Упражнение грибок логопедия картинки – Упражнение для языка грибок учимся делать на занятиях с логопедом

Содержание

Упражнение для языка грибок учимся делать на занятиях с логопедом

Здравствуйте, дорогие читательницы!
В этой статье я расскажу, как вам поможет упражнение для языка грибок и массаж органов речи для постановки некоторых звуков. У всех детей наступает момент, когда они начинают разговаривать. Безусловно, это самый важный период в развитии речи. В норме ребенок начинает говорить с десяти месяцев. Нарушения дикции становятся более заметными к двухлетнему возрасту, когда малыш старается подобрать правильные слоги, объединяя их в слова.

Если у ребенка не получается правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы, то в причиной могут быть проблемы в строении органов артикуляции, например снижена подвижность языка. Вот тут-то родители и должны насторожиться, если речь невнятная, шипящие и звук «р» отсутствуют или сильно искажаются. Малышу грозят трудности в общении, правописании, снижении самооценки и уверенности в себе.

Короткая «уздечка»

Причина, по которой ребенок не может произнести звук слабые мышцы языка, щек, губ. Ему трудно поставить губы и язык в правильное положение для создания четкого звука. Безусловно,частой причиной нарушения произношения звуков является укороченная подъязычная связка (уздечка). В норме длина уздечки полтора сантиметра.

Стоматолог может посоветовать подрезать подъязычную связку с помощью лазера или хирургическим путем. Только лучше всего это делать в новорожденном возрасте, потому что в возрасте 5 — 6 лет после заживления остается рубец, что может мешать речи. Как вариант, попробуйте растянуть с помощью артикуляционной гимнастики.

С помощью упражнений попытаемся растянуть подъязычную связку. Это необходимо для постановки звуков «Р» и «Л», а также Ш и  других шипящих. Эффективность упражнений повышается, если правильно выполненять артикуляционную гимнастику.

Проводятся занятия в хорошо проветриваемом освещенном помещении. Ребенок усаживается перед зеркалом на удобный стул так, чтобы ноги доставали до пола. В самом начале ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом, ребенок смотрит и повторяет движения.  При выполнении упражнения «Грибок» малыш должен улыбнуться и широко открыть рот. Затем присосать язычок к небу.

Пощелкайте языком, сделайте упражнение «лошадка», если не получается сразу. Затем повторите «грибок» еще раз. Можно поддержать язык снизу ложкой, шпателем или массажным зондом. Упражнение не всегда получается сразу, чтоб ребенок не отвлекался,  можно показать картинку с грибами, рассказать про них, как они растут, как их собирают, кладут в корзинку. На следующих занятиях можно рассказывать стихи и загадки про грибок. Играть, собирая игрушечные грибочки в кузовок.

«Грибок» с увлечением

Иногда это потребует довольно длительного времени, к сожалению, не всем хватает картинок. Встречаются слишком активные дети, неспособные сидеть и выполнять упражнение. Им становиться скучно. Можно попробовать дома делать «Грибок», используя  игровые приемы. Придумайте сказку. Устройте кукольное представление, используя например,  коктейльные зонтики.

Покажите мультик про грибок. Каждый родитель знает, что любит его ребенок. Воспользуйтесь этим заинтересуйте, обхитрите и попробуйте повторить упражнение.

Упражнение «Грибок» самое эффективное в растяжке подъязычной уздечки. Важно выполнять его правильно и регулярно.

Перед выполнением упражнения «Грибок» устройте небольшую разминку для языка. Процесс станет веселее и интереснее, рассказывая сказку.

Сказка про маленький Грибок

Жил-был в сосновом лесу маленький гриб. И он очень хотел поскорее вырасти, но не знал как. В лесу ходили слухи о старом и мудром старичке Боровичке. Грибок отправился на поиски. Несколько дней и ночей он ходил по лесу, спрашивая у всех грибов, встречающихся на пути. К сожалению ни кто не знал, где старичок живет. Выйдя на опушку леса, возле высокой ели на прогретой солнцем траве сидел старичок Боровичок.

Обрадовался Грибок, побежал со всех ног к нему. Спросил Грибок, как ему поскорее вырасти. Старичок нахмурился, призадумался и говорит:»С первым теплым дождем начнешь расти. Сначала твоя шляпка потянется вверх, а затем ножка начнет вытягиваться и расти». Поблагодарил Грибок старичка и отправился домой. Как и говорил Боровичок, с первым теплым дождем Грибок стал расти и вырос в большой красивый подосиновик.

На примере сказки покажите ребенку упражнение «Грибок». Только кончик языка это шляпка. Ножка гриба это подъязычная связка.

Массаж подъязычной связки

Для того чтобы быстрее растянуть связку требуется массаж под языком. Последовательность выполнения массажа:

  • Откройте ротик ребенка;
  • Вытащите язык, положите на верхнюю губу, так чтобы было видно уздечку.
  • Накройте язык, носовым платком придерживая его пальцами, а другой рукой (указательным и большим пальцем) скользите по уздечке в разных направлениях растягивающими движениями.

Можно проводить массаж с помощью массажных зондов или с насадками.


Проблема произношения звуков у детей дошкольного и школьного возраста всегда остается актуальной. Оттого, как правильно в будущем будет разговаривать ребенок, полностью лежит на ответственности родителей. Логопедические знания помогут преодолеть нарушения и исправить речь. Обязательно повторяйте упражнение в домашних условиях, и малыш быстрее научится правильно говорить.

Подписывайтесь на наш блог, есть еще много интересных статей, которые каждый должен прочитать. Берегите детей и всего хорошего!

Здесь другие статьи с более подробным описанием упражнений:
чашечка
лошадка
гармошка
вкусная гимнастика
упражнения для губ
стандартная гимнастика

marilina.ru

Упражнения для развития укороченной уздечки

11 Мар 2011 Автор Ekaterina

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Червякова Наталья Алексеевна

учитель-логопед МДОУ №18 г.Мурманска

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

(по М.А. Поляковой [6]):

1.      При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

  1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

(Е. М. Косинова [4],  Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

*****

Растягивание уздечки

  • Прием Е.В. Новиковой [6]

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

******

******

******

  • Упражнение   «Крот»

Прием Н.Г. Водовозовой [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

– Во дворе горка, –

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– В этой норке

– Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

(Ф.Я. Хорошилкина [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

(М.А. Полякова [8])

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., 2008.
  2. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением  // Логопед. – 2009.- № 2.
  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2003.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – СПб., 2005.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., 2006.
  7. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.
  8. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М., 2007.
  9. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики —
Логопеду в помощь:



www.logolife.ru

Артикуляционное упражнение лошадка поможет растянуть подъязычную связку

Здравствуйте уважаемые читатели!
Сегодня речь пойдет про лошадку, о том, как она скачет и как ее остановить. Вы можете спросить: “А зачем нам это, у нас нет лошади?”. А вот и нет, эта лошадка есть у каждого и живет она, смешно сказать, во рту. Я расскажу, в каком случае может пригодиться артикуляционное упражнение лошадка и как его делать. Лошадка (Л) на самом деле очень полезное и многофункциональное занятие.

Прежде всего оно используется как тестовое задание. При обследовании ребенка логопед, проверяя как работает язычок, просит пощелкать им. И если внимательно понаблюдать, то можно отметить, как работают органы артикуляции. Выскакивают сразу все недостатки в их работе, нарушения тонуса, прикуса, асимметрия и синкинезии.

Диагностика органов артикуляции

Если в процессе щелканья брызжется слюна, нижняя челюсть уходит назад, а язык плохо присасывается либо не присасывается совсем или вообще не достает до неба, то возникает подозрение, что в данном случае может идти речь о неправильном прикусе, дизартрии или укороченной уздечке, а то и сочетании всех этих факторов.

В этом случае уже становится понятнее, что и как надо посмотреть у ребенка, чтобы понять степень нарушения подвижности языка, уровень дистонии для того, чтобы обсудить с родителями дальнейшую работу по коррекции дефекта и необходимости привлечения помощи и консультации других специалистов: невролога, ортодонта, отоларинголога.

Помощь при постановке звуков

Упражнение Л хорошо само по себе, так оно развивает те мышцы, которые могут поднять и удержать язык в верхнем положении, когда его кончик упирается в верхние зубы, что бывает необходимо для постановки “верхних” звуков — шипящих и соноров. Кроме того при присасывании языка происходит его распластывание, что помогает сделать его шире. Широкий язык необходим для постановки шипящих.

Исходя из этого можно сделать вывод, что логопедическое упражнение Л должно быть включено во все подготовительные постановочные комплексы. Иногда малышу достаточно научиться хорошо и правильно щелкать языком, и таким образом можно вызвать Р и другие звуки. Самое главное, чтоб это занятие было для него интересно. Порой дети так увлекаются, что начинают щелкать сами во время игры.

Научиться делать «грибок»

Часто Л используется, чтобы научиться делать упражнение “грибок”. Нужно щелкать языком и стараться зафиксировать тот момент, когда он присасывается к небу и постараться его удержать. Вспомогательным приемом служит щелканье и присасывание кончика языка к альвеолам и верхним зубам. Помогаем ребенку ручкой ложки, логопедическим зондом, можно съедобной палочкой, чтобы язычок удержался параллельно небу, а его кончик должен упираться строго в передние зубы.

Укрепить и растянуть «уздечку» под языком

И самое главное, это очень хороший способ растянуть и укрепить подъязычную связку. Часто она бывает слишком короткая и язык не достает до неба. Щелкая, мы ее растягиваем. Процесс этот не слишком быстрый, но не травматичный. Конечно, если переусердствовать, то можно сильно напрячь мышцы под подбородком. Но сделать на ней разрыв, как если просто тянуть за кончик языка практически невозможно. Лучше всего растянуть связку пройдя такой путь — “лошадка — грибок — гармошка”. То есть щелкая языком, научиться его присасывать и удерживать у неба, в этом положении растягивать связку. Игры “грибок растет”, “гармошка играет”, “насос качает”.

Как правильно делать

Самое главное при выполнении Л следить, чтобы не скакала нижняя челюсть, а работал только язык. Чтобы контролировать этот, нужно придерживать ребенка за подбородок, а его просить следить в зеркало, чтобы челюсть не плясала. Если контроль не получается, положить что-то между коренных зубов не травмирующее, зонд, ручку от зубной щетки или ложки. Иногда дети увлекаются, начинают мотать в такт головой и двигаться всем телом. Надо постепенно отучать их от этого.

«Лошадка остановилась»

Хорошее дополнение к упражнению Л — “лошадка остановилась”. Рассказать ребенку, что она скакала-скакала и устала, решила попить водички, покушать. Для этого надо сомкнуть губы и произнести звук “тпррру”, как извозчики останавливали запряженных лошадей. Это очень хорошее упражнение, оно помогает снять напряжение, уменьшить тонус лицевых мышц и языка.

Бывает, что малыши не могут его сделать, губы не смыкаются. Надо показать им как вытянуть их вперед уточкой. Если и это не получается, то попробовать рукой поднять углы рта вверх и вперед, расслабить мышцы подбородка и верхней губы. Не всегда это получается сразу, особенно при дизартрии. Не надо расстраиваться, просто заниматься дальше и верить в успех.

Игры и наглядный материал

Если ребенок достаточно хорошо скачет языком, можно разнообразить это задание. Например, поскакать то быстрей то медленней, то тихо то громко. Щелкать с широко открытым ртом, а затем губы делать рупором, обращать внимание малыша, как при этом меняется звук. При выполнении хорошо использовать различный наглядный материал, в зависимости от интересов и возраста детей. Это могут быть картинки, мягкие или заводные игрушки, песенки про лошадей или записи со звуком стука копыт, видео с изображением скачущих животных.

На этом заканчиваю, если остались вопросы или есть замечания и дополнения, то пишите в комментариях к этой статье. Подписывайтесь на обновления блога, делитесь впечатлениями в соцсетях с родными и знакомыми.

marilina.ru

логопедическое упражнение грибок Видео

2 г. назад

Логопедическое упражнение для языка «Чашечка». Articulation gymnastics.https://vk.com/logoped_osaxa77_spb Больше информации вы найде…

5 г. назад

Артикуляционное упражнение.

4 г. назад

Студия Букварик Волгоград. http://center-vlg.ru/

4 мес. назад

Артикуляционная гимнастика. Упражнение Грибок.

1 г. назад

Курс Как научиться говорить букву Р взрослому человеку? https://bit.ly/2C3AKDO Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOX…

9 мес. назад

Курс Как научиться говорить букву Р взрослому человеку? https://bit.ly/2C3AKDO Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOX…

5 г. назад

ВКонтакте: http://vk.com/boltuska Odnoklassniki: http://ok.ru/boltuska YouTube: https://www.youtube.com/user/boltuska Инстаграм: …

5 г. назад

ВКонтакте: http://vk.com/boltuska Odnoklassniki: http://ok.ru/boltuska YouTube: https://www.youtube.com/user/boltuska Инстаграм: …

1 г. назад

продолжение смотрите здесь: https://youtu.be/2jtN-lA7CxQ КОНТАКТ для ЛИЧНЫХ ОБРАЩЕНИЙ к ПСИХОЛОГУ-ЛОГОПЕДУ и ЗАПИСИ…

2 г. назад

Упражнения для выработки вибрации кончика языка.

10 мес. назад

один из способов постановки звука Р от упражнения Чашечка.

2 г. назад

КОНТАКТ для ЛИЧНЫХ ОБРАЩЕНИЙ к ПСИХОЛОГУ-ЛОГОПЕДУ и ЗАПИСИ на КОНСУЛЬТАЦИЮ по СКАЙПУ: https://vk.com/id378670812 Viber…

4 г. назад

Студия Букварик Волгоград. http://center-vlg.ru/

9 мес. назад

Артикуляционная гимнастика. Упражнение Болтушка.

1 г. назад

КОНТАКТ для ЛИЧНЫХ ОБРАЩЕНИЙ к ЛОГОПЕДУ и ЗАПИСИ на СКАЙП-КОНСУЛЬТАЦИЮ: https://vk.com/id378670812 ПОДДЕРЖАТЬ ПОЛЬЗУ…

7 г. назад

Instagram @logoped1: https://www.instagram.com/logoped1/ Группа Вконтакте — Логопедическая гимнастика: https://new.vk.com/club32078716 …

5 г. назад

Нетрадиционное наглядное упражнение для тренировки кончика языка для постановки звуков -с; -р; -л от логопед…

2 г. назад

Занятия по скайпу здесь live:marinka051187. Пишите и записывайтесь МАССАЖ ЯЗЫКА https://youtu.be/kpfuUWV8g08 мой второй канал…

videohot.ru

Логопедическое занятие «Грибочек на ножке» |


Логопедическое занятие «Грибочек на ножке». Артикуляционные упражнения для язычка.

«Грибочек»

Грибочек на ножке

Улыбаемся, делаем язык широким. Открываем рот, поднимаем язык к нёбу, плотно прижимаем его и держим так, по возможности, несколько секунд. Язык становится шляпкой гриба. Подъязычная связка становится его ножкой. Кончик языка не должен подворачиваться. Пока малыш еще не удерживает «грибочек», то на начальных этапах ему будет достаточно несколько раз пощелкать широким языком по нёбу.

«Гармошка»

Поднимаем язычок, как в упражнении «Грибок». Открываем и закрываем рот, не отрывая язык от нёба.

«Варенье»

Делаем «чашечку» и ею облизываем верхнюю губу, накрывая ее сверху и, не спеша, опускаем вниз, как бы обмазывая губу вареньем. Нижнюю губу можно придерживать пальцами.

«Катушка»

Это упражнение очень сложное. Для его выполнения сначала необходимо научиться делать упражнение «сердитая кошечка». Язык укладываем также, как и в задании про кошечку, а затем стараемся покатать горку из мышц языка: вперед – к зубам и назад вглубь рта. Кончик языка не отрываем от зубов.

Логопедическое занятие «Грибочек на ножке». Упражнения этого занятия сделаны на основе уже выученных ранее базовых элементов.

Капля росы

kaplyarosi.ru

Артикуляционное упражнение чашечка с дыхательными упражнениями


Здравствуйте, дорогие читатели!
Знаете ли вы такую посуду, которая не бьется, не ломается и сама моется? “Наверно какая-нибудь нано-посуда или просто одноразовая” — подумаете вы, и будете не правы, потому что есть такая чашечка (Ч), которая всегда с нами и обладает всеми эти свойствами, это артикуляционное упражнение чашечка. И делается она языком (Я), если вы не умеете, я вас научу. Главное желание, терпение и масса старания — и у вас получится самая лучшая Ч на свете.

Для чего нужно упражнение?

Это упражнение имеет очень большое значение для постановки и автоматизации многих звуков. Поэтому всем тем, кто хочет разговаривать чисто, красиво и без ошибок без него не обойтись. А шипящие звуки вообще поставить проблематично, если ребенок не умеет складывать язык  нужным образом, если он похож на булочку и воздух растекается с ее боков по щекам, а не выходит к передним зубам, как должно быть в норме.

Для того, чтоб вылепить из “булочки” “чашечку” нужно хорошо расслабить язык и иметь зрительный контроль над процессом. Поэтому желательно, чтоб перед ребенком стояло зеркало достаточного размера, позволяющее увидеть отражение своего лица, а лучше, если там поместится еще и взрослый, чтоб малыш смотрел “как надо правильно делать” и сравнивал с тем, что получается у него.

При кажущейся простоте упражнение требует на самом деле сочетание правильной работы мышц, их достаточной гибкости с точно направленной воздушной струей, которая регулируется по силе и длительности. О самом сочетании я расскажу в статье, посвященной постановке шипящих звуков, здесь будет речь только о том, как добиться нужной формы Я и его подвижности.

Как научиться делать?

Есть несколько способов научиться делать Ч, все они основаны на расслаблении определенных участков Я. Параллельно делаем логопедический массаж, а также и самомассаж Я. Один из самых простых: положить широкий мягкий Я на расслабленную нижнюю губу, затем попросить ребенка “сделать чашечку языком”. Показать на себе, как это должно выглядеть.

Очень часто малыш не может это сделать, тогда надо показать, как “сделать ямку” пальцем, уперев его в середину Я отступив немного от кончика. Я должен рефлекторно сложиться в чашечку. Если это не произошло, значит тонус Я нарушен и надо это исправить. Как я уже выше писала, массаж (о нем будет отдельная статья) и самомассаж, он доступен каждому, главное делать осторожно и не повредить слизистую Я.

Приемы самомассажа очень легкие и доступные, главное их обыграть так, чтобы они не вызвали у ребенка негатив. Иногда процесс может затянуться надолго, особенно при дизартрии. Надо запастись терпением и придумать большое количество игровых приемов. И не забываем о санитарии и гигиене, руки должны быть чистые, рот прополоскать до и после занятий, использовать носовые платки или марлевые салфетки, что не было прямого контакта с поверхностью Я.

Самомассаж

Все начинают делать с упражнения “блинчик”, при широко открытом рте. Сначала просто держим Я в таком положении на счет до 10. Затем шлепаем губами “пя-пя-пя”и зубами “тя-тя-тя”, “причесываем” Я. Продвигаем его вперед и назад между близко сведенными зубами. Либо почесываем его из упражнения “горка”. “Кушаем” язык — двигаем его между зубов вперед и назад, покусывая его, как будто сначала “зажевываем”, потом выталкиваем изо рта.

Делаем Я как можно шире и покусываем его бока то слева то справа. Лучше всего это делать под наблюдением специалиста, чтоб избежать травм и осложнений. Еще можно просто похлопать по высунутому Я слегка руками, чтоб он стал более плоским и широким. Чтобы малыш запомнил ощущения широкого Я, надо делать на контрасте то узкий то широкий Я. Фиксируя внимание, как приятно, когда Я расслаблен и широк.

Пассивная гимнастика

И переходим к пассивной гимнастике, когда Я придается нужная форма с помощью рук. Если ребенок уже более-менее может расширить кончик Я, то берем его и слегка заворачиваем назад. Лучше от упражнения “трубочка языком”, когда малыш начинает ее разворачивать, пытаемся завернуть кончик. После того, как Ч начинает получаться, надо добиться ее стабильности и лабильности. Самое главное, перенести за верхние зубы.

Это очень легко, но только при условии, что нет нарушений прикуса и дистонии Я. В таких случаях Ч “ломается”.  Приходится заново отрабатывать положение Я в форме Ч, но уже в виде упражнения “парус”.

Динамическая гимнастика

Это такие упражнения, когда Я меняет форму и положение, как и в процессе речи, когда мы говорим, Я переходит из одного артикуляционного уклада к другому, перестраиваясь на ходу. К этому виду гимнастики переходим тогда, когда уже все отработано в статичном виде. И делать ее надо перед зеркалом, чтобы была опора на зрительный анализатор. Рот должен быть широко открыт, губы не напряжены, как отрабатывать их положение, написано в статье про гимнастику для губ.

Физминутка с чашечкой

Ладошку складываем чашечкой. В другой руке пальцы складываем в кулачок, вытянув только мизинец — это носик чайника. Затем показываем, как «наливаем чай» — мизинцем в ладошку, приговаривая «чшшш», как будто льется струя воды. Затем ладошку подносим ко рту и втягиваем воздух губами, «пьем чай».

Артикуляционная гимнастика «чаепитие»

Пьем чай с конфетами, блинами, вареньем, сладкими трубочками, дуем на чай.

  • блинчик — чашечка (широкий язык кладем на губу, затем заворачиваем кончик в форме чашечки)
  • чашечка — трубочка (язык складываем то трубочкой то чашечкой)
  • конфетка — чашечка (присасываем кончик языка к верхней губе — чашечка)
  • мед — чашечка (язык “приклеился ” к верхней губе — чашечка)
  • варенье — чашечка (облизываем верхнюю губу то сверху вниз, то влево-вправо)
  • чашечка — ириска (Я в форме Ч поднимается вверх за зубы, как будто хочет убрать оттуда приклеенную ириску (жвачку)
  • дуем на чай — чашечка (постучали по губе “пя-пя-пя”, подули на чай, выпили чашку)

После того, как ребенок научился хорошо держать Ч, а также легко переходить в трубочку и поднимать как “парус”, то вполне можно переходить в постановке верхних звуков: Д — Т, шипящих, соноров.  Добавляйте дыхательные упражнения, которые помогают отработать направление выдуваемой воздушной струи строго посередине. Об этом я вам расскажу в отдельных статьях по постановке Р, Ш и дыхательной гимнастике.

А на этом заканчиваю эту статью, пишите в комментариях ваши вопросы и замечания. Делитесь впечатлениями в соцсетях с друзьями и знакомыми.

marilina.ru

Авторская артикуляционная гимнастика «Лесная»

Авторская артикуляционная гимнастика «Лесная»

Составитель: учитель-логопед Брызгалова Н.А.

В лес пойдём с тобой гулять.

Упражнение «Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 

Грибы будем собирать .

Упражнение «Грибок.» Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 

Вот широкая тропинка, рядом с ней растёт калинка.

Упражнение «Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

А это узкая дорожка, пробежим по ней немножко.

Упражнение «Иголочка» Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 

В речке квакают лягушки, улыбнулись нам подружки.

Упражнение «Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

На кочках в ряд они сидят .

Упражнение «Горка» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

И за комариком следят.

Упражнение «Качели.» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

Зайка скачет по тропинке.

Упражнение «Кролик»  Зубы сомкнуты. Верхняя губа

приподнята и обнажает верхние резцы. 

Мишка лопает малинку.

Упражнение «Сытый хомячок» Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 

В совём дупле без спешки Белка щёлкает орешки.

Упражнение «Орешек» Рот закрыт. Напряженным языком

упереться то в одну, то в другую щеку. 

В речке плещутся рыбёшки, ожидая вкусной крошки.

Упражнение «Рыбки разговаривают» Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

За ними лисичка наблюдает, быстро хвостикомм виляет.

Упражнение «Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 

В речку лапку опускает, поймать их она мечтает.

Упражнение «Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов . 

А на высоком дубу дятел долбит кору.

Упражнение «Дятел» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Оглянуться не успели, минуты быстро пролетели, В лесу весело гулять, но пора и меру знать. Чтобы хитрая сестрица, эта рыжая лисица Грибы наши не украла и в кусты не убежала.

Упражнение «Вкусное варенье» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 

Путешествию конец! А ты – молодец!

videouroki.net

Оставьте комментарий