Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках
При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:
- выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
- натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
- для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.
Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.
При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.
Общие рекомендации
Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.
Помните о следующих правилах:
- В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
- Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
- Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
- Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
- Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.
Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.
Веселая артикуляционная гимнастика в картинках (скачать)
Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.
Сказка про язычок (скачать)
Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:
- «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
- «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
- «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.
Упражнения для освоения разных динамических движений:
- «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
- «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.
- «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
- «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
- «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.
Время упражнения — до 10 секунд.
Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет
Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:
- втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
- положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
- вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
- язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
- облизать чупа-чупс с разных сторон.
Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.
Комплексы упражнений
Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.
Комплекс для развития мышц губ
- Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
- Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
- Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
- Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
- Пофыркать губами так, как это делают лошадки.
Комплекс для развития мышц языка
- Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
- Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
- Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
- Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
- Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
- Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.
Комплекс для развития мышц щек
- Надувать и сдувать щёки.
- Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
- Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
- Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
- Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков [С], [З], [Ц] в картинках
Советы родителям
- Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
- Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
- Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
- Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.
Логопедам
Успех занятий зависит от трёх факторов:
- правильной диагностики нарушений произношения звуков;
- строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
- воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.
Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.
orechi.ru
Артикуляционная гимнастика в сказках — про язычок и другие
Когда ребенок плохо выговаривает звуки, родители ищут пути решения проблемы. Правильность и четкость произношения зависит от подвижности артикуляционных органов. Изначально они не совершенны, их необходимо тренировать и развивать.
Многим детям нравится сказка про язычок, это та артикуляционная гимнастика, которая заинтересует ребенка.
Особенности артикуляционной гимнастики в сказках
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для языка. Главная цель ее – правильные и четкие движения для постановки дикции.
Действия по корректировке и развитию речи – сложный педагогический процесс. При успешном выполнении у ребенка нормализуются все стороны речи, развивается психомоторика.
Педагоги ежегодно повышают качество дошкольного образования у детей, путем применения новейших технологий. Одной из них является артикуляционная гимнастика в сказках для дошкольников.
Сказкотерапию начали практиковать относительно недавно, она позволяет ребенку найти самого себя, строить доверительные отношения с окружающими.
Мир сказок чудесен и разнообразен. Достаточно поменять персонажей, а сюжет оставить тот же.
Артикуляционная гимнастика в сказках – отличный вариант для детей, которые только начинают посещать детские сады и участвовать в групповых занятиях. Данная терапия подходит для детей от 3-х до 7 лет.
В сказке предоставляется полная схема последовательных действий. Для правильного усвоения связи причина-следствие ему необходимо отслеживать действие от начала до конца.
В процессе игры ребенок оценивает поступки и действия персонажей. Часто примеряет на себя роли – супергероев, волшебников и так далее.
Развитие речи запускает процесс формирования мышления. Закрепляются эталоны цвета, формы, величины. Развивается тактильное восприятие.
Чаще всего используется сказка о веселом язычке, она относится к видам артикуляционной гимнастики. Родители, имея фантазию, могут рассказывать свои собственные сказки. Приведем пример сказки.
Артикуляционная гимнастика – сказка про веселый язычок
Жил поживал на свете язычок. Он имел небольшой, но очень уютный и теплый домик. Ротик. Каждое утро язычок просыпался от будильника, который работал вот так:
Тик-так, тик-так,
часики идут по кругу.
И кукушка каждый час;
говорит ку-ку.
(Необходимо показать, как работает будильник, как кукушка показывается из домика. Повторить 5 раз.)
Утром проснулся язычок, потянулся, пошел в ванную умываться.
(Для этого необходимо улыбнуться и кончиком языка почистить зубки. Сначала нижние, потом верхние. Для получения хорошего результата чистку необходимо проводить на протяжении 2-х минут).
Захотелось язычку кушать. Решил он изпечь пирожков.
(Для этого необходимо вымесить тесто. Покусай язык зубами, как бы меся тесто. Пошлепай языком по губам).
Тесто получилось пышным и воздушным. Испек язычок круглых пирожков. (Покажи каких).
Напекли мы пирогов немножко,
положили их остыть на окошке.
Кушать будем всем двором,
Запивая молоком.
Ой, после молока на верхней губе остались усики. Необходимо их облизать.
(Улыбаясь, не закрывая рот, оближи губки).
Пили-пили молоко,
и немного повзрослели.
Появились враз усы.
А ну быстрее их слизни.
(Надо бы показать, какая чашка у нас с молоком была. Для этого необходимо высунуть язычок и сделать чашу. Держи края язычка приподнятыми, чтобы содержимое не вылилось).
Сколько сможешь удержать? Посчитаю я – один, два, три, четыре, пять.
После вкусного завтрака язычок решил прокатиться на машине.
(Как едет машинка? Улыбнись, широко открой ротик, ударяя языком по бугоркам за верхними зубами).
Дрын-Дрын-Дрын.
С язычком мы понеслись,
Эй, народ, посторонись!
Мы не едем, а летим,
Прокатиться мы хотим.
По дороге встретили лошадку.
Я весёлая лошадка,
Цок-Цок-Цок.
Вот и змейка приползла ссссссс.
(Имитируй змейку, как она ползет, как шипит и как высовывает язычок. Повтори 5 раз).
Хорошая получилась у нас прогулка. Покатался язычок, и возвратились домой. Проветрил помещение и лег отдыхать. А завтра поедет гулять он опять.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Артикуляционная гимнастика – сказка о язычке – очень увлекает детей, ведь это интересная своеобразная игра.
Как заниматься с ребенком гимнастикой в игровом стиле
Наиболее подходящая артикуляционная гимнастика для малышей – сказка. Все дети без исключения любят их слушать.
Важно соблюдать определенный алгоритм действий:
- Предварительно, перед тем как предложить выполнить упражнение, малышу необходимо попробовать его самому. Анализируйте усилия, которые потребовались для его выполнения.
- Для выработки и закрепления навыков гимнастика должна проводиться каждый день.
- Частота занятий зависит от свободного времени. Идеальный вариант – два раза в день по 5-10 минут.
- Первые упражнения более легкие, последующие сложнее. Если ребенку тяжело выполнять какое-то упражнение, то его необходимо повторять до того момента, пока оно не будет казаться легким. После преодоления трудности можно переходить к следующему.
- Гимнастику лучше проводить, сидя перед зеркалом. Идеальный вариант – большое зеркало, где видно и малыша, и взрослого. Если зеркальце маленькое, то малыш его держит в одной руке, при этом взрослый сидит напротив.
- Обязательное условие – поощрение. Особенно в тех случаях, когда что-то не получается.
- Важно так обыграть каждое упражнение, чтобы оно у малыша вызвало интерес.
- Покажите, расскажите и контролируйте правильность выполнения упражнений.
Артикуляционных гимнастик много – сказка «У бабушки с дедушкой», «Колобок» и так далее.
Какие ещё средства используются для занятий
Для проведения артикуляционной гимнастики применяются различные вспомогательные средства.
Первым делом взрослый рассказывает, как необходимо выполнить упражнение. Далее, руководствуясь методическими указаниями, следует показать, как делать.
Далее упражнение выполняет ребенок. Взрослый при этом контролирует правильность выполнения. Если что-либо не получается, то необходимо помогать шпателем, ложкой или пальцем. Важно соблюдать гигиенические требования и держать руки и вспомогательный инвентарь в чистоте.
Важный момент – симметричное выполнение по отношению к правой и левой стороне.
Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок нашел правильное положение языка. Если требуется облизать верхнюю губу – можно намазать ее вареньем, шоколадом или медом.
Игровых приемов существует большое количество. Использование картинок поможет наглядно оценить ситуацию. В качестве примера – логопедическая артикуляционная гимнастика по сказке «Теремок» с изображением животных.
Выводы
Для получения положительного эффекта важно заинтересовать и вызвать положительный настрой ребенка. Не стоит угнетать его, указывая на ошибки. Лучше подбодрить. Все обязательно получится, главное – старание и систематическое проведение занятий.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
blog.oratorskoeiskusstvo.com
Артикуляционная гимнастика с картинками — InstaMam.ru
В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, повторяйте их с малышом.опробуйте повторить их вместе с ребенком.
Специалисты центра www.dar-baby.ru подготовили несколько артикуляционных упражнений, которые можно выполнять регулярно.
«Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.
«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.
«Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.
«Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.
«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.
«Месим тесто»: Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.
«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.
«Расческа»: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз
«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10 раз.
«Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.
«Киска»: открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
«Киска сердится»: покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска» Повторить несколько раз.
«Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.
«Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
«Маляр»: открыть рот. Кончиком языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз.
«Индюки»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.
«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы. Повторить несколько раз.
«Чашка»: открыть рот. Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их. Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.
«Окошко»: рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
«Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.
«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка – ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.
«Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.
«Дятел»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.
«Мотор»: губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком в верхние зубы со звуком д-д-д. Темп очень быстрый. В это время соской или концом зубной щетки быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.
Больше статей на тему здоровья и развития детей вы можете прочесть на сайте www.dar-baby.ru. Там же – много видеоуроков по уходу за ребенком, гимнастике, массажу, развитию речи, музыкально-ритмические игры. Кроме того, вы можете задать вопрос и получить бесплатную консультацию специалистов из команды “Дар детям”.
Поделиться ссылкой:
Похожее
instamam.ru
Артикуляционная гимнастика для детей: сказка про язычок
Этот маленький дружок –
Твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок
Забыв про лень.
2.
Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.)
3.
Расстелил половичок
На крылечке язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.)
4
Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,
Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра –
В гости к тетушке пора!
(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».)
5.
Тетушка Щечка племянничка ждет,
Блинчики с маком к обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»)
6.
На лошадке, по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок.
А с горы стрелой несется:
Цок, цок, цок, цок, цок.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.)
7.
Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объеденье –
Ням-ням-ням-ням.
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.)
8.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься язычку
«Блл, бллл!» — предлагают.
(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка.)
9.
Ну-ка, детки, с язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»
(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.)
10.
Дайте язычку дуду
И еще пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
«Садитесь, комарики!»
(Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.)
11.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог!
(Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.)
12.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Брррр – брррр – бррррр….
(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.)
13.
Ох, устал наш язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя-пя…
Отдыхаем все, друзья!
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.)
(Е.С. Анищенкова)
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
domohozajki.ru
Бегемотик рот открыл, Поддержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота – Подшутить над им охота.
| Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот: повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза. |
Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас. | Упражнение «Улыбка»: широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочки сложи И слоненку покажи. | Упражнение «Хоботок»: вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд.. возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенка время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
За бананом потянулись И, конечно, улыбнулись – То слоненок, то щенок. Я бы точно так же смог. | Упражнение «Улыбка-трубочка»: разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-3 секунды; вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. Зубы при выполнении упражнения сжаты. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза |
Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. | Упражнение «Хомячок»: предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и поддержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Устала собачка и дышит устало И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. | Упражнение «Лопата»: широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Котенок любит молоко: Нальешь – и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко «Лопаткой» высунув язык. | Упражнение «Котенок лакает молоко»: широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. | Упражнение «Чашечка»: широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? | Упражнение «Качели»: широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок как клюв у птицы. | Упражнение «Иголочка»: широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. | Упражнение: «Маятник»: открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правового уголков губ. Следим, чтобы язы двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе | Упражнение «Вкусный мед» широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Выгни язычок, как спинку Выгнул это рыжий кот. Ну-ка рассмотри картинку: Он по мостику идет. | Упражнение «Мостик»: открываем рот, выгнув спину языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок | Упражнение «Орешек»: при закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
mallishok.ru
самые интересные и эффективные логопедические упражнения
Артикуляционная гимнастика. Что это и для чего? Все мы привыкли к правильному и быстрому произношению на родном языке. Но маленький ребёнок, как иностранец. Часто теряется в незнакомой обстановке. Сердится, если его не могут понять. И не может самостоятельно справиться с проблемой правильного выражения детских мыслей и желаний. Все это — работа артикуляционного аппарата.
Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи. Для правильного произношения всех звуков родного языка (обычно самым проблемным становится звук «р») нужен комплекс движений. И учиться им нужно так же, как учиться кушать или ходить.
Подвижность речевого аппарата зависит от двух критериев:
- владеет ли ребёнок базовыми движениями, необходимыми для произношения звуков (например «р»)
- может ли он быстро, плавно и легко переходить от одного движения к другому.
Содержание материала
Цели речевой гимнастики
Для формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста дифференцированных движений для чёткого произношения и созданы упражнения артикуляционной гимнастики. Она помогает:
- отработать правильные положения языка для чёткости речи;
- развить подвижность речевых мышц (язычок) для точных целенаправленных движений;
- малышам 3-4 лет научиться правильному звукопроизношению;
- справиться с имеющимися нарушениями речи более старшим деткам (6-7 лет).
Правила занятия артикуляционной гимнастикой
Гимнастику для речи можно сравнить с физическими упражнениями. Если вторые помогают укрепить мышцы рук, ног, спины и шеи, вырабатывают правильную осанку и красивую фигуру, то артикуляционные упражнения нужны для ловкости, точности и красоты речи. Чем раньше начать упражняться, тем быстрее проявится эффект. Заинтересуйте ребёнка — проводите упражнения в игровой форме, тренируйтесь вместе с ним и не переусердствуйте: 5 — 7 минут в день вполне достаточно.
Где лучше проводить занятия?
Посадите малыша на стульчик возле большого зеркала или дайте ему в руки маленькое. Зеркало для занятий артикуляционной гимнастикой необходимо. Оно даёт возможность ребёнку контролировать свои движения. Показывая пример, вы должны быть в поле зрения ребёнка. Главное, чтобы ребёнку было комфортно и он не испытывал напряжения.
Когда и сколько заниматься?
Для закрепления новых навыков и доведения их до автоматизма упражняемся каждый день. Много времени для этого не понадобится. Достаточно 5-7 минут.
Как вариант, можно заняться артикуляцией до завтрака или после утренней гимнастики.
Также рекомендуем прочитать:
Работа над речью кропотливая, но результат того стоит!
Какие особенности в занятиях с детьми разного возраста?
Основным правилом проведения артикуляционных упражнений для детей всех возрастов — это игровая форма занятий!
Артикуляционная гимнастика для детей 3 — 4 лет. Начинаем занятия со сказочной игры. Её сюжет можно придумать самому или подсмотреть в интернете, он может видоизменяться от занятия к занятию. На первых порах никаких критериев оценки выполнения малышом упражнений. Главное — запомнить и повторить. Ближе к 4-х летнему возрасту количество навыков увеличивается, дети запоминают комплекс упражнений.
Артикуляционная гимнастика для детей-дошкольников (5 лет). Детки 5 лет уже хорошо знакомы с упражнениями, поэтому внимание фокусируется на чёткости и плавности выполняемых действий, умении оставаться в определённом положении от 5 до 10 секунд (под контролем взрослого). Темп проведения варьируется от медленного до быстрого.
Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет. Занятия для таких детей включают в себя выполнение всех комплексов артикулярных упражнений. Проводятся занятия, направленные на развитие фонематического слуха (дифференцирование разных звуков).
Что делать, если у ребёнка не получается?
Самое главное, не ждите мгновенных результатов. После первого занятия в тренажерном зале, ещё никто не вышел с мышцами Арнольда Шварценеггера. С тренировкой мышц артикулярного аппарата все так же. Звук «р» требует тренировок! Поначалу движения у малыша несимметричные, напряжённые и прерывистые. Не стоит заострять на этом внимание ребёнка! Это отобьёт у него желания продолжить тренировки. Подчеркните то, что удалось достичь. Замечайте каждую мелочь. И хвалите, хвалите, хвалите. Со временем вы заметите, как движения малыша становятся все более координированные, симметричные, плавные и лёгкие.
Если по прошествии времени не удаётся достичь результата (ребёнок выполняет упражнения несимметрично, напряжённо и отсутствует лёгкость), без помощи специалиста не обойтись. Понадобится логопед.
Артикуляционная гимнастика: картотека упражнений
Логопедических упражнений не так и много. Зачастую одни и те же задания именуются по-разному. Составив свою картотеку артикуляционных упражнений и повторяя их с ребёнком ежедневно, можно достичь отличных результатов. Примеры артикуляционных упражнений в картинках:
«Язычок — мой дружок!»
Это комплекс упражнений для самых маленьких. Ребёнок, играя, знакомится с органами речи. Узнаёт, что рот — это домик языка с двумя дверцами: губы и зубы.
№1. Где дружок-язычок? Покажи его чуток!
Малыш должен сделать острый язычок и высунуть его, немного приоткрывая губы.
№2. На крылечке он сидит
Язычок расслабленный, лежит на нижней губе.
Во все стороны глядит
Язычок двигается вправо-влево, сохраняем улыбку
№3. Кто порхает в вышине
Любопытно стало мне
Потянулись высоко
Не поймали никого!
Язычок поднимаем, стараемся дотянуться до кончика носа, резко отпускаем вниз.
«Язычок и зверёк»
Подойдёт для выполнения с детками постарше (5 лет), знакомыми с артикуляционной зарядкой.
№1. В море чёрном кит живёт
в море чёрном кит плывёт
у него огромный рот!
Ребенок задерживает рот в полуулыбке с приоткрытыми губами и зубами.
№2. Гляди-ка умный кот шагает
По сторонам хвостом виляет
Подразни его немножко
твой язык, как хвост у кошки!
Губы растянуты в улыбке, язычок из стороны в сторону.
№3. Под пеньком зайчик живёт
и морковку он грызёт
Корчит мордочку смешно.
Теперь ты как у него!
Сморщить нос, выставляем сомкнутые зубы, приподняв верхнюю губу.
«Утро язычка»
Будет интересно для детей младшего школьного возраста.
№1. Язычок, приятель, здравствуй!
Ты у нас такой прекрасный!
Выгляни скорей в окошко,
И проснёшься понемножку!
Представить рот, как окошко и произносим тихо звук «ООООООО»
№2. Вместе по порядку
Делаем зарядку
Ну-ка, ну-ка не ленися
Наклонися, потянися
Повертись по сторонам
И спроси: Где завтрак, мам?
Зубки не смыкаем, фиксируем на губах улыбку. Стараемся языком достать до носика, до подбородка, а затем до правой и левой щёчки. Повторять 15-20 секунд.
№3. Мы работали, устали
Нам тут завтрак обещали
Торопись скорей за стол
И весёлый пир пошёл
В быстром темпе язычок наружу внутрь. Губы присомкнуты.
№4. На столе у нас блины,
А во рту полно слюны
Язычок полностью расслаблен, как лопата лежит на нижней губе. Рот широко открыт. Удерживать до 10 секунд.
Обмакни блины варенье,
Этот завтрак — объеденье!
Язычок по кругу облизывает губы: сначала верхнюю, затем нижнюю.
«Хозяин-язычок»
№1. Начинаем с малышом наши упражнения
Делай все и не ленись
Будет выступление
Ротик — дверь откроем
Открываем рот, как будто произносим звук «ООООО»
Зубки чисто все помоем
Язычок проходится по каждому зубу в верхнем и нижнем ряду.
Вокруг все чисто заметём
Язык двигается по нижней губе слева направо, потом обратно.
Смело отдохнём потом.
Ротик круглый приоткрыт, язычок расслабленно лежит на нижней губе.
В доме слышен стук часов :
тук-тук-тук и тук-тук-тук
Язычок наш повтори
тук-тук ии тук тук и. . .
Губы растянуть в улыбке, язычок ходит из стороны в сторону.
А потом за стол все сели
Вкусное варенье ели
Посмотри испачкал ротик
Ты протри его, мой котик!
Язычок по кругу облизывает верхнюю и нижнюю губу.
Уже вечер. Солнце село.
Ротик-дверь наша закрылась.
Язычок ложится спать
Значит нам пора молчать.
Закрываем плотно рот.
Артикуляционная гимнастика в картинках — простой и эффективный метод. Он помогает справиться со многими речевыми проблемами, например, невыговаривание «р». Для удобства занятий можно сделать карточки с описанием движений, стихами и картинками.
Оцениваем работу над артикуляцией
Этот этап работы над произношением — один из главных. Если пустить все на самотёк можно долго удивляться, почему соседский малыш уже говорит «р», а собственный никак не справится даже с шипящими. Ведь упражнения одни и те же. Итак, обращаем внимание на:
- Плавность и лёгкость. Отсутсвуют подёргивания, толчки и перерывы. Движения мягкие.
- Дифференцированность. Двигается язычок при неподвижности челюсти, губ и т. д.
- Симметричность. Равномерное движение в обе стороны.
- Четкость. Движения выполняются ребёнком точно и в полном объёме.
- Устойчивость. Умение задержаться в заданном положении до 10 секунд.
- Переключаемость. Способность быстро переходить от одного задания к другому.
Не забывайте хвалить ребёнка! Сравнивайте его с ним вчерашним выговариванием «р»! Вместе радуйтесь успехам!
Сделайте ваши ежедневные занятия с малышом интересными. Придумывайте новые сюжеты, меняйте игры и сказки, придумывайте свои описания движений язычка. И эта работа не пройдёт даром. Даже не заметите, как малыш скажет «р», а может громко зарычит.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
rodinkam.com
Сказка о язычке — артикуляционная гимнастика
Добрый день, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки!
При формировании речи и правильного произношения звуков практически каждая мама сталкивается с тем, что малыш не выговаривает тот или иной звук или звуки. Конечно, в возрасте 5 лет — нужно обращаться к специалисту — логопеду. Однако, и до этого возраста в наших с вами силах помочь малышу правильно говорить.
Для этого уже давно придумана артикуляционная гимнастика. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат правильно ставить язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.
Перебирая свои бумаги в столе, я наткнулась на папку с пособиями и литературой по логопедии. Мне приходилось довольно долго заниматься с Алешей, так как его язычок никак не хотел его слушаться и правильно произносить «с» и «р». Наш логопед дала нам веселые упражнения для языка. Их надо выполнять у зеркала, внимательно следя за движениями. Эту артикуляционную гимнастику я предлагала сыночку в виде сказки. Таких сказок сегодня довольно много. Я предлагаю сегодня вашему вниманию свой вариант сказки о язычке.
Сказка о язычке
Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)
Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.
Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).
Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….
Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)
Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.
Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)
А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)
Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)
Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.
А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)
Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)
А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О.Перова)
Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М.Синицына)
Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!
Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!
Желаю вам сказочного преодоления любых нарушений речи!
Людмила Поцепун.
tsvetyzhizni.ru