CREATIME
В 6 лет Борис Злотин начал осваивать роскошную игрушку — механический завод, где отец был директором. Борис днями «пропадал» на заводе, а смотрел за ним один из старых рабочих супер-профессионалов, слесарь-инструментальщик. С его помощью Борис начал осваивать разные инструменты, от простого к сложному. На токарном станке впервые работал в 6 лет, первый сварной шов попытался сделать в 8-летнем возрасте, а потом даже научился водить старый газик.
В 1963 был изгнан из школы за выдающиеся успехи и (бес)примерное поведение, пошел в «ремеслуху» (официально называлось ТУ, потом ПТУ, но кроме названия отличий не было). Одновременно закончил вечернюю школу – 10-летку, опередив соучеников, которые мучились аж 11 классов, сразу поступил на вечерний в Ленинградский политех на мехмаш – и все это чтобы откосить от армии.
В 1965 пришёл на «Электросилу» слесарем-инструментальщиком и подал первые рационализаторские предложения. Через 2 года получил предложение работать инженером-конструктором Бюро Инструмента и Приспособлений – начальник БиП нашел способ остановить поток «рацух» инициативного балбеса, из-за которых приходилось все время переделывать чертежи. В начале 1968 перешел на дневной на электромех. После политеха окончил аспирантуру (к защите не допустили за глупость — публично высказал, что думал о КПСС), учился 3 года в ИПК при ЛГУ математике и окончил ВГКПИ (Высшие государственные курсы патентной информации).
С 1971 года – инженер-испытатель в отделе исследования электроэнергетических машин «Электросилы». Тестировал гидрогенераторы и турбогенераторы на станциях и на стендах, занимался математическим моделированием, участвовал в разработке и испытаниях первого сверхпроводящего генератора, писал отзывы и рефераты по секретным отчетам иностранных фирм, скраденным КГБ.
Первое издание книги Альтшуллера «Алгоритм изобретения» купил в 1969 году, просмотрел и не заинтересовался. В 1974 году по пути в командировку купил новое издание «Алгоритма», думая, что фантастика, и даже не вспомнив, что дома есть старое. Обнаружив, что не фантастика, хотел выкинуть в окно, но поскольку читать было всё равно нечего, открыл. И «влип» в ТРИЗ, пошёл учиться в Ленинградский Народный Университет Научно-Технического Творчества (ЛНУНТТ), созданный В.В. Митрофановым.
1975 – закончил ЛНУНТТ и по предложению В.В. Митрофанова организовал в нем второй курс, где начал вести обучение по курсу Развития Творческого Воображения (РТВ) и Законам Развития Технических Систем (ЗРТС), используя материалы, предоставленные Г.С. Альтшуллером и две своих страсти – к фантастике и к истории техники.
1976 – опубликовал первую статью по ТРИЗ. Организовал Ленинградскую Исследовательскую Лабораторию Исследований ТРИЗ (ЛИЛИТ)
1977 – стал руководителем службы ФСА объединения «Электросила», заключив с начальством забавный договор «решаю задачи по ТРИЗ, отчитываюсь по ФСА». Начал преподавать курсы ТРИЗ 24 и 120 часов в ИПК электротехнической промышленности.
1978 – начал переписку с Г.С. Альтшуллером, начал обучение по ТРИЗ журналистов при газете «Смена» и детей в школе сына. Придумал и начал постоянно использовать «диверсионный анализ».
С 1981 – начал активное сотрудничество с Г.С. Альтшуллером – совместное проведение семинаров, участие в разработках, написание книг в соавторстве.
1982 – переехал в Кишинев, работал руководителем группы ФСА, совместно с Аллой Зусман основал Кишиневскую школу ТРИЗ. Также совместно с Аллой Зусман и своими учениками — коллегами начал работы по применению ТРИЗ к решению научных задач и обучение детей ТРИЗ при Научном Обществе Учащихся.
1985 – вместе с А. Зусман разработал на базе ТРИЗ и диверсионного подхода Методику Решения Исследовательских Задач и начали работу по созданию Общей Теории Эволюции, которая продолжается и сегодня.
1986 – вместе с В. Просяником, А. Зусман и группой учеников создали МНТЦ «Прогресс» — первую в СССР частную инженерную фирму и первую в мире компанию, основанную на использовании ТРИЗ (консультации, решение задач, семинары, издание материалов)
1991 – разработал вместе с А. Зусман основанный на ТРИЗ софт «Инструментарий Менеджера». МНТЦ «Прогресс» начала работу по применению ТРИЗ в бизнесе, консультируя Московскую Товарную Биржу.
1992 – на базе МНТЦ «Прогресс» вместе с коллегами и американскими инвесторами создали компанию Ideation International Inc. и софт «Инструментарий Изобретателя» (на английском – «Innovation WorkBench»)
1993 – переехал в США, начал в рамках Ideation International Inc. бизнес по решению изобретательских задач, обучению ТРИЗ и разработке и продаже программных продуктов на базе ТРИЗ, включая софты для решения изобретательских задач в технике, менеджменте и бизнесе, для решения исследовательских задач (в том числе выявления причин вредных или нежелательных эффектов), прогнозирования, управления развитием, улучшения патентов и/или (по желанию заказчиков) их обхода.
2013 – вместе с В. Просяником и Д. Песчанским (бывшим учеником в ТРИЗ) создал компанию «Progress Inc.» для развития и реализации уникального изобретения Д. Песчанского – быстро обучающейся нейронной сети.
2015 – по настоящее время – научный руководитель компании Ideation International Inc.
Более чем за 40 лет работы в ТРИЗ под руководством и при непосредственном участии Мастера ТРИЗ Бориса Злотина выполнено более 1000 разных проектов, решено приблизительно 20 000 задач, обучено около 6000 людей. Он автор (соавтор) 4 книг на английском языке, порядка 300 статей на русском и английском, создатель 12 книг и брошюр на русском языке, из которых 4 – в соавторстве с Г.С. Альтшуллером.
creatime.me
Читать онлайн «ТРИЗ-педагогика» автора Гин Анатолий Александрович — RuLit
ТРИЗ-педагогика
Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с неё.
Индейская пословица
Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…
Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.
О чём эта книга?
Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…
И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.
Вам нравится такая перспектива?
Есть хорошая новость – она достижима.
И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования.
Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.
Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией.
Можно силой заставить человека развиваться? Можно – как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат.
Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку – можно использовать плётку. Если нужно научить животное сложному навыку – приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений.
Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи.
Высокая зарплата в рейтинге ожиданий от работы не всегда входит даже в первую тройку. Надбавка к жалованью действует как мотиватор тоже недолго: по разным данным, от трех месяцев до 48 часов.[1]
Учёба – настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» – не более действенный стимул, чем зарплата.
Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета.[2]
Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…
• Как зажечь внутренний огонь интереса?
• Чему и как нужно учить детей в современном мире?
• Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – может стать основанием новой педагогики?
• Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован?
• На эти и другие вопросы ответит эта книга.
Глава 1. Чему и как учить?
Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…
вернутьсяФакт из книги: Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг Обучение Здоровье. М.: Просвещение, 1989. C. 205.
www.rulit.me
Анатолий Гин. Педагогика + ТРИЗ = ?
Словом «ТРИЗ» сейчас мало кого удивишь: публикации не только в специализированных изданиях, но и в «Огоньке», «Смене», «Учительской газете»… И все же — какое, самое общее, определение ТРИЗ вы можете дать для наших читателей?
Позволю аналогию: возможно, вы наблюдали когда-нибудь, как строит гнездо оса… Упорно, слой за слоем, не покладая «рук». Хороший строитель? Да! Но только в стандартной ситуации, выверенной поколениями ос. Вот экспериментатор разрушает часть гнезда. А что оса? Да она не замечает разрушения! И достраивает свой дом, как будто ничего не произошло. К сожалению, в умении не замечать проблемные ситуации люди и осы — «близнецы-братья»…
- Ситуация
Большинство первоклассников (и не только первоклассников) аккуратно начинают новую страничку в тетрадке, но их терпения хватает до первой помарки — дальше ребенок стремится дописать лишь бы как, чтобы начать «новую жизнь» со следующей страницы. Эффект этот знаком учителям начальной школы. Но в нем можно увидеть и задачу: чем чаще дети будут открывать новую страницу, тем чище будут писать. Но не оставлять же по пол-листа недописанными?
Как быть?
Вот решение преподавателя курса РТВ (развития творческого воображения) на базе ТРИЗ школы № 51 Светланы Гин: тетрадки были порезаны пополам. И страница стала в два раза короче, и писать дети стали чище… Просто?
- А вот случай, с которым мы столкнулись, консультируя в Латвии. Заказчик — руководитель крупного частного предприятия, организовал вуз для молодых бизнесменов. Реклама обеспечила конкурс девять человек на место. И тут оказывается (пусть причина останется тайной Заказчика), что свежеиспеченных студентов придется отправить в колхоз на картошку. Казалось бы, разочарование студентов и падение престижа неизбежно…
Как быть?
Мы нарочно привели примеры изобретательских ситуаций в педагогике. Но их вокруг — в любой области деятельности — многие тысячи, если не миллионы…
А теперь — внимание! Задач — миллионы. А способов грамотного анализа ситуации, приемов разрешения противоречий, прогнозирования последствий принятого решения — значительно меньше. И ими можно научить пользоваться любого нормального человека. Собственно говоря, ТРИЗ — это и есть система инструментов «вскрытия» и решения проблемных ситуаций.
Но так ли необходимо изучать ТРИЗ, — ведь задачи появлялись и решались человеком с того момента, как он встал на «задние лапы» (и без всяких теорий…)?
Человечество, люди прошли долгий путь. Но чем больше они узнавали, тем больше становилось точек соприкосновения с неизвестным, неоткрытым, непознанным. Колумб вдали от Европы увидел берег — всего один новый факт. Но за этим фактом скрывался целый континент неизвестного.
Больше знаний — больше и проблем. Они всегда решались «природными» талантами, гениями. Но мир меняется все стремительнее. Проблемы нарастают лавиной — экономические, технические, общественные. И их нужно решать вовремя, иначе…
Сколько миллионов жизней сохранилось благодаря открытому А. Флемингом в 1929 году антибиотику — пенициллину? Не сосчитать… А скольких трагедий удалось бы избежать, будь он открыт на год, два, пятьдесят лет раньше? Но ведь пенициллин изучали, и свойства его были известны задолго до открытия Флеминга! Русские ученые В. Манассеин и А. Полотебнов опубликовали результаты своих опытов с пенициллином еще в 1871 году. Оставалось сделать один шаг, но помешал стереотип: разве может быть лекарством эта плесень?
Последнее десятилетие «подарило» нам полтора десятка новых болезнетворных вирусов, да плюс модификации «старых знакомых». И это — норма, лучше не будет… Говорят, скупой платит дважды. А сколько раз мы будем расплачиваться за неумение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке?
Что делать? Назад — в пещеры? Технику под пресс и стройными рядами на лоно природы — кто в пастухи, кто в пастушки, а кто в овечки? Но История знает только одно направление…
Выход один: нам придется — никуда не денешься — готовить много сильных решателей.
В необходимости обучения ТРИЗ вы меня убедили. А достаточно ли этого, чтобы — пользуясь вашими словами — подготовить сильных решателей?
Для стабильного, подчеркиваю — стабильного (!) решения нестандартных задач прежде всего необходим инструментарий. И это не только ТРИЗ. В идеале надо знать все то лучшее, что наработало человечество в технологиях разрешения проблемных ситуаций.
Творческого человека отличает интуиция. Нет, это не только «божий дар». Это особым образом организованный творческий опыт. Вбитый в подсознание опыт решения нестандартных задач. Если хотите — это невербальное, скрытое знание закономерностей. Растущему человеку-решателю необходимо буквально купаться в творчестве. Для этого педагогам нужна база творческих, или так называемых открытых. задач. В ТРИЗ собрано большое количество учебных задач, как не требующих специальных знаний, так и по направлениям: физика, химия, биология, социология, бизнес, искусство, литература… Однако никакую базу задач нельзя считать достаточной. Задачи устаревают, и достаточно быстро.
Кстати — развитая интуиция и серьезный инструментарий — это именно то, что дает человеку уверенность в своих силах. Согласитесь — немаловажный компонент характера.
Что еще важно? Навыки организации творческого труда. Сюда входит планирование работы и учет времени, умение работать с базами данных, владение критериями оценки научной разработки и многое другое…
У нас страна — сплошная нестандартная ситуация. А как на далеком Западе — считают ли они воспитание изобретательского мышления актуальной задачей?
Да, хоть на дальнем Западе, хоть на Ближнем Востоке, извините за каламбур. Это новое приоритетное направление педагогики развитых стран. Пока сделаны первые шаги. Чтобы не быть многословным, просто перечислю несколько фактов:
- клуб юных инженеров «Розбери» в Англии регулярно проводит изобретательские конкурсы, имеет свои печатные издания;
- руководители университета «Мэрдок» в Западной Австралии ввели экзамен по фантастике для будущих учителей;
- в министерстве образования Израиля разрабатывается спецкурс по ТРИЗ для школьников. А в Иерусалимском Политехническом институте курс по ТРИЗ читается бывшим гомельчанином Г. Френклахом;
- японская «Белая книга по науке и технике» рекомендует в качестве одной из главных задач на 1990-1994 годы разработать системы и концепции поиска талантов;
- компания «Вестингауз» совместно с общественными организациями США ежегодно проводят конкурс школьных работ, именуемый «Поиск научных талантов»;
- патентное ведомство США разработало специальную программу PROJECT XL, призванную поддерживать развитие навыков изобретательского мышления на всех уровнях учебы. Ведомство разработало также «Справочник ресурсов изобретательского мышления» для преподавателей…
Как бы не получилось, что ТРИЗ, как это не раз случалось с другими изобретенными у нас сильными технологиями, вернется к нам с Запада, но уже в новых одеждах — как чужеземное открытие… И все же традиционно «наш» вопрос: что Вы скажете о воспитании?
Мы с вами знаем — воспитывают не слова и лозунги. Воспитывает деятельность. Например, решение изобретательских задач. В них нет раз и навсегда установленного правильного ответа, зато всегда есть простор для вариантов. А это лучше любых призывов и душеспасительных бесед воспитывает уважение к другим мнениям. Уважение, столь необходимое нашим народам сегодня.
Часто решаем с ребятами задачи, связанные с предотвращением аварий, спасением людей в сложных ситуациях.
- Например: человек упал в море с борта корабля. Пока он держится на плаву, нужно — как можно быстрей — ему помочь. Остановить сразу морской лайнер невозможно. Спускать шлюпки — долго. Спасательный круг далеко не бросишь, да и точность мизерная.
Как быть?
Вот одно из ряда решений, предложенных
школьниками-кружковцами: прицельно выстреливаемая из специального ружья капсула «плюхается» рядом с «купающимся». Из нее выскакивает эластичная оболочка, мгновенно раздувающаяся под действием сжатого газа…
Понятно, мы хотим получить результатом школы не громадную голову на тоненьких ножках, а Творческую Личность — с большой буквы! Хотя вырастить творческую личность гораздо сложнее, чем обучить основам ТРИЗ.
Предположим, ТРИЗ начнет широко распространяться в школы. Какие нежелательные эффекты можно при этом ожидать?
Больше всего боюсь, что ТРИЗ будут школам и институтам навязывать. Любую идею можно погубить плохим исполнением — прецедент уже был в одной из бывших Союзных республик. Были также случаи, когда родители притаскивали своих детей в кружок ТРИЗ чуть ли не за шиворот. Но творчество не терпит насилия. Все известные мне кружки ТРИЗ хорошего уровня основаны на добровольном посещении — никакой «принудиловки».
Интервью брала Мария Ладина, учитель биологии, г. Гомель. Опубликовано в журнале «Адукация и выхаванне », № 2, 1994. — С. 111.
nsportal.ru
ТРИЗ Книги по изобретательству для взрослых и детей.
Доброго времени суток, уважаемые читатели! В одной из статей я уже рассказывал про уникальную технику решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Сегодня я хотел бы поговорить про те печатные издания, которые помогут вам освоить данную технологию и в разы повысить свою личную продуктивность на творческом поприще.
ТРИЗ книги автора технологии.
Считаю вполне логичным предложить сначала те работы, которые были написаны основателем методики. Ведь кто как не сам автор сможет максимально детально рассказать о своем детище и объяснить, в чем же его смысл, ценность и преимущество.
Сразу подчеркну, что работы этого автора, так же, как и произведения других исследователей и практиков широко представлены в интернете. Какие-то удастся скачать на безвозмездной основе. Но большинство из них вам все-таки будут предлагать купить. Как вариант — попытаться найти книги в городской библиотеке. Учитывая их популярность, это вполне реально.
Книги Альтшуллера
- «Основы изобретательства».
Одно из ведущих произведений ученого на данную тематику. Генрих Саулович с ранней юности увлекался созданием изобретений, а потому эта тема ему по-настоящему близка и интересна. Задаваясь привычными для любого «самоделкина» организационными, теоретическими вопросами, в какой-то момент он принял решение раз и навсегда найти на них ответы. И действительно преуспел! В книге излагаются основы метода, дается его подробное разъяснение, приводятся понятные и яркие примеры.
В этой книге теория решения изобретательских задач детально разъясняется Альтшуллером. Что, для чего, почему? Как и по какой причине была создана им эта методика? Что она может дать тому, кто стремится выйти на новый уровень творческой самореализации в изобретательстве? Что будет если пренебречь советами автора и продолжить работать, опираясь лишь на интуицию и вдохновение? Ответы на эти и многие другие вопросы вы и найдете в одной из самых популярных работ Генриха Сауловича.
Дополнительным плюсом книги является разъяснение теории на практических примерах из жизни. Благодаря этому у читателя будет минимум шансов для того, чтобы чего-то не понять.
Каждая книга Альтшуллера по ТРИЗ заслуживает самого пристального внимания, но список работ по данной тематике далеко не ограничен произведениями отца-основателя метода. В связи с этим я вам рекомендую также познакомиться и с другими работами.
Другие авторы — студентам, школьникам, педагогам
- Михаил Орлов «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления».
Издание было разработано для студентов и учащихся старших классов, как имеющих самое непосредственное отношение к созданию каких-то инновационных разработок, так и для тех, кто видит свое будущее в дизайне, педагогике, менеджменте, инженерии, маркетинге и т.д. В общем, для всех, кому ценны креативность, вариативность мышления, умение смотреть на привычные вещи под новым углом.
- Анатолий Гин «Теория решения изобретательских задач».
Это учебное пособие для студентов и школьников, над созданием которого трудилась целая команда признанных экспертов в области ТРИЗ. Задача состояла в том, чтобы не просто изложить принципы техники, но сделать это в максимально понятной, легкой в прочтении форме. Стараниями авторов, задумка удалась, о чем свидетельствует тот факт, что книга была издана не только в РФ, но и в США, Китае и Японии, Эстонии и других странах.
- Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика».
А эта работа нацелена, в первую очередь, на учителей и родителей, работающих по системе ТРИЗ в детском саду, в школе, дома. Как насчет того, чтобы воспитать по-настоящему интеллектуально развитого ребенка, который уже в раннем подростковом возрасте порадует вас своей сообразительностью, тягой к наукам и творчеству?
Думаю, среди моих читателей не найдется людей, которые бы ответили на этот вопрос отрицательно. Ведь с таким багажом знаний и умений ребенок пойдет по жизни деловитой уверенной походкой, добиваясь успеха сначала в учебе, а потом и в профессии. Если вы желаете такое будущее своему чаду, воспитаннику, то эта книга для вас!
- Анатолий Гин «Приемы педагогической техники».
Еще одна работа для преподавателей. Специально для них подобрана ценная информация на тему организации увлекательной работы с детьми. Как сделать обучение занимательным? Как научить школьников работать в условиях взаимовыручки и максимальной отдачи? Как подобрать нетривиальные формы преподавания с учетом потребностей той или иной группы учеников? Как научить детей мыслить и грамотно выражать свои идеи? Об этом и многом другом и пойдет речь в книге.
Книги для дошкольников
- Владимир Богат «Большие открытия маленького львенка».
Занимательное красочное издание для дошколят среднего и старшего возраста, которым только предстоит сделать свои первые шаги в ТРИЗ. В книжке множество ярких картинок со смыслом, призванных помочь малышам найти ответы на поставленные вопросы.
- Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».
Издание, заслужившее внимание и признание читателей по всему миру. Юным изобретателям предстоит решить вместе с симпатичным котофеем 36 хитроумных задачек. Картинки, подсказки и советы от Гина — в помощь! К слову, книга была «протестирована» автором и его коллегами на школьниках России и стран СНГ, от которых получила самые положительные отзывы.
- Зоя и Михаил Шустерманы «Новейшие приключения Колобка».
В трилогии про Колобка ребятам предлагается помочь своему круглому другу в интереснейших делах. Например, им предстоит придумать веселое занятие для заскучавших в зоопарке слонов и там же измерить длину кобры. А еще переколдовать Колобка в… ежика и сложить огромное количество подарков в один рюкзак.
Ну, а потом дети смогут отправиться в путешествие по Африке, где изобретут самый настоящий слонолет с реактивным мотором. А для всех этих чудес им нужно будет освоить — как вы уже, наверное, догадались — тот самый заветный ТРИЗ!
**
Ну что, думаю, у вас есть, что почитать на ближайшее время. А для тех, кто хочет еще больше полезной информации, посоветую дополнительно книгу Юрия Саламатова «Как стать изобретателем» и его же тренинг по ТРИЗ для тех, кто планирует освоить методику максимально правильно и ультрабыстро.
Теперь точно все. Если есть вопросы — смело задавайте их в комментариях к статье. Всем непременно отвечу. Не забывайте, что впереди еще много всего нового и полезного. Чтобы ничего не пропустить оформите подписку на блог. Это займет не более минуты.
Всем добра, до новых встреч, ваш Юрий Окунев!
my-day.pro
как сделать своего ребёнка гением.
Здравствуйте, друзья! Мы уже поговорили про ценность теории решения изобретательских задач и важность ее использования в учебно-воспитательных учреждениях разных уровней. Сегодня предлагаю вам сделать упор на принципах, задачах и функциях, которые содержит в себе ТРИЗ-педагогика. Чем она отличается от стандартных методов обучения, что дает детям (и не только) и для чего вообще нужна?
Давайте разбираться вместе!
Что такое ТРИЗ-педагогика?
Многие люди думают, что данная технология предназначена исключительно для того, чтобы учить грамотно мыслить тех, кто имеет отношение к изобретательству в той или иной его форме.То есть если, например, вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался в данном ключе, то вы, соответственно, отдаете его в то учебное заведение, в котором практикуется методика.
Так вот, я спешу развеять данный миф! Конечно, ТРИЗ — это чрезвычайно полезно для больших и маленьких изобретателей. Но уникальность подхода как раз в том, что он универсален! А все потому, что теория решения изобретательских задач развивает творческое мышление. А это, в свою очередь, означает, что она очень важна решительно для каждого человека, для любой сферы деятельности.
Поэтому ТРИЗ выбирают все те, кто хочет, чтобы их чадо развивалось активно и гармонично. Чтобы ребенок рос сообразительным и креативным.
Где применяется ТРИЗ?
Да везде! Начинается все еще в детском саду. То есть в то золотое время, когда ребенок пребывает на пике своих способностей принимать и усваивать информацию. Полученные в это время азы становятся мощнейшим фундаментом для дальнейшего совершенствования малышей, усиления тех способностей, которые были им дарованы природой.
Кроме этого, дошколят при помощи ТРИЗ готовят к школе. Благодаря этому переход на новую важную учебную ступеньку для детей становится не таким сложным и стрессовым как для тех ребят, которые воспитывались без ТРИЗ.
Далее методика задействуется в начальной школе. На этом этапе маленьким учащимся дается информационная база, которая поможет им в дальнейшей школьной жизни. Дети учатся решать свои первые школьные задачки, используя максимально эффективные и при этом наиболее простые способы.
Конечно, продолжается ТРИЗ в средних и старших классах. В это время у школьников есть возможность начать применять усвоенное на занятиях в той сфере, которая им непосредственно интересна. В тех областях, с которыми они планируют связать свою профессиональную деятельность.
Кроме этого, технике обучаются сегодня и уже вполне взрослые и состоявшиеся в профессии люди. Инженеры, маркетологи, бизнесмены, управленцы, рекламщики и т.д. То есть все, кто имеет хоть какое-то отношение к творчеству.
Кому подойдет методика?
Сразу отмечу еще одно распространенное заблуждение. Так, многие свято уверены в том, что ТРИЗ — это способ развития одаренных детей с какими-то исключительными способностями. Если и вы, мои уважаемые читатели, придерживаетесь аналогичного мнения, то поспешу вас разубедить.
Без сомнения, теория решения изобретательских задач способна в разы усилить возможности тех ребят, которые от природы обладают некими талантами, способностями. Однако огромнейшую пользу методика принесет и тому ребенку, который не может похвастаться таким же большим багажом умений.
Развивая смекалку, умение мыслить незаурядно и смело, ТРИЗ выведет кроху на новый уровень развития, усилит или даже подарит те возможности, которых у малыша от природы не было или они были слабо развиты. Именно поэтому так важна ТРИЗ педагогика в начальной школе и при работе с дошколятами.
Цель и задачи для педагогов по ТРИЗ
Главная задача техники — формирование эффективного мышления и воображения, способных при работе с творческими задачами искать и находить те варианты решений, которые заведомо являются максимально продуктивными и верными. Тематика и уровень сложности задач при этом значения не имеют, т.к. ТРИЗ, как мы уже отмечали, универсальна.
Соответственно, именно эта базовая функция и стоит перед теми педагогами, которые применяют методику в своей работе с детьми или даже взрослыми людьми. Что касается более узких целей, то их много:
- Минимизация «перебора вариантов» при решении задач.
- Прогнозирование развития выбранной отрасли и поиск тех решений (в том числе, уникальных, новых), которые будут потенциально хороши в будущем.
- Тренировка, совершенствование тех способностей, которые заложены в каждом учащемся от рождения.
- Работа с коллективами. С целью увеличения КПД целой группы людей, работающих над некой общей задачей.
Принципы метода
В основе ТРИЗ-педагогики лежат принципы:
- Объективности законов развития системы. Решения должны находиться с учетом того, что любая система априори развивается определённым образом.
- Противоречия. Внешние и внутренние факторы рождают в системах диссонанс. Решения задач должны быть такими, чтобы они помогали устранить эти противоречия.
- Идеальности. При минимальных затратах должен быть получен наилучший результат.
- Конкретности. Решения должны учитывать, что любая задача абсолютно конкретна, реальна, а человек ее решающий — индивидуален.
- Кроме того обязательно обеспечить свободу выбора, открытость, деятельность, обратную связь.
- https://www.litres.ru/anatoliy-gin/priemy-pedagogicheskoy-tehniki-svoboda-vybora-otkrytost-deyatelnost-obratnaya-svyaz-idealnost/?lfrom=165377464
Литература
Для обучения ТРИЗ я хотел бы посоветовать несколько отлично зарекомендовавших себя изданий.
Для педагогов:
- Анатолий Гин «Приемы педагогической техники». В издании содержится множество приемов для работы по ТРИЗ и эффективной проверке знаний по пройденному материалу. Кроме этого, автор рассказывает про различные технологии организации классических и нетривиальных форм работы с учащимися.
- Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика». Книга, которая будет полезна не только преподавателям, но и родителям. Вся информация подана максимально просто и понятно.
Для детей:
- Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина». Ребятам в увлекательной игровой форме предложат вместе с пушистым товарищем находить правильные выходы из различных трудных ситуаций. Красочная, доброжелательная книга была переведена на несколько языков и издана не только на территории СНГ, но и в США, Чехии, Китае, Польше и других странах.
Для взрослых:
- Юрий Саламатов «Как стать изобретателем». Кроме книги есть и полноценный обучающий курс, который позволит в совершенстве овладеть методикой и научиться продуктивно применять ее на практике. Работы автора в свое время снискали положительную оценку самого Генриха Сауловича Альтшуллера, советского исследователя, изобретателя и основателя ТРИЗ.
Ну, что, вроде как, ничего не забыл. Надеюсь, после этой статьи вы стали еще ближе к пониманию ценности этой удивительной методики. Как человек, постоянно совершенствующийся, а также как отец троих детей, я настоятельно вам рекомендую обратить на нее самое пристальное внимание. В конце концов, если потом вы поймете, что это не ваше (хотя я свято убежден в обратном), всегда можно будет отойти в сторону.
На этом все. Впереди — еще несколько статей по ТРИЗ. Так что до новых публикаций! Жду ваши комментарии — задавайте вопросы, делитесь личным опытом. Не забудьте оформить подписку на блог, чтобы не пропустить выход свежих материалов.
my-day.pro
Чингиз Абдуллаев — Дом одиноких сердец
Тогда я сам поехал в лабораторию и попросил Михаила Соломоновича Глейзера посмотреть на тело перед тем, как его выдать. Михаил Соломонович работает патологоанатомом уже сорок пять лет. Ошибиться он не мог. Но к этому времени в дело вмешалась сама губернатор области. Тело приказали немедленно выдать и похоронить. Глейзер человек очень опытный и умный. Он подписал все необходимые документы и распорядился выдать тело. Но перед этим, как настоящий врач, успел зайти и посмотреть на нее лично. Однако не стал возражать, когда приехавшая делегация забрала тело. Похороны показали даже по местному телевидению. Я не решился пойти туда, чтобы меня не линчевали. Все говорили о том, какой я негодяй. А на следующий день мне позвонил Михаил Соломонович.
Когда мы с ним встретились, он признался, что моя версия имеет гораздо больше оснований, чем заключение его сотрудника. Тот просто отписался, даже не проведя положенного вскрытия. На мой вопрос, почему он не остановил выдачу тела и не опротестовал решение своего коллеги, Глейзер грустно ответил, что ему позвонили сверху и приказали немедленно выдать тело. Вы знаете, что он мне сказал? Вы даже не поверите.
«Мой отец, Соломон Борисович Глейзер, был арестован в сорок девятом году только потому, что отказался подписать липовый акт о смерти забитого на допросе заключенного, бывшего партийного чиновника, которых арестовывали в Ленинграде по известному делу Вознесенского-Кузнецова. И семь лет отец провел в лагерях. От меня потребовали на комсомольском собрании отречься от него. Я отказался отрекаться, просто не мог предать своего отца. Тогда меня исключили из комсомола и выгнали из школы. Мне пришлось пойти работать и учиться в вечерней школе. Спустя полвека история повторяется – уже не в виде такой трагедии, но и не в виде фарса. Мою дочь должны утвердить главным врачом четвертой поликлиники. Документы находятся на рассмотрении в администрации губернатора. И если в этот момент я начну настаивать на вашей версии и сорву официальные похороны, на которые должны приехать ответственные московские чиновники, то моя дочь никогда не получит этой должности. И будет помнить об этом всю жизнь. Я никогда не обвинял своего отца. Но как поведет себя моя дочь? Или мой зять, ее муж? У них и без меня хватает своих проблем. Я не хотел об этом даже думать. Как, вы считаете, я должен был поступить? Ведь с телом все равно ничего не будет, и мы при желании можем добиться эксгумации по вновь открывшимся обстоятельствам уже после того, как все несколько уляжется».
– Его можно понять, – заметил Дронго, – этот страх уже генетически сидит в людях, чьи родные и близкие подверглись репрессиям. Я до сих пор не могу понять, как можно было делать героя из Павлика Морозова, предавшего собственного отца. Или требовать от комсомольцев выступать на собраниях с осуждением собственных родителей. Наверно, пройдя через подобное чистилище, нельзя оставаться прежним человеком.
– Не знаю, я тогда не жил. Трудно сказать, как бы мы с вами поступили в то время, – признался Степанцев, – возможно, также осуждали бы родителей или позволили бы исключить нас из комсомола за наше нежелание предавать собственных отцов. Но я понимаю мотивы Михаила Соломоновича. И не осуждаю его. Однако теперь я был точно уверен, что ее задушили. Сначала я решил обратиться в милицию, но затем передумал. Ведь я обязан буду официально заявить о случившемся в нашем хосписе. Что тогда произойдет? Во-первых, меня накажут за случившееся, если даже сразу не снимут с работы. Во-вторых, начнется скандал с эксгумацией трупа, меня тут же обвинят в том, что я не хочу оставить ее в покое после смерти. Не скрою: она была конфликтным человеком и у нас происходили различные стычки, что сразу используют против меня. И, наконец, в-третьих, нет никаких доказательств. Есть официальный документ о ее смерти, который подписан мною и заверен Глейзером. Нам просто не поверят или обвинят в должностном подлоге. Еще неизвестно, что хуже. Поэтому я решил обратиться именно к вам. Возможно, вы сумеете мне помочь. И уже тогда, опираясь на результаты вашего расследования, я потребую официального возбуждения уголовного дела.
Дронго взглянул на Вейдеманиса. Тот молча пожал плечами. Такого необычного дела у них никогда еще не было.
– Если бы не ее неожиданная смерть, – уточнил Дронго. – Когда она могла умереть? Назовите самый крайний срок.
– Две или три недели. Хотя иногда случаются чудеса. Но в ее случае… Две недели, не больше. Она уже начинала заговариваться.
– У вас могли быть посторонние в помещении в ту ночь, когда она умерла… или была убита.
– Нет. У нас на улице повсюду установлены камеры. Для наблюдения за больными, если они выйдут погулять в сад. Но в здании камер нет. Считается неэтичным подглядывать за больными. Хотя я просил несколько раз установить камеры и в каждой палате. Да и больных у нас не так много. В ту ночь почти никого из персонала не было. Именно это беспокоит меня больше всего. Почему ее убили и кто это мог сделать?
– Полагаю, что первый вопрос самый важный. Причина? Кому понадобилось убивать человека и так приговоренного к смерти? Если мы будем знать ответ на этот вопрос, то найдем ответы и на все остальные, – сказал Дронго.
– Я понимаю, что вы частный эксперт, – пробормотал, явно смущаясь, Степанцев, – и если вы согласитесь… Я готов оплатить вам ваши расходы…
– Господин Степанцев, – поднялся со своего места Дронго, – должен вам заметить, что своих обидчиков я легко спускаю с лестницы. И только из уважения к вашей профессии и вашей нелегкой работе я не считаю ваши слова оскорблением. Надеюсь, вы понимаете, что я не могу брать деньги за работу в хосписе. Когда вы уезжаете обратно?
– Завтра утром. У меня самолет на Санкт-Петербург.
– Я предпочитаю ездить поездом. Завтра вечером мы будем у вас. Надеюсь, что до этого времени у вас не произойдет ничего страшного.
Глава 3
Степанцев согласно кивнул. Было заметно, как он нервничает. Эдгар налил ему стакан воды, и врач залпом выпил ее. Поблагодарил, возвращая стакан.
– У нас элитарный хоспис, – криво улыбнулся гость, – вы понимаете, что и пациенты не совсем обычные, да и зарплата у меня на порядок выше, чем у остальных главных врачей. Поэтому охотников на мое место хватает. Достаточно только один раз ошибиться…
– Я вас понимаю. У вас много пациентов?
– Нет. Не каждый может к нам попасть. В ту ночь было четырнадцать человек больных. Из них пятеро тяжелых. Они не могли самостоятельно передвигаться. Остаются девять человек.
– Тоже больных?
– Да. Но для того чтобы накрыть беспомощную старуху подушкой, много сил и не требуется.
– У вас большой персонал?
– Двадцать семь человек, включая меня.
– Не слишком ли много на четырнадцать больных?
– Нет. Обычная практика. У нас после дежурства врачи должны сутки отдыхать. Как минимум. Работа не для слабонервных, некоторые не выдерживают. Кроме того, у нас свое подсобное хозяйство, два водителя, повара, санитарки, нянечки, сторожа.
– И сколько человек работали в ту ночь?
– Четверо. Дежурный врач, сторож, две санитарки. Больше никого. Последним уехал я со своим водителем. Потом ворота закрылись. Двери обычно тоже закрываются, чтобы никто не беспокоил наших пациентов. На окнах решетки. Управление МЧС уже дважды присылало нам свои предписания, чтобы мы сняли решетки, но мы их не снимаем. У нас очень хорошая противопожарная система, везде установлены датчики, в случае необходимости сработает автоматика и вода потушит любой пожар. Здание двухэтажное, и все палаты находятся на первом этаже. А все административные помещения – на втором. И реанимационные палаты для тех, кто уже не в состоянии двигаться. Для перевозки больных у нас есть даже лифт в нашем основном здании.
– Есть и другие здания?
– Конечно. Еще два здания примыкают к нашему. В одном – наш «холодильник», куда мы отправляем пациентов перед тем, как выдать их родственникам. В другом – разделочный цех. У нас там своя живность: курицы, утки, даже своя корова есть. Сторожа за ними следят. Там есть и для них помещение.
– Значит, сторож не может войти ночью в основное здание?
– Теоретически нет. Они никогда не заходят. Но практически, конечно, мог. У наших сторожей есть свои запасные ключи от дверей. Однако я не помню ни одного случая, чтобы они появлялись у нас после отбоя, если их специально не вызывали. Сторожа нормальные люди и понимают, какие пациенты находятся в нашем хосписе.
– Сколько у вас врачей?
– Восемь человек. Я и мой заместитель освобождены от дежурства. Остальные дежурят по очереди. Четверо женщин и двое мужчин. Один из них – наш ведущий сотрудник Сурен Арамович Мирзоян; он как раз специалист в области онкологии, и я разрешаю ему консультировать и в больнице Николаевска. Очень толковый врач. Но в ту ночь был другой сотрудник – Алексей Мокрушкин. Такая немного смешная фамилия. Он самый молодой среди нас. Ему только двадцать девять. В Николаевске у него живет семья, и поэтому он охотно пошел к нам на работу.
– Давно работает?
– Уже второй год. Хороший парень, но звезд с неба не хватает. В семнадцать окончил школу и ушел в армию. В девятнадцать вернулся. Пытался поступить в институт, ничего не получилось. На следующий год опять не вышло. Только с третьей попытки поступил, да и то в какой-то провинциальный медицинский институт в Челябинске. Кажется, там у него работала тетка. Проучился шесть лет и приехал сюда. Работал в больнице Николаевска на полставки. А у него семья, маленький ребенок. В общем, попав к нам, был счастлив как никогда, зарплата выросла сразу в четыре раза. Он, конечно, не самый опытный врач, но у него есть терпение, которого часто не хватает другим. В армии он тоже работал в санитарной службе, поэтому решил поступать в медицинский.
profilib.org
Читать книгу Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений С. И. Гин : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Светлана Ивановна Гин
Занятия по ТРИЗ в детском саду
(пособие для педагогов дошкольных учреждений)
Сведения об авторе:
ГИН Светлана Ивановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук, отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся, член совета республиканского клуба «Хрустальный журавль», ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для новой Эры».
От автора
В конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.
В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. Идеал ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ – технологии в систему работы дошкольных учреждений республики не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов обучения.
Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию методики ТРИЗ в детском саду, основанный на многолетнем авторском опыте работы с коллективами дошкольных учреждений г. Гомеля (Беларусь).
При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов – тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: Гуткович И., Корзун А., Мурашковской И., Ладошкиной С., Нестеренко А., Страунинг А., Сидорчук Т., Рубиной Н., Шустермана М., а также авторские разработки Гин С.И.
Занятия, предлагаемые в пособии, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года жизни.
В первый год предполагается изучить следующие темы: «противоречия», «системный оператор», «метод маленьких человечков», «ресурсы», «сочинение загадок» (по методике Нестеренко А.А.).
С детьми среднего возраста, учитывая психофизиологические особенности детей 4–5 летнего возраста, занятия проходили в форме свободного общения, в виде диалогов, где воспитатель играл направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15–20 минут.
В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми (в тексте основное занятие идет под буквой А, познавательное упражнение под буквой Б). Кроме этого в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия – 25–30 мин.
Основные темы, предлагаемые во второй год обучения: «приемы фантазирования», «приемы придумывания нового объекта», «методика рассказа по картинке» (по методике Мурашковской И.Н.), обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т.А.).
В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.
Несмотря на то, что пособие представляет собой подробные рекомендации к проведению занятий – «что говорить и делать», воспитателям рекомендуется самостоятельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать «почему именно это нужно говорить и делать». Ведь основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель – творец.
Для этого необходимо:
– организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический» характер;
– в конце занятий следует выделять этап «Подведение итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: в виде игр «Интервью» «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждения планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …»), продуктивной деятельности и обсуждения полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей к другим видам деятельности, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.
– иметь специальную игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия; Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать игрушке существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки: необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «кубарик», «лошарик» и т. п. После «Подведения итогов» дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.
– проводить познавательные упражнения на втором году обучения не только как коллективные, но и как индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения также можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.
– быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.
Данное пособие адресовано начинающим и рекомендуется прежде всего для массового использования воспитателями, не получившими углубленной подготовки по ТРИЗ, делающими первые шаги в освоении этой науки. Вместе с тем, рекомендации могут быть использованы и опытными воспитателями, которые будут вносить соответствующие изменения в конспекты занятий и выходить на следующий уровень преподавания и освоения материала. Например, при изучении темы «Противоречие» можно включать решение задач «на противоречия», при обучении игре «Да-нетка» можно использовать не только линейный вариант игры, описываемый в пособии, но и плоскостной и пространственный и т. п. Таким образом, воспитатель может самостоятельно выстраивать план занятий в зависимости от собственных знаний и умений и (прежде всего!) готовности детей.
И самое главное.
ТРИЗ-педагогика сегодня – это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей терминологии, столько в обеспечении «задачной», многовариантной, стимулирующей творческий поиск жизни и деятельности наших детей.
АВТОР ВЫРАЖАЕТ ИСКРЕННЮЮ БЛАГОДАРНОСТЬ
воспитателям детских садов № 10 и № 163 г. Гомеля, принимавшим участие в реализации программы применения ТРИЗ-педагогики в детском саду: Барбадьковой Т.И., Бейзеровой Н.Н., Брель Т.О., Гальмуковой Л.С., Ефименко Л.П., Киселевой Е.В., Ковалевой А.Б., Ковалевой О.В., Кондрусевой А.Н.,Левковец В.С., Менделевой Е.В., Метелкиной В.И., Сухиной В. А., Чухрай Е.В.
а также благодарит за сотрудничество и поддержку Ульянову Инну Александровну – инспектора по дошкольному образованию Советского РОО г. Гомеля, Мельникову А.В. – заведующую д/с № 10, Тимошенко М.И. – заведующую д/с № 163, Васильчук Н. В. – методиста д/с № 163, Палевич О. В. – методиста д/с № 10.
РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАМ И НАШИМ ДЕТЯМ!
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
(первый год обучения).
1. октябрь Противоречия в погоде.
2. октябрь Противоречия в предметах.
3. ноябрь Противоречия в предметах (продолжение).
4. ноябрь Противоречия в ситуациях.
5. ноябрь Противоречия в размерах.
6. ноябрь Противоречия в количестве.
7. декабрь Противоположные признаки.
8. декабрь Обобщающее занятие по противоречиям.
9. декабрь Подсистемы человека.
10. декабрь Подсистемы предметов.
11. январь Подсистемы предметов (продолжение).
12. январь Обобщающее занятие по подсистемам.
13. январь Метод маленьких человечков.
14. январь Твердые и жидкие человечки.
15. февраль Газообразные человечки.
16. февраль «Цветные» человечки.
17. февраль Обобщающее занятие по ММЧ.
18. февраль Функции подсистем.
19. март «Системный лифт».
20. март Надсистемы и подсистемы объекта.
21. март Обобщающее занятие по подсистемам и надсистемам 22. март Прошлое.
23. апрель Будущее человека.
24. апрель Будущее предмета.
25. апрель Системный оператор.
26. апрель Обобщающее занятие по системному оператору.
27. май Анализ сказки на системном операторе.
28. май Использование ресурсов для сочинения сказки.
29. май Другая точка зрения.
30. май Обобщающее занятие за год.
Рекомендации
Занятие – 1
тема: Противоречия в погоде
Цели:
– активизировать интерес детей к окружающему миру;
– систематизировать знания детей о явлениях природы;
Оборудование:
«черный ящик», полотенце.
1. Знакомство с помощником воспитателя.
Воспитатель (в дальнейшем – В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» – игрушку (в дальнейшем – И.), которая будет помогать вести занятия.
Желательно игрушку пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог с игрушкой о погоде.
Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней:
В: – Почему ты такая мокрая?
И: – А я очень дождь люблю!
В: – Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И: – Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!
В: – Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И: – Нет, солнышко плохое! Когда жарко – голова болит и пить хочется; все цветы завянут…
В: – А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…
Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь».
Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают; когда «дождь» – приседают, «прячутся под зонтиками».
Воспитатель может вносить усложнения: добавлять «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.
– Ребята, а как по-вашему дождь – хороший или плохой?
– …
– Что хорошего в дожде?
– …(ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
– А что плохого в дожде?
– …
– Значит, получается. что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь – это «хорошо» тогда, когда …, и дождь для нас это «плохо», когда …
И: – А солнце какое, хорошее или плохое?
В: – Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
– …(ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
– А что плохого может быть в солнце?
– …
– Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
– Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интресным?
Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей: смешивать содержание занятие (понравилось солнце и не понравился дождь) и форму, организационные моменты (понравились знакомство с игрушкой, подвижная игра…).
Основная цель при подведении итогов – обучение коллективному рефлексивному анализу и «официальное» окончание занятия (прощание с игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжении игры и обсуждения.
Занятие – 2
тема: Противоречия в предметах
Цели:
– систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам;
– систематизировать знания о свойствах предметов;
Оборудование:
«мешок», игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток)
1. Классификация игрушек по различным признакам.
Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные игрушки (7–8 штук).
Все предметы выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть), игрушка немного играет, а потом собирается уходить – «наигралась».
В: – Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, собери игрушки.
Игрушка не «просто» собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам признакам:
– В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту – маленькие… Нет, лучше в эту все красные, а сюда – все зеленые… Нет, в одну коробку все деревянные, а в другую – все мягкие… и т. д.
Затем игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации: «В эту коробку положу все зеленые, а в эту все деревянные; нет лучше сюда – мягкие, а сюда – большие игрушки…»
В: – Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету: на красные, зеленые, синие или по размеру: большие и маленькие или по материалу: пластмассовые, деревянные или бумажные… А разделять их на зеленые и деревянные – неправильно, иначе куда ты положишь вот это деревянный грузовик зеленого цвета?
И: – Я уже устала…
В: – Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?
2. Подвижная игра «Разбежались!».
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде – к двери, у кого нет – к окну и др.
Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами – без карманов; длинные рукава – короткие; в сандаликах – не в сандаликах; кто летал на самолете – кто не летал, кого в детский сад привел папа – кого не папа и др.
Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений («Высокие – направо, низкие – налево.»), предполагающие «средний» вариант ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» – а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак – любит кошек» – а если любит других животных?)
Игрушка тоже принимает участи в игре и выполняет соответственные команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.
3. Обсуждение противоречий в предметах.
Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).
И: – Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хорошую игрушку, а в эту – плохую.
В: – А мячик какой? Что в нем хорошего?
И: – Можно в игры разные играть.
В: – А что плохого?
Д: – …
В: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший?
Д: – …
В: – А что в нем плохого?
Д: – …
И: – Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже…
В: – А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно …, а когда со свистком – будь внимательной, чтобы … (дети дополняют советы воспитателя).
Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).
Занятие – 3
тема: Противоречия в предметах (продолжение)
Цели:
– систематизировать знания детей о профессиях;
– обучать выделять противоположные признаки объектов;
– развивать внимание; эмпатию;
Оборудование:
мяч, конфета, нож, будильник.
1. Беседа о профессиях.
Игрушка приходит и спрашивает детей:
– Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на работу. А чем они на работе занимаются, что делают?
Воспитатель выслушивает ответы детей (можно в виде игры с мячом или по цепочке), затем задает вопросы о профессиях на расширение кругозора («Кто лечит людей?», «Чем занимается шофер?» и др.).
2. Игра «Дрессировщики».
Вопросы для вступительной беседы:
– Вы любите ходить в цирк?
– А что в цирке хорошего и плохого?
– Какие цирковые профессии вы знаете?
– Давайте поиграем в дрессировщика. Вы будете понарошку зверятами, которым я буду давать разные команды. Но вы еще зверята маленькие, не очень послушные, и поэтому выполняете только те команды, которые произносятся вместе со словом «Пожалуйста…». Если этого слова нет, то команды вы не выполняете, а делаете, что хотите.
– Зверята, подпрыгните, пожалуйста!..
Воспитатель произносит команды в произвольном порядке и темпе.
3. Дидактическая игра «Магазин».
В: – Пока мы с вами играли в цирк, наша игрушка решила поиграть в «Магазин».
И: – Только это магазин будет не простой, а сказочный. И покупателями в нем будут сказочные герои, а я буду продавцом.
В: – Наши ребята будут тебе помогать, согласна?
И: – Согласна, только в своем магазине я хочу продавать товары только хорошим сказочным героям, а плохим – не хочу.
В – Давай попробуем, посмотрим, что получится.
Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет («товар») вначале предлагается «плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному герою рассказывается о положительных сторонах. Игра наглядно демонстрирует вывод, что в каждом предмете есть и хорошее и плохое.
Вариант игры:
Входит в магазин Бармалей.
– Я хочу купить краски.
Игрушка говорит:
– Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!
– Не буду покупать.
Затем входит Золушка.
И: – Золушка, купи краски! Смотри какие они хорошие, разноцветные, яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь!
– Хорошо, покупаю.
В процессе игры «продаются» конфеты, ножик, будильник, причем воспитатель обеспечивает организационную сторону игры, а аргументы «за» и «против» покупки высказывают дети.
В конце занятия «звенит» будильник, и игрушка вспоминает, что ей пора уходить.
4. Подведение итогов.
Занятие – 4
тема: Противоречия в ситуациях
Цели:
– обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;
– ориентировать детей на здоровый образ жизни;
Оборудование:
бинт, шарф.
1. Противоречия в болезни.
Приходит игрушка с завязанным горлом – «заболела». Дети начинают ей сочувствовать («Болеть – это плохо»), а игрушка начинает доказывать, что хорошего есть в болезни («все любят, жалеют», «можно телевизор весь день смотреть», «мама всегда рядом» и др.).
Воспитатель предлагает назвать, что же плохого в болезни.
В результате анализа выясняется, что хотя в болезни есть и хорошее и плохое, лучше все-таки не болеть.
2. Игра «Простуда».
Сюжет игры – аналогично игре «кошки-мышки».
Отличие в том, что вместо кошки вводится роль «простуды» (ребенок, обвязанный шарфом), которая гоняется за детьми («хочет, чтобы они заболели»).
В конце игры желательно обсудить, что нужно делать, чтобы настоящая простуда никогда тебя не «догнала» (чтобы не заболеть)?
3. Анализ ситуаций.
У здорового человека жизнь гораздо более разнообразная и интересная, чем у больного. Игрушка называет различные ситуации («смотреть телевизор», «купаться», «играть на улице», «рисовать» и др.), а дети анализируют, что хорошего и что плохого в них. В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что-то хорошее и что-то плохое.
4. Подведение итогов.
iknigi.net