маленький и позволяют ему всё.

Это может привести к тому, что будет упущен момент, когда ребёнку нужно прививать разумные привычки, например, ребёнок должен научиться уважительно относиться к взрослым, соблюдать дисциплину и поддерживать порядок, быть подельчивым.

Значение окружения в воспитании ребёнка

Родители должны с особым вниманием относиться к воспитанию ребёнка в ранние годы жизни и прививать ему умения и способности, которые понадобятся ему в будущей жизни.

В раннем периоде развития характера на ребёнка оказывает большое влияние положительные опыт поведения окружающих его взрослых.

Родители и другие близкие взрослые должны своим поведением подавать правильный пример, которому ребёнок сможет подражать. Кроме того, большое значение имеет то, какие дети окружают вашего ребёнка в детском саду. Обратите внимание, чтобы малыш играл не только тогда, когда у него есть компания. Когда ребёнок играет один, он создаём свой мир фантазий.

Но время от времени родители могут присоединиться к нему и поучаствовать в игре. Занимаясь с ребёнком, нужно всегда сохранять спокойствие, не раздражаться, даже в тех случаях, когда малыш что-то сломает или разобьёт. Он должен понимать, что слёзы ему не помощники, а вещи нужно беречь и стараться быть аккуратным.

Но бывают моменты, когда родители должны соблюдать твёрдость.

У малыша должно сформироваться понимание того, что есть определённые правила, которые нужно соблюдать и не нарушать. Ребёнка с малых лет нужно научить беспрекословно слушаться своих родителей, ведь чем старше он будет, тем сложнее будет его перевоспитывать.

Существует несколько типов воспитания:

Воспитание, основанное на любви и принятии.

Эта форма воспитания предусматривает нахождение ребёнка в центре родительских интересов. Взрослые относятся к ребёнку с большой нежностью и заботой, придумывают для него различные занятия, много времени проводят со своим малышом.

Существует несколько методов воспитания детей.

Традиционное воспитание.

Основным принципом традиционного воспитания является абсолютное послушание детей родителям. Этот тип воспитания к тому времени, когда ребёнок входит в подростковый возраст, перестаёт действовать, поскольку подросток уже не так подвержен влиянию родителей, он проявляет большую самостоятельность, начинает противопоставлять себя родителям, их образу жизни, ценностям и идеалам. В это время для них более авторитетными становятся сверстники

Потакающее воспитание.

Следствием такого воспитания становится избалованность ребёнка. В результате может вырасти эгоист, который будет отказываться помогать своим родителям, и искренне считать, что весь мир должен крутиться вокруг них. Ребёнок, выросший при таком воспитании, начинает манипулировать родителями и выбирает такую линию поведения, при которой всегда добивается того, что он хочет.

Программирующее воспитание.

При таком типе воспитания родители проводят целенаправленную подготовку своего ребёнка к определённому будущему, которое, по их мнению, будет единственно верным. При этом они игнорируют способности и пожелания самого ребёнка. Такой вид воспитания похож на традиционный, и широко практиковался в прошлые годы.

Эпизодическое воспитание.

При эпизодическом воспитании ребёнок часто испытывает дефицит внимания со стороны родителей, так как они почти всё своё время посвящают работе и у них просто не хватает его для того, чтобы заняться ребёнком. Итог такого воспитания достаточно случаен и зависит от того, в какое окружение попадёт ребёнок и чьему влиянию будет подвержен.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

mammypage.ru

Типы воспитания

Воспитание — это деятельность родителей,а также учителей,воспитателей, других специалистов,направленная  на ребенка. Цели и задачи могут быть разными: воспитать послушного гражданина или отвественного и самостоятельного человека, или трудолюбивого и аккуратного и т.д. Тип воспитания часто определяется бессознательно родителями и местом, которое занимает ребенок в их жизни. Для некоторых ребенок является центром всего и ему отводится роль главного, соответственно он реализовывает мечты,надежды своих родителй, кто-то из детей является помехой  в учебе или работе родителей. Примерно к возрасту 20-21 года ребенок должен начать самостоятельную жизнь в обществе, для этого он пройти должен определенные институты социализации: детский сад, школа, университет, начать трудовую деятельность. Ребенок должен соответствовать определенным стандартам, которые ему предъявляет общество. Если родители не могут дать ребенку минимального воспитания, то их общество может лишить родительских прав частично или полностью. Еще есть повседневная жизнь помимо требований общества, и она побуждает родителей устанавливать и поддерживать с ребенком отношения, которые удовлетворяли бы родителей и при которых ребенок был бы воспитуемым. Каждый тип воспитания задает свой путь развития ребенка и свои критерии успешности развития.
В реальности большинство родителей осуществляет смешанный тип воспитания, в котором сочетаются 6 типов: традиционное, программирующее, развивающееся, личностно-ориентирующееся, потакающее, эпизодическое
.

1. Традиционное воспитание.
Основной принцип такого воспитания- ребенок должен слушаться взрослых, потому что те знают , что хорошо, а что плохо. Если дети не слушаются,то родители прибегают к следующим наказаниям: повышение голоса, ругание, угрозы, физическое и моральное унижение. Ребенка приучают к различным нормам,правилам и запретам. Нормы определяю,что должен делать ребенока,а что не должен. В нормы входят и обязанности, которые ребенок выполняет и несет за их выполнение отвественность. Например,  для современных детей главной обязанностью является учеба,родители могут вводить и разные домашние обязанности. Устоявшиеся традиции воспитания всегда так или иначе учитывают закономерности естественного развития ребенка, особенно его потребность в общении и любви, поэтому особенностью такого воспитания являются теплые эмоциональные отношения ребенка и взрослого. Но есть и противоречие: строгое принуждение вступает в конфликт с теплыми эмоциональными отношениями и чем старше ребенок, тем сложнее его приучать,принуждать. Получается, что к подростковому периоду ребенок выходить из-под влияния родителей и внутренне и внешне от них отстраняется. Он начинает ориентироваться на ценности своих сверстников и героев, которым они поклоняются, и перестает отождествлять себя с родителями.В монолитных идеологических  обществах такой тип воспитания в целом очень успешен,но в современных условиях, где разные системы ценностей и разные идеологии ситуация иная.Ребенок подвергается массовому воздействию СМИ,рекламы, навязывающей свои ценности и своих героев. Поэтому, перестав воспринимать своих родителей как авторитетов,подросшие дети становятся легкой добычей продавцов наркотиков, криминальных структур,которые обещают быстрый путь к материальному благополучию или достижению достойной жизни.

 2.Потакающее воспитание.
Основной принцип — ребенок должен быть доволен.Наиболее важным для родителей в таком типе воспитания является эмоциональная непрерывная связь с ребенком. Активное сопереживание его радостям и горестям.

Родители готовы отказаться от норм и требований к ребенку лишь бы тот не плакал. Родители стремятся не конфликтовать с ребенком. Это выливается в отсутствие запретов и потакании всех желаний ребенка.Властьи отвественность передаются ребенку,а не родителю.Следствием такого потакания является избалованность .а в крайнем случае воспитание ребенка-тирана или деспота..Постоянное потакание ребенку готовит почву для его капризов и манипулирования взрослыми.В какой-то момент взрослые начинают резко эмоционально реагировать и настаивать на своем, тогда ребенок начинает закатывать истерики и капризничать.Начинается противоборство между взрослыми и ребенком,то ему потакают, то стремятся настоять на своем. В результате вырастает эгоист, который считает,что ему все должны и находит способ поведения, позволяющий достигать желаемого.

3.Развивающее воспитание.
Основной принцип такого воспитания —  ребенок должен быть умным и талантливым. Для данного типа воспитания главной ценностью является максимально раннее развитие способностей ребенка,например интеллектуальное,музыкальное или спортивное.Мама покупает развивающие игры и игрушки и радуется всем успехам своего малыша.И дети,  как правило, рано начинают говорить,читать,играть на музыкальных интсрументах и рисовать. Они интеллектуально развиты и легко поступают в спецшколы,гимназии и лицеи.Часто это воспитание, дающее немало профессиональных успехов,  не затрагивает личностых эмоциональных отношений ребенка с родителями и со сверстниками.
 
4. Программирующее воспитание.
Основной приницип такого воспитания — родители знают должен стать их ребенок и с детсвта его к этому готовят. При программирующем воспитании родители заранее определяют будущее ребенка: его работу, интересы, ценности, личную жизнь. Этот тип воспитания неразрывно был связан с традиционным и распространен в прошлом. Например,наследников престола или купеческих и дворянских детей готовили к продолжению дел отцов,дедов,а девочек воспитывали как будущих хозяек и жен. Но в прошлом веке программирующее воспитание приводило к конфликтам между отцами и детьми. Дети отказывались выполнять ту жизненную программу,которую им навязывали.Вспомнить хотя бы классические примеры литературы: Чацкий, революционеры-демократы из романа Чернышевского » Что делать?» Наиболее частая проблема программирующего воспитания в том,что подросшие дети попадают под чье-либо влияние. Родители оказываются в глубоком кризисе,когда их планы ломаются.Ребенок сначала выполняет программу родителей, поступает в определенный институт, учится, но потом бросает его и идет работать по другой специальности. Или он выполняет то,что задумали его родители и получает  ту профессию, которую выбрали ему родители,но ребенку это не приносит счастье, так как он не в состоянии изменить самостоятельно свою жизнь,решить те проблемы,которые перед ним встали.

5. Эпизодическое воспитание.
Основной принцип —  сначала работа,а потом дети. При работающих полный день и сверхурочно родителях ребенок часто предоставлен сам себе, часть времени его воспитывают родители, совмещая строгость и эмоциональный контакт. Но при таком воспитании много есть непоследовательности: у мамы не хватает времени и сил остановить нежелательное поведение ребенка, затем она начинает возмущаться и наказывать ребенка, а потом мириться с ним при помощи подарков, компенсируя свое чувство вины за то,что мало проводит времени с ребенком. Непоследовательность приводит капризам и истерикам ребенка. В детских садах чаще тоже при большом количестве детей в группах используется  эпизодическое воспитание. Ребенку не хватает эмоциональной поддержки в результате может сложиться неуверенность в себе и стремление не  брать ответственность на себя.Есть еще вариант,когда ребенок находит поддержку и принятие в дурной компании с точки зрения родителей. Результатом эпизодического воспитания  становится интеллектуальная неразвитость ребенка, бедность его внутреннего мира, привязанность к телевизору, компьютору. Создается зависимость, которая перерастает в алкоголизм, игроманию, наркоманию, дающими примитивное и быстрое удовольствие.

6.Личностно-ориентированное воспитание.
Основной принцип — учить ребенка быть самостоятельным,ответственным и творческим.
Такое воспитание стремится ,чтобы ребенок стал самостоятельной личностью. Способность действовать самостоятельно, а не следовать тупо нормам поведения, привычкам, обычаям других людей. Для личностного развития конечно необходимы, с одной стороны —  освоение человеческих норм и ценностей, а с другой стороны —  овладение интеллектуальными, коммуникативными, волевыми и другими способностями. Личностное воспитание включает в себя и компоненты традиционного и развивающего воспитания: опыт ответственного и осмысленного принятия ребенком самостоятельных решений и обсуждение этих решений взрослого с ребенком,выстраивание диалога.Отличие личностно-ориентированного воспитания от традиционного состоит в сочетании гармоничного равновесия трех моментов: приверженность к ценностям, готовность уважать людей с иными ценностями и способности самостоятельно и осмысленно определять свою позицию по отношению к разным системам ценностей. Родители дают ребенку свои системы ценностей,но одновременно учат самостоятельно выбирать свою позицию по отношению к этим и другим ценностям.Такое воспитание не приводит к тупикам и конфликтам , но оно требует от взрослого больше времени и сил, размышлений, чем другие виды воспитания. нужно быть готовым временами отложить другие важные дела, например карьерный рост или зарабатывание денег, чтобы не скатиться к потакающему,традиционному,программирующему или эпизодическому воспитанию. 

Статья основана на материалах книги Е. Патяевой » От рождения до школы»

psixolog-ramenskoe.ru

Традиции воспитания

23 Сентябрь 2015      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:   1541

Поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, мироощущение, личные качества во многом определяют традиции воспитания, которые были приняты в его семье. Традиции – это обычаи, повторяющиеся события или действия, отражающие менталитет людей, связанных кровными узами, способствующие их объединению, взаимопониманию, близости. Среди них особое место занимают те, что связаны с воспитанием детей.

 

В этих традициях отражаются исторически сложившиеся подходы к формированию личности молодого поколения, национальные особенности, устремления целых народов. Вот несколько примеров, над которыми стоит задуматься и, возможно, взять на заметку.

Ребенок – это взрослый, который просто пока не вырос…

Так можно сформулировать один из постулатов еврейского воспитания. Опираясь на понятие «плохое начало» (йецер-ара), родители стремятся помочь ребенку преодолеть противоречия в его душе: победить жадность, гнев, зависть и т.д..

Они исходят из того, что к ребенку нужно относиться как к равному, но делать скидку на возраст. Недопустимо пренебрежение к нему, отказ в общении, демонстрация дурного примера. Последнему уделяется особое внимание, потому что право требовать хорошего поведения от малыша в то время, как кто-то из домашних ведет себя недостойно, демонстрируя «плохое начало», бессмысленно.

Детям рассказывают историю их народа, делая акцент на благочестивости и уважении к традициям. При этом взрослые общаются с детьми как с равными и не смотрят на них свысока.

Подобный подход мы можем наблюдать и в традиции воспитания у казахов. С дня рождения малыша они начинали заботиться о том, насколько уважаемым человеком он вырастет. После первых сорока дней жизни ребенка для него проводили важный обряд – пронесение под стременем, в котором участвовал известный и всеми уважаемый человек. Во время обряда он гордо восседал на коне, а ребенка проносили под петлей его правого стремени. Затем хозяин коня произносил бат – благословение. Смысл этой традиции: когда ребенок подрастал, ему рассказывали, под чьим стременем он был пронесен. Это накладывало на него особую ответственность перед тем человеком, который благословил его с младенчества.

Ценным в этих традициях является то, что внимание родителей направлено не только на настоящее, в котором их малыш – умильное и забавное чудо, но и на будущее, в котором ему предстоит стать достойным и уважаемым членом общества.

Как воспитать чуткость?

В православной традиции воспитания принято учить ребенка не делать другим того, чего он не желает себе. Религия помогает по-доброму, с пониманием относиться к знакомым и незнакомым людям, не причиняя им зла. Наши предки пускали в дом нищих и богомольцев, чтобы поделиться с ними пищей, состоятельные всегда старались выделить часть средств на благотворительность. Эти качества они завещали и своим детям. Русский человек от природы не был жестоким, умел прощать.

Любопытна в этом отношении и казахская традиция дарить новорожденному жеребенка или верблюжонка, рожденного в одно время с ним. Это животное называли басире, его берегли, холили и лелеяли, так как считали, что отныне судьбы ребенка и басире связаны.

Главным богатством казахов всегда был скот. Эта традиция помогала детям осознавать свою ответственность перед теми, кого они приручили. Малышей учили любить и заботиться о своем басире, и это формировало у них привязанность и любовь не только к животным, но и к людям, живущим рядом, желание проявлять к ним чуткость.

Первое, чему начинают учить детей в Индии, – это доброта. Традиции воспитания в этой стране основаны на внимании к жизни каждого живого существа. Считается, что ребенок не вырастет жестоким, если будет видеть с раннего детства доброе отношение к себе. Именно поэтому даже уставший отец или утомленная дневными заботами мать никогда не откажут ребенку в общении. В то же время они постоянно учат его, чтобы он никому не причинял зла ради забавы или по невнимательности. Нанесение вреда живому –практически единственный запрет в системе индийского воспитания.

В каждой семье свои подходы к воспитанию детей, но знание традиций других народов поможет сделать их еще более продуктивными.

 

    Метки: басир, взрослый, внимание, воспитание, воспитание детей, вырасти, делать, малыш, народ, особый, отношение, подход, ребенок, стремя, Традиции воспитания, традиция, уважаемый, учить     

sonyaclub.ru

Традиционное воспитание осанки » Перуница


Традиционное воспитание осанки
Осанка — фасад души. Пожалуй, нет такого недооцененного ресурса здоровья, как здоровая осанка. Приняв правильную осанку, вы уже мгновенно получаете увеличение тестостерона, снижение кортизола, увеличение уровней серотонина и дофамина. Мужчины выглядят мужественнее, а женщины – женственней. Встать перед зеркалом и выпрямится легко. Но почему же тогда так много людей со скрюченными спинами?

Дело в том, что осанка регулируется в первую очередь бессознательными процессами, которые базируются на воспитании, двигательных паттернах и многом другом. Именно поэтому осанку или нужно длительно воспитывать или действовать на уровне исправления бессознательных двигательных паттернов. Сегодня я расскажу вам о традиционном аристократическом воспитании осанки. Должная осанка стала атрибутом не только аристократии, но и всего общества.


Про эти свойства осанки сказано много. То, как расположено ваше тело, влияет (зачастую незаметно) на множество самых разных процессов: от глубины голоса до вашей храбрости. Верно и обратное: каким бы красивым вы не были, плохая осанка может испортить все. Осанка является отражением уровней дофамина и серотонина, при их падении осанка становится плохой. Правильная осанка делает движения плавными и красивыми, а походку — легкой и устойчивой. Также обращаю ваше внимание на невербальное значение осанки: в природе, и у людей, и у животных существует неосознанное правило: человек с плохой осанкой подсознательно подчиняется человеку с правильной осанкой. Человек с сутулой спиной и склоненной головой воспринимается как просящий, провинившийся, печальный, обремененный проблемами, не очень здоровый, скандальный.

Слова сан, сановник, осанка имеют общее происхождение. Также, как и беларуское слово «постаць», или «стать», «статность». Слово «осанка» в языке произошло от корня «-сан». Когда-то это понятие напрямую связывали с родом деятельности. Осанистыми называли уверенных в себе людей, занимавших высокую должность (сан) – в отличие от сгорбленных физическим трудом крестьян. Сегодня здоровая осанка никак не связана с должностью, но может многое невербально рассказать о здоровье человека, его внутреннем мире и отношению к внешнему миру.

Невербальное значение осанки подчеркивает термин «статность». Статность при наличии определённых внешних особенностей (осанка, рост, прекрасная посадка головы) есть, тем не менее, умение «нести себя» с достоинством. В. И. Даль, определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки — конь — корова». Волочащиеся ноги и согнутая спина могут испортить впечатление от красивого лица девушки. И наоборот, легкая походка и стройная фигурка «сгладят» недостатки некрасивого лица. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных» ввел понятие «Рефлекс осанки»: «Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции.… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить… Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции».


Занятия в Смольном институте благородных девиц
Осанка, выправка, статность – это одна из ключевых целей физического воспитания с античных времен. Греки использовали термин areté. Аreté обозначает состояние, в котором человек находится в наивысшей точке своего интеллектуального и физического развития. При этом исключительно гармония души, тела и разума позволяет достичь areté и наслаждаться жизнью максимально полно. У О. Шпенглера есть любопытное высказывание о том, что античная этика была ни чем иным, как этикой осанки. Между тем, об «этике осанки» можно говорить не только в отношении античности. Романо-германское рыцарство тоже перерастало в этику осанки; и икона по сути есть наглядная этика осанки. Дворянская культура XVIII-XIX вв., ориентированная на рыцарство и православие, формировалась в значительной мере как этика осанки.

Подобное внимание к осанке наиболее полно проявило себя в аристократическом образовании. Правила того времени обязывали заботиться о красивой осанке. Считалось, что выправка, стать, осанка – это неотъемлимый атрибут личного достоинства, чести, «гонора». Раньше по осанке человека судили о породистости человека его образовании и достатке. Традиционное классическое воспитание дворянства давало идеальную схему решения проблемы осанки. Всех с раннего детства приучали держать выправку на уроках танца, скачек и фехтования.

Но в любом сословном обществе этика осанки является обязательной для одних и табуированной для других. В деспотиях первых цивилизаций этике осанки следовал один человек — деспот (царь, шах, раджа, эмир и пр.). В античном полисе деспотов было столько же, сколько домов в городе, так что всякий собственник дома (экоса) имел право на осанистость. В романо-германском рыцарстве на осанку имел право как предводитель военной дружины (герцог, конунг), так и прославленные воины. Естественно, что зависимые сословия или этнические меньшинства не имели права на осанку — даже тогда, когда получили доступ к грамотности и образованию. Закон их обязывал опускать голову в присутствии знатных господ, кланяться и пригибать спину. До сих пор на подсознательном уровне такое положение тела воспринимается нами как проявление покорности.

В настоящее время осанка используется скорее как инструмент закрепощения. В системе современного образования — такой, какой она исторически сложилась: классно-урочной, лекционно-семинарской, — поза учащихся на аудиторных занятиях выполняет важную роль дисциплинарного фактора. Младших школьников приучают думать, не шевелясь, причем думать в сидячем положении. Между тем, сидячее положение, столь презираемое в античной культуре, не является естественным — тем более для людей различных этнических культур и различных типов темперамента. Единая поза как дисциплинарное требование массовой школы фиксирует сознание, порождая косность «языка тела» — основного субстрата культуры. Естественно, что это не остается без глобальных отрицательных последствий для культуры всего общества.

Разрушение традиционной аристократической культуры привело к тому, что «осанка» отделилась от «воспитания». Проблема осанки впервые возникла как крупная культурная проблема с появлением «новых богатых» из числа ростовщиков («банкиров») и «свободных предпринимателей» — жителей бургов («бюргеров», «буржуа»). Буржуа был не осанист, — и осанку не удавалась приобрести ни деньгами, ни образованием. В основе этики осанки, как оказалось, заложено особое чувство человеческого достоинства, исторически сформированное личным мужеством, служением, наличием так называемого «предсмертного опыта» (поединков, инициаций). Буржуа был смел, рискован, — но, тем не менее, не осанист. С победой буржуазной культуры этике осанки пришел конец. Именно это обстоятельство, а не что-либо иное, провело резкую грань между двумя китами педагогики: «образованием» и «воспитанием». Образование не нуждается в «осанке», в то время как воспитания без «этики осанки» (в той или иной степени) вообще не бывает.

Любопытно, что в Британии хорошая осанка была условием получения дворянства. По словам Томаса Смита, «тот, кто изучил где-либо законы королевства, кто учился в университетах, кто освоил свободные науки и, короче говоря, кто может жить праздно, не предаваясь ручной работе и будет при этом в состоянии иметь осанку, обязанности и вид джентльмена, того назовут мастером, так как это и есть звание, которое люди дают эсквайрам и другим джентльменам». Коллегия герольдов давала такому человеку за плату новоизобретенный герб и титул.


Воспитание осанки у детей из привилегированных сословий методически осуществлялась посредством таких занятий, как уроки танцев, верховая езда, фехтование, риторическая подготовка, этикет, а также привычкой к церемониальному общению. Для воспитания правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали держать высоко голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот».
Князь И. М. Долгорукий вспоминал: «Я учился немецкому языку, учился два года и слова не затвердил; славный Matecin учил меня фехтованию — и я принялся за ремесло рубаки прекрасно; Missoly и Grange выправляли мне ноги — и я плясал изрядно.»

Жестким диктатом достигалась и внешняя выправка. Гувернантка должна была буквально ходить следом за воспитанниками и без конца повторять: «Держитесь прямо». Требовалось следить, чтобы дети ходили не раскачиваясь, не переваливаясь, ступали бы не на пятки, а на носки. Стояли прямо, «не убирая головы в плечи», смотря «с почтением на того, с кем говорят»; сидели, не болтая ногами, ногу на ногу не клали, не опирались бы локтями о стол.

Для хорошей осанки, особенно важной для девочек, гувернантка, едва приступив к своим обязанностям, первым делом надевала на воспитанницу корсет. Считалось, что сделать это надо не позднее чем в семь лет, иначе никогда не будет тонкой талии. При признаках сутулости в корсете полагалось ходить круглосуточно, даже спать в нем. Некоторые дамы так к этому привыкали, что потом всю жизнь спали в корсете. (Разумеется, это нездоровая процедура). Выправляли осанку и специальные упражнения: ходьба по комнате со сведенными лопатками и сцепленными за спиной руками; с толстой книгой на голове; ежедневные пятнадцатиминутные лежания плашмя на спине на полу и т. п. В результате воспитанную даму от «просто» дамы всю жизнь отличали легкая походка и прямая, как мачта, спина, а также манера всегда сидеть прямо, не откидываясь на спинку стула — даже в восемьдесят лет.

В середине XIX века педагоги стали говорить об индивидуальном воспитании, о необходимости растить из ребенка сознательную личность с собственным характером. Новые воспитательные приемы, не отменяя внешней «выправки», без которой, как по-прежнему считалось, не могло быть порядочного человека, все же больше внимания обращали на нравственную и умственную стороны воспитания. Теперь и «выправку» старались детям обосновать, объясняя, почему следует вести себя так, а не иначе, говоря, к примеру: «У достойного человека кругом должен быть порядок — в голове, в делах, в комнате, в костюме, в манерах».


Раньше считалось, что чем более высокое положение занимает человек в обществе, тем совершеннее должны быть его речь, манеры, внешний облик. При этом король вне конкуренции, ему нет равных. Танец — высшая форма движения; значит, король обязан танцевать лучше всех. Именно таким был Людовик XIV, поражавший современников великолепной осанкой и красотой жестов. Одним из важнейших политических решений начала правления Людовика XIV был декрет о создании Академии танца: «Поскольку искусство танца всегда было известно как одно из самых пристойных и самых необходимых для развития тела и поскольку ему отдано первое и наиболее естественное место среди всех видов упражнений, в том числе и упражнений с оружием, и, следовательно, это одно из самых предпочтительных и полезных Нашему дворянству и другим, кто имеет честь к Нам приближаться, не только во время войны в Наших армиях, но также в Наших развлечениях в дни мира…»
В задачи танцмейстера входило научить не только танцевать, но и свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Поэтому много внимания уделялось поклонам и реверансам, выработке красивой осанки, положению рук и ног, даже особого, «приличного в обществе» выражения лица. Вот как описывалось оно в учебнике танцев начала XIX века: «Глаза, служащие зеркалом души нашей, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость. Рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов».
С раннего детства происходило обучение детей танцам, чтобы будущие дворяне могли владеть своим телом, держать себя уверенно и непринужденно. Учителя танцев – танцмейстеры – были очень требовательными, и для многих детей, особенно мальчиков, уроки хореографии превращались в тяжкую повинность. В конце XVIII — начале XIX века танец наряду с иностранными языками и математикой — один из важнейших предметов в программе обучения дворянина. «При отъезде из Москвы дядя велел мне усовершенствоваться без него в французском языке и выучиться по-немецки, математике и танцевать», — вспоминал М.А. Дмитриев. Существовали даже мужские корсеты, напоминающие женские и заставляющие «сильный пол» еще больше утягивать живот и расправлять плечи. Другая часть туалета, которая влияла на осанку, – высокие жесткие воротники. Воротник-стойка, плотно охватывающий шею от надплечий к подбородку, не оставлял выбора и заставлял держать шею и голову прямо.

Некоторые современные армии активно используют занятия танцами для развития своих солдат. Так, Бойцы 25-й дивизии южнокорейской армии дислоцируются в Пхаджу, рядом с северокорейской границей, одной из самых охраняемых в мире. Всего в 100 километрах отсюда находится столица Южной Кореи Сеул.Каждую неделю в часть приезжает представитель Корейского национального балета, чтобы проводить мастер-классы для солдат. Официальная цель таких занятий – снять стресс у военнослужащих. «Балет требует физической силы и выносливости, помогает укреплять мышцы, повышает гибкость, корректирует осанку. Может, вы не поверите, но балет помог нам в подготовке к сдаче нормативов», – уверен их командир.


Цитата:
Княгиня Е.Р. Дашкова взяла на воспитание бедную английскую девушку и пригласила для занятий с ней танцами танцмейстера Ламираля, которому сказала при встрече: «Я слышала, что вы учите танцевать по методике мадам Дидло, ее метода мне очень нравится, потому что мадам Дидло очень занимается выправкой корпуса. Посмотрите на меня: я старуха, но до сих пор держу себя прямо, как стройная 18-летняя девушка; когда я в молодости училась танцевать у придворного танцмейстера Пика, он долго держал меня на менуэте а-ля рень, а ныне без выправки корпуса и ног прямо учат разным танцам. Графиня Анна Алексеевна Орлова привезла из Англии шотландский танец под названием экосез и передала его танцовальному учителю Иогелю, который ныне всех заполонил этим танцем; право, смешно смотреть, как молодые барышни, сгорбясь подобно деревенским старухам, держат ноги на манер гусиных лап, носок с носком и подпрыгивают, как сороки. Я вас прошу, М. Г., учить мою воспитанницу подольше менуэт а-ля рень; может быть, ей это и покажется немного скучно, зато после ей слюбится, а для прочих танцев будет время».
В прославленном Смольном молодые дворянки большую часть дня проводили, танцуя. Все прочие занятия постоянно перемежались интенсивными физическими упражнениями. С малых лет девочки всегда должны были быть опрятными, следить за собственным выражением лица, походкой и осанкой. Приобретению «аристократической» осанки, которая считалась не только «визитной карточкой» дворянок, но и залогом здоровья, придавалось огромное значение. Осанку выправляли при помощи специальных упражнений, регулярно заставляли девочек лежать плашмя на полу, на многих из них надевали корсет. Главное – манера правильно держать себя должна была войти в привычку. За этим строго следили гувернантки, не позволяя своим подопечным расслабиться ни на минуту. Физически девочек не изнеживали, напротив, старались закаливать и всячески укреплять их организмы.
Многие выдающиеся педагоги и воспитатели также придавали большое значение воспитанию осанки. Если внимательно пройтись по страницам всех книг А.С.Макаренко, обнаружим, что одно из самых распространенных слов — осанка. По Макаренко, осанка – это и красота юного человека, красота его движений, и укрепление позвоночника, и основа здоровья. Физическое воспитание в коммуне велось продуманно и всесторонне. Пропаганде физической культуры, здорового образа жизни большое внимание уделялось в стенной печати. В ней была разработана и целая система самых разных спортивных соревнований по легкой атлетике, спортивным и подвижным играм, шахматам, футболу и зимним видам спорта.
Общественные движения, особенно сильные в Америке, коснулись и осанки. Так в начале XX века в США образовалась Лига осанки, и общество буквально захватил шквал советов и рекомендаций по развитию должного положения тела. Стали уделять внимание школьной мебели, появились инструкторы по физическому развитию. Специальные наборы инструментов позволяли учителям оценивать осанку школьников, десятки округов участвовали в программах осанки, включая тысячи детей. Тех, кто имел неправильную осанку или деформации скелета, направляли на специальные корригирующие занятия.

Представители среднего класса Америки, например Джон Адамс, беспокоились об осанке и положении тела, дабы социальные отношения не нарушались недолжным, сгорбленным видом. На протяжении всего XIX века новые стандарты осанки стали частью ухода и воспитания детей, помогая им вырастать респектабельными гражданами. Правильная осанка связывалась с самодисциплиной. Врачи также поддерживали это движение, указывая, что корректная осанка необходима для крепкого здоровья. Во многих элитных школах осанке по-прежнему уделяется важное внимание. Должная осанка стала атрибутом не только аристократии, но и всего общества.

ВРАЧ К.М.Н. АНДРЕЙ БЕЛОВЕШКИН

www.perunica.ru

Традиции воспитания детей

В прошлом народные традиции в воспитании детей были определяющими. В современном мире границы между культурами стираются и различия уже не так заметны. Однако и сегодня воспитание детей в разных странах может сильно отличаться.

Традиции воспитания детей в России

Воспитанием детей в России в основном занимаются женщины. Это прослеживается и в семье, и в образовательных учреждениях. До последнего времени мамы с удовольствием находились с ребенком дома до 2-3 лет после родов. Сейчас ситуация меняется и все больше малышей поручают заботе бабушек и нянь.

Народные традиции в воспитании детей у нас связаны с фольклором. Сказки, поговорки, песни – являются богатым культурным наследием. Эти произведения не только развлекают читателя и слушателя, но и всегда несут воспитательный момент.

Герои сказок борются со злом, проявляют смекалку, жизнелюбие и оптимизм. В поговорках представлена вся накопленная народная мудрость. Народные песни демонстрируют патриотизм, силу духа и душевное богатство русского человека. Для родителей важно с детства приобщать малышей к фольклору. Красоту этих произведений может оценить уже 1,5-2 летний малыш.

Традиции воспитания детей в США

В США есть несколько характерных особенностей воспитания малышей. Так, например, бабушки и дедушки практически никогда не помогают молодой семье, а роль отца в воспитании гораздо выше, чем в России.

По традиции воспитание детей в США с раннего возраста доверяют опытным няням. Мамы выходят на работу по закону через три месяца после родов, возлагая все заботы об уходе за ребенком и его воспитании на профессиональных нянь или бебиситтеров. Когда родители свободны, то любые мероприятия принято посещать вместе с ребенком. На вечеринку юный американец может попасть впервые еще в грудном возрасте. Все кафе, бары, рестораны имеют места для детей и детское меню.

Традиции воспитания детей в Индии

В Индии обычно большие семьи и у малыша всегда есть несколько братьев и сестер. К обществу учат относиться, как к своей большой семье. По традиции, воспитание детей с раннего возраста объединяют с их образованием. Подготовительные школьные классы фактически соответствуют нашему детскому саду, и ребенок может начать учится уже в 2-3 года. Школы выбирают платные, если у семьи есть хотя бы небольшой материальный достаток. Индийцы считают, что уровень знаний, получаемых детьми в муниципальных (бесплатных) школах очень невысокий, поэтому отдавать в них детей на обучение – не престижно.

Согласно традиции, воспитание детей в Индии базируется на основных положениях индуизма. Это основная религия, исповедуемая большинством населения страны, в свете которой малышей учат сдерживать эмоции, демонстрировать силу духа и жизненный оптимизм, контролировать не только свои поступки, но и мысли. Богатое культурное наследие Индии влияет на художественное развитие подрастающего поколения. Музыка, танцы, песни воспитывают в малышах восприятие красоты и гармонии окружающего мира.

Воспитание детей в Японии

Воспитание детей в Японии в последние годы сильно изменилось. Раньше девушки выходили замуж в раннем возрасте и посвящали себя семье. Очень высокой была роль бабушек и дедушек в воспитании детей.

Сейчас японки больше внимания уделяют образованию и карьере. Замуж выходят уже в зрелом возрасте и стараются жить отдельно от родителей. Японская семья редко имеет больше 1-2 детей.

Воспитание детей в Японии предполагает ранее знакомство с компьютером, бытовой электроникой, интернетом. Очень часто самые близкие друзья японского школьника – виртуальные знакомые или игрушечные роботы. Детей не принято увозить на лето за город. Поэтому даже в жаркие дни ребята много сидят дома за компьютером, и практически не бываю на природе. Непосредственное общение со сверстниками также не имеет для них большой ценности.

Японских детей учат преуспевать и посвящать себя работе. С раннего детства ребенок может определиться (при помощи родителей) с компанией, где он будет работать всю жизнь. Такая преданность работодателю тоже является народной традицией Японии.

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира имеет много общего. До трех лет всех малышей поручают матери и другим женщинам. После этого возраста сыновей воспитывают отцы.

Женское образование сильно уступает мужскому. Девочек с раннего возраста настраивают на раннее замужество и покорность будущему супругу.

Конечно, есть страны, где эти тенденции не так очевидны. Например, в светских государствах исламского мира девушки имеют возможность получить высшее образование и даже работать. Но главной ценностью для мусульманки все-таки всегда остается семья.

В большинстве стран в наше время воспитание современное, базирующееся на результатах новейших научных разработок педагогов и психологов, вытесняет традиционное воспитание детей. Эта тенденция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родителям важно помнить, какой бы путь воспитания они не избрали, дети должны расти в атмосфере любви и взаимопонимания.

www.neboleem.net

Эвенское традиционное воспитание детей — Арктический многоязычный портал — Wiki

Вопрос о воспитании детей, социализации подрастающего поколения в традиционных обществах является весьма сложной, многоаспектной проблемой и требует специального исследования. Здесь же мы попытаемся в общих чертах обрисовать традиционное воспитание у эвенов в рассматриваемое время.

Как известно, эвенский народ всегда жил в гармонии с окружающей средой, весь многовековой уклад жизни никогда не входил в противоречие с законами природы, эвены считали себя неотъемлемой частью природного единства и этому учили подрастающее поколение.

Существовало множество неписаных правил, морально-этических норм поведения, которые ребенок приучался соблюдать, руководствуясь при этом мудростью народа и нравственными устоями, выработанными в течение многих веков и переданных из поколения в поколение. Вера в духов местности, огня, тайги, бережное отношение ко всему живом создали целый комплекс запретов, огромную ценность которых в нравственном, экологическом воспитании трудно переоценить.

Традиционная система воспитания детей у народов Севера исходила и опиралась на основы жизнедеятельности народов — на специфические отрасли северного хозяйства: оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, собирательство.

Мир детей эвенов определялся, в первую очередь, именно уровнем развития именно этих традиционных занятий северян. Дети принимали активное участие в практике жизни, зимой и летом вместе со взрослыми выполняли посильный для них труд. Если труд — основа жизни, способ существования и выживания в суровых, экстремальных условиях Севера для их родителей, то игра для детей северян — это тоже особый труд.

В эвенской семье ребенок рано приобщался к трудовой деятельности. В трудовой деятельности семьи существовал определенный ритм, согласованный с окружающей средой, морально — психологическими факторами, бытующими в данной семье и только четко распределив обязанности между членами семьи, семья могла выдержать столь суровые условия.

Кочевой образ жизни, традиционно-присваивающая экономика, то есть весь уклад жизни готовили детей сызмальства к труду, сперва через различные игры. Поэтому главной особенностью игр эвенских детей является то, что они несут в себе трудовой элемент. У детей игры появились в результате подражания труду взрослых. Дети чаще всего в своих играх полностью копируют деятельность родителей. Например, у эвенов дети играют в «стадо», занимаются разведением оленей в «стаде». При этом они в точности копируют действия, все тончайшие нюансы поведения взрослых. Одни — в роли «пастухов», другие, особенно — девочки — в роли «хозяйки чума». В процессе игры дети соблюдают все обычаи, традиции народа. Обязателен обряд «кормления очага», умилостивления духов местности и т.д. В процессе игры дети «перекочевывают» с одного места на другое в поисках корма для оленей, делают из тальника различные игрушки: фигурки оленей, макеты нарт, различные сооружения — «hярму», «голомо». Мальчики из веревок делают «маут» для ловли оленей. Материалами для игрушек эвенских детей служат: тальник, рога, копыта, суставы, шерсть оленя, заячьи кости, кусочки дерева, ровдуги и т.д. — то есть весь подручный природный, растительный материал, определяемый образом жизни, конкретной окружающей действительностью. Девочки подражают взрослым, познавая в процессе игры приготовления пищи из мяса, рыбы, оленьего молока, играют в тряпичные куклы, учатся шить различные виды северной одежды, вышивать бисером. Следует отметить, что вышеназванными игрушками играло старшее поколение эвенов, по традиции оно передалось их детям — такие же игрушки характерны для современных эвенских детей.

Игры имеют большое воспитательное значение в развитии ребенка. Дети народов Севера рано приобретают знания, опыт жизни и через систему игр приобщаются к трудовой жизни, игра для детей — это соответствующая их возрасту трудовая активная деятельность. Дети от имитационных игр переходят к настоящей ловле оленя. У них постепенно формируются практические навыки: навыки запрягания и езды на оленях, знание периодов и мест перекочевок, а также наиболее распространенных болезней и способов их лечения, разделки туши в период забоя, подготовки к отелу и т.д. С 12 лет дети уже наравне с взрослыми идут на дежурство (пасут оленей).

С малолетства детей учат стойко переносить суровую, полную лишений и опасностей жизнь оленеводов, холод и жару, спать под открытым небом и, таким образом, у детей в процессе игры формируются такие необходимые оленеводу качества как: выносливость, сноровка, наблюдательность, трудолюбие, хорошая память, умение ориентироваться в местности, бережное отношение к природе, а также следующие нравственные черты: отзывчивость, доброта, чувство сопереживания, столь необходимые для выживания в экстремальных условиях Севера.

Оленевод и охотник должен был обладать исключительной силой, выносливостью, сноровкой. Поэтому в эвенских семьях существовал обычай физической подготовки подрастающего поколения. Физическое воспитание у эвенов-ламутов предусматривало подготовку полноценного оленевода и охотника. Основными элементами его были быстрый бег, борьба, умение пользоваться арканом, меткая стрельба из лука, ношение тяжестей, прыжки через препятствия. Каждый из элементов имел глубокое жизненное обоснование и был обязательным для оленевода и охотника. Яркое отражение физической тренировки можно найти в эвенском фольклоре, как и впрочем, в фольклоре всех северных народностей. В сказках, преданиях имеется много картин физических упражнений в беге, поднятии тяжестей, борьбе, умении стрелять из лука, заарканивании оленей.

Физической подготовкой в семье руководили отец или дедушка, также старшие братья. Мальчики — будущие оленеводы и охотники — должны были в совершенстве овладеть всеми элементами комплекса физической закалки. Упражнения в овладении всеми видами спорта проводились постоянно, непосредственно в труде, то есть в тесной связи с практическими занятиями.

Интересные данные о физической подготовке мальчиков — будущих воинов в эпоху «Кыргыс Yйэтэ» («время межплеменных войн») приводит большой знаток эвенского фольклора, сказитель Кейметинов Василий Павлович, 1918 года рождения.

По его рассказам, в старину, когда эвены северо-западного Верхоянья кочевали по бескрайним просторам Верхоянских гор, существовал очень интересный обычай обучения военному искусству мальчиков в возрасте 10 лет. В целях воспитания у мальчиков будущих воинских качеств, бдительности, сноровки их начинают обучать стрельбе из лука, умению сражаться мечом. Обучение стрельбе из лука, умению сражаться мечом. Обучение стрельбе из лука проходит следующим образом: кто-то из старших, это может быть отец, брат, дядя или любой человек из рода, обладающий хорошими физическими данными и воспитательными способностями, стреляет из лука, а ребенок должен перехватить его ответным ударом. Только ловкий человек мог перехватить его. А умению сражаться мечом обучают следующим образом: подкрадываются к спящему ребенку, в первый раз ударяют по воздуху мечом, чтобы мальчик мог услышать свист удара меча, а во второй раз — по ногам и телу. Услышав свист меча, спящий мальчик вскакивает и убегает или оказывает сопротивление, если рядом имеется мечом. Таким образом воспитываются быстрота реакции, ловкость, сила [ПМА, 1996].

То есть, можно сказать, что в старину у эвенов существовала индивидуальная школа обучения воинскому искусству.

Физической закалке подвергались главным образом мальчики, но и девочки также должны были обладать определенной выносливостью, силой, ловкостью, которые столь необходимы в управлении хозяйством. Детям не разрешалось долго спать, они обязаны были вставать спозаранку вместе со взрослыми и оказывать посильную помощь в повседневной работе. Мальчики должны были уметь самостоятельно зажечь костер в любую погоду: и в дождь и в снег, уметь заарканить оленей, вместе со взрослыми ходить на выпас оленей, дежурство, в том числе ночное. С ранних лет эвенский мальчик выполнял посильную работу по хозяйству, помогая матери и бабушке, навыки охотника и следопыта он приобретал, находясь возле отца во время охоты. Надо отметить, что в процессе обучения охоте, он впитывал все обычаи и традиции, которые соблюдали старшие, с 3 лет мальчиков приучали заносить вещи в чум при перекочевках, таскать камни на очаг, отвязывать на стоянках вьючные сумы и седла. Охоте мальчиков приучали постепенно. Пятилетним делали маленький лук и стрелы.

Воспитание девочек в эвенской семье, естественно, отличается от воспитания мальчиков. Девочек с малолетства готовили к роли матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Они помогали подвешивать крюки на перекладины в чуме, носили воду и дрова. С 6-7 лет девочки помогают матери в приготовлении пищи, ухаживают за младшими братьями и сестрами, а с 10 лет выделывают оленьи шкуры и лапки, учатся вышивать бисером. Старшее поколение во время работы рассказывало им различные сказки, обычаи, связанные с определенным видом деятельности. Следует отметить хороший психологический климат в семье: ребенка старались не кричать, не ругали за мелкие шалости. Родители, родственники уделяли большое внимание детям, рассказывали им сказки, мастерили им различные игрушки. «Особой мягкостью отличались отношения эвенов и эвенков к детям. Они очень любили не только своих детей, но и вообще всех детей. Поэтому не было такого взрослого эвена или эвенка, который удержался бы, чтоб не поласкать даже другого ребенка. Нередко можно было видеть взрослых людей, играющих с детворой, или изготовляющих для малышей те или иные игрушки. У эвенов и эвенков любой гость, входя в помещение, должен был здороваться за руку не только со взрослыми, но со всеми детьми, если только те научились ходить. Они даже приветствовали и грудных детей, трепля их за щечки или щекоча за затылком» [Николаев, 1969, с. 139]. Как свидетельствует Я. И. Линденау: «Детей воспитывают в большом послушании к родителям. Редко увидишь, чтобы ламуты били своих детей» [Линденау, 1983, с. 66].

Заслуживает внимания то, как эвены воспитывали в детях с малолетства самостоятельность. При перекочевках малыша везли, как мы уже указывали, в люльке или перевозили в специальной нартенной кибитке. При рождении ребенка ему выделяли в стаде определенное количество оленей, которые считались собственностью ребенка, и весь приплод последствии принадлежал ему. Также выбирали «именного» оленя смирного нрава, который и вез при его при перекочевках. С одного или полутора года ребенка приучали сидеть верхом на олене, на вьючном седле, привязывая с помощью специальных дощечек-держателей и обкладывали подушками. Постепенно ребенок должен был уметь обходиться без держателей, научиться самостоятельно держаться в седле. «Сначала ребенка подвязывали к седлу и шли рядом с ним, присматривая, затем отпускали на длинный повод 5-6 метров длиной. Такое обучение длилось 2-3 месяца. И после этого ребенок уже должен был самостоятельно держаться на олене и им управлять.

Первые пространственные представления ребенка были связаны с местом его рождения, колыбелью, жилищем, оленем и, таким образом, с первых месяцев жизни у ребенка складывалось представление об окружающем мире. В процессе воспитания, в играх у ребенка складывалась целостная система представления о мире. Именно в семье дети проходили жизненную школу, необходимую для выживания в суровых условиях Арктики, перенимали готовый взгляд на мир. Ребенок постепенно впитывал в себя жизнь семьи и его общества, кочевую оленеводческую жизнь, нормы поведения, культуру, верования. В процессе роста и социализации дети проходили несколько этапов:

  1. младенчество (от рождения до трех лет),
  2. детство (с трех до девяти лет),
  3. и подростковый период (девять-пятнадцать лет), после чего считались взрослыми.

Приобщение к миру взрослых происходило в процессе непосредственной жизнедеятельности социума. Ребенок впитывал в себя культуру своего народа как бессознательно, наблюдая, так и активно, участвуя в труде, общении. Участвуя в семейных обрядах, шаманских камланиях, слушая рассказы старших, дети вместе с реальными знаниями получали и сумму представлений о душе человека, окружающем его мире и т. д. Большую роль в формировании мировоззрения детей играли запреты, нормы поведения.

Соблюдая правила поведения, ребенок постепенно усваивал кодекс чести и своеобразный этикет таежного человека. Нормы поведения и стереотипы мышления эвена воспитывались с помощью разнообразных методов. Основой воспитания было, прежде всего, подражание взрослым. Дети наблюдали повседневный труд родителей, непременно участвовали в родовых и семейных обрядах, праздниках. Участвуя в них, дети приобщались к ритуалу рода, у молодого поколения воспитывалось сознание общего происхождения, кровного родства с сородичами. Взрослые придавали большое значение привитию детям всей суммы нравственных и этических норм, руководствуясь при этом нравственными устоями и мудростью народа, выработанными в течение многих веков и переданных из поколения в поколение.

Старшие с детства внушали ребенку, что параллельно с вещным миром существует и мир духовный. Эти миры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такие знания постепенно проникали и закреплялись в сознании ребенка через игры, наблюдения становились более упорядоченными, складывались в целостные представление о мире и роли человека в нем, месте самого ребенка.

Новому человеку, призванному продолжать дела предков, прививалась также морально-психологическая готовность к самосохранению и готовности к взаимной поддержке человеческой жизни в суровых условиях Севера.

к.и.н. Алексеева С.А.

arctic-megapedia.ru

Традиции воспитания детей в разных странах / Малютка

В современном мире границы между культурами стираются и различия уже не так заметны. Однако и сегодня воспитание детей в разных странах может сильно отличаться.

Традиции воспитания детей в России

Воспитанием детей в России в основном занимаются женщины. Это прослеживается и в семье, и в образовательных учреждениях. До последнего времени мамы с удовольствием находились с ребенком дома до 2-3 лет после родов. Сейчас ситуация меняется и все больше малышей поручают заботе бабушек и нянь.
Народные традиции в воспитании детей у нас связаны с фольклором. Сказки, поговорки, песни – являются богатым культурным наследием. Эти произведения не только развлекают читателя и слушателя, но и всегда несут воспитательный момент.
Герои сказок борются со злом, проявляют смекалку, жизнелюбие и оптимизм. В поговорках представлена вся накопленная народная мудрость. Народные песни демонстрируют патриотизм, силу духа и душевное богатство русского человека. Для родителей важно с детства приобщать малышей к фольклору. Красоту этих произведений может оценить уже 1,5-2 летний малыш.

Традиции воспитания детей в США

В США есть несколько характерных особенностей воспитания малышей. Так, например, бабушки и дедушки практически никогда не помогают молодой семье, а роль отца в воспитании гораздо выше, чем в России.
По традиции воспитание детей в США с раннего возраста доверяют опытным няням. Мамы выходят на работу по закону через три месяца после родов, возлагая все заботы об уходе за ребенком и его воспитании на профессиональных нянь или бебиситтеров. Когда родители свободны, то любые мероприятия принято посещать вместе с ребенком. На вечеринку юный американец может попасть впервые еще в грудном возрасте. Все кафе, бары, рестораны имеют места для детей и детское меню.

Традиции воспитания детей в Индии

В Индии обычно большие семьи и у малыша всегда есть несколько братьев и сестер. К обществу учат относиться, как к своей большой семье. По традиции, воспитание детей с раннего возраста объединяют с их образованием. Подготовительные школьные классы фактически соответствуют нашему детскому саду, и ребенок может начать учится уже в 2-3 года. Школы выбирают платные, если у семьи есть хотя бы небольшой материальный достаток. Индийцы считают, что уровень знаний, получаемых детьми в муниципальных (бесплатных) школах очень невысокий, поэтому отдавать в них детей на обучение – не престижно.
Согласно традиции, воспитание детей в Индии базируется на основных положениях индуизма. Это основная религия, исповедуемая большинством населения страны, в свете которой малышей учат сдерживать эмоции, демонстрировать силу духа и жизненный оптимизм, контролировать не только свои поступки, но и мысли. Богатое культурное наследие Индии влияет на художественное развитие подрастающего поколения. Музыка, танцы, песни воспитывают в малышах восприятие красоты и гармонии окружающего мира.

Воспитание детей в Японии

Воспитание детей в Японии в последние годы сильно изменилось. Раньше девушки выходили замуж в раннем возрасте и посвящали себя семье. Очень высокой была роль бабушек и дедушек в воспитании детей.
Сейчас японки больше внимания уделяют образованию и карьере. Замуж выходят уже в зрелом возрасте и стараются жить отдельно от родителей. Японская семья редко имеет больше 1-2 детей.
Воспитание детей в Японии предполагает ранее знакомство с компьютером, бытовой электроникой, интернетом. Очень часто самые близкие друзья японского школьника – виртуальные знакомые или игрушечные роботы. Детей не принято увозить на лето за город. Поэтому даже в жаркие дни ребята много сидят дома за компьютером, и практически не бываю на природе. Непосредственное общение со сверстниками также не имеет для них большой ценности.
Японских детей учат преуспевать и посвящать себя работе. С раннего детства ребенок может определиться (при помощи родителей) с компанией, где он будет работать всю жизнь. Такая преданность работодателю тоже является народной традицией Японии.

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира имеет много общего. До трех лет всех малышей поручают матери и другим женщинам. После этого возраста сыновей воспитывают отцы.
Женское образование сильно уступает мужскому. Девочек с раннего возраста настраивают на раннее замужество и покорность будущему супругу.
Конечно, есть страны, где эти тенденции не так очевидны. Например, в светских государствах исламского мира девушки имеют возможность получить высшее образование и даже работать. Но главной ценностью для мусульманки все-таки всегда остается семья.
В большинстве стран в наше время воспитание современное, базирующееся на результатах новейших научных разработок педагогов и психологов, вытесняет традиционное воспитание детей. Эта тенденция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родителям важно помнить, какой бы путь воспитания они не избрали, дети должны расти в атмосфере любви и взаимопонимания.

malyutka.net

Оставьте комментарий