«Беременных стюардесс не бывает». Откровения бортпроводницы | Карьера и бизнес | Деньги
33-летняя Юлия, старшая бортпроводница крупной российской авиакомпании, откровенно рассказывает о своей работе.
«Здоровье как у космонавта»
Я мечтала стать стюардессой лет с 18. Потом узнала, что в компанию, где я сейчас работаю, набирают с 19. Думаю: «Ладно, надо получить образование, потом устроюсь». После школы я переехала из небольшого села, где родилась, в Челябинск. Окончила вуз, устроилась в фирму экономистом. Время шло, я всё не решалась. Но толчком послужил возраст: набирают девушек до 27 лет, а мне уже было 26. И я поняла: сейчас или никогда.
Я отправила резюме, фотографии в полный рост и портрет. Мне перезвонили и пригласили на собеседование. Конечно, было страшно. К тому же мне казалось, что на бортпроводников где-то учат, чуть ли не в летном училище. Оказалось, все не так. Со мной разговаривали, в том числе на английском языке, уровень Intermediate обязателен для работы. Потом пригласили пройти обучение, стажировку. Стюардесс вообще постоянно учат. У нас много и психологической подготовки, и информации о том, как вести себя в нештатной ситуации. Даже как нужно выглядеть: макияж, каблуки, прическа, украшения — всё строго регламентировано . Когда приглашали на собеседование, еще рост спрашивали: ниже 160 см не берут, нужно ведь доставать до багажных полок. Была медицинская комиссия, вот ее пройти действительно сложно. Я смеюсь: здоровье должно быть как у космонавта. Ради работы я переехала из Челябинска в Москву.
«За жизнь на земле нам не платят»
Когда подумывала о профессии, мне казалось, что стюардессы получают бешеные деньги. Но нет. Когда только устроилась, выходило 45 тысяч. Сейчас я старшая, летаю много, зарабатываю в два раза больше. Но здесь нужно понимать, как у нас рассчитываются доходы. За выходные и жизнь на земле нам не платят. Денежки начинают насчитываться только с запуском двигателя. Поэтому понятно, что чем больше налетаешь, тем больше и получишь. Денег на одежду, мне кажется, у стюардесс уходит меньше: форма заменяет многие наряды. Вкладываю в себя. Каждый выходной стараюсь провести в спортзале, бассейне. Хочется пойти на вечеринку с друзьями, но редко получается. Меня все называют «бабушатиной»: я не пью. Не то чтобы не хочется: я боюсь не пройти медосмотр, даже если следующий день перед перелетом — выходной. У нас запросто могут подойти и сказать: «Ты что-то неважно выглядеть стала, не вколоть ли ботокс на личико?» Вроде бы и не хотят обидеть, но понятно, что за внешним видом следить нужно.
Когда я только начала работать, жила в квартире от компании, нам предоставляли. Через лет 5 купила свою в Подмосковье. Правда, не все деньги мои: помог мужчина, с которым я долгое время встречалась. С началом работы я потеряла его: он живет в Санкт-Петербурге, переехать в Москву не может, там бизнес. Я же должна жить в столице. Пришлось пойти на жертву ради карьеры.
«Меня хотят все мужчины»
Пассажиры, конечно, очень разные. Нет особой разницы, международный это рейс или внутренний. Бывает, человек не выспался, не в настроении, свои негативные эмоции на нас перекидывает. Другие, наоборот, с добром относятся, благодарят. В бизнес-классе к одному подошла, спросила, что желает, как к нему обращаться. Он так рявкнул, что у меня слезы брызнули.
Зато в другой раз мужчина солидный мне улыбался. У него жена через проход сидит, а он мне знаки внимания оказывает, на планшете картинки любовные показывает. Я ему тоже глазки состроила, отвечала на вопросы, любезничала. Забираю чашку из-под кофе, а под ней — пакет бумажный: чаевые. Открыла — там тысяча долларов. Взяла, конечно, я не гордая, очень рада была.
У меня есть подруга Вера, мы с ней вместе жили в квартире от компании. Ей вообще иномарку подарили! Тоже вот так, совершенно посторонний незнакомый пассажир бизнес-класса. Разговорилась с ним, он всё интересовался, где живет, сколько времени до работы добирается, есть ли семья. Она сказала: права есть, машины нет. Пожаловалась, что встает в 2 ночи, если рейс, допустим, в 7 утра. Нам нужно быть за два часа на месте, а еще же успеть собраться, накраситься, доехать. Такси вечно подводят, опоздать смерти подобно. Он пообещал подарить машину. Она, конечно, всерьез не восприняла, мало ли таких обещалкиных попадается. Телефончик все же дала ему. Он позвонил, пригласил встретиться в автосалоне. В общем, человек более чем богатый, оформил на нее автомобиль за полмиллиона. Вера до сих пор на нем ездит.
Вообще мнение, что мужчинам нравятся девушки в форме, мне кажется верным. Как и женщины любят военных и полицейских. Меня хотят все мужчины. Шучу, конечно. Не все. За все годы со мной пытались познакомиться много кавалеров, я только с одним согласилась продолжить знакомство. Он мне внешне и в общении понравился. Встретились два раза, на этом всё. Оказалось, он женат, искал себе развлечений. Но это не мой случай.
«Обязана улыбаться»
Нам нельзя обсуждать компанию. Зарплату, какие-то внутренние законы, установки, правила — это все выносить на люди нельзя, могут уволить.
Раньше, когда летала, как все, в отпуск раз в год, не видела пожилых стюардесс. Работая в компании, узнала, что это заблуждение. Да, нам начинают выплачивать пенсию с 45 лет, но летать после этого, если соответствуешь внешне и пройдешь врачей, не запрещено. Самой опытной нашей стюардессе больше 55 лет, то есть она уже официально на пенсии по старости, но продолжает работать. А вот беременных стюардесс не бывает: никаких 7 месяцев мы не работаем, уходим в декретный отпуск сразу, как только узнаем о своем положении. Это, конечно, хорошо. Я бы хотела ребенка, но пока не получается: не от кого, некогда.
Конечно же, запрещено грубить пассажирам, поддаваться на провокации. Ты обязана всегда улыбаться, помогать, следить за эмоциональным состоянием. По правилам к перелетам не допускается выпивший пассажир. Но мы снимаем с рейса, если человек совсем в неадеквате. Просто с запахом перегара — конечно, нет. Тогда бы самолеты летали пустыми.
«Почти все конфликты — из-за питания»
Нештатных ситуаций я всегда боюсь. Как-то мы летели в Нью-Йорк, женщине стало плохо. Господи, что делать? Мы по инструкции объявляем: «Нет ли в салоне самолета врача?» Почти всегда медик находится. А тут нет! Она стонет, глаза закрывает, а мы летим над океаном. Я еще только начинала работать, молилась про себя, а более опытные девочки отсадили тех, кто с ней рядом сидел, уложили ее, колдовали что-то. Она в себя пришла в итоге, стало полегче.
Один раз пошли на взлет, я иду по салону, проверяю, все ли пристегнуты. Одна женщина соскочила, хватает сумку с багажной полки и бежит на выход. Я за ней! Грубо нельзя, но я почти силой ее на место отбросила. Она в истерике, орет: «Ой, выпустите меня, мне надо-то в Петербург, тут рядом, поездом доеду, я передумала лететь, боюсь».
Неприятно, что все конфликты в основном происходят из-за питания. Раньше оно было хорошим, полноценным, предлагался выбор из нескольких видов горячего. Сейчас всё сводится к небольшому перекусу, а при полетах малой дальности нет и его. Кто-то не успел позавтракать, кому-то нужно что-то съесть, чтобы таблетку выпить, и всё это недовольство выплескивается на нас. «Где еда? Ах вы, такие-сякие, билеты дорогие, а меня еще и не покормят». Идешь и оправдываешься, как дурак: при чем тут я? Потерпеть можно 3 часа и без питания. Берите с собой! Это питье запрещено проносить на борт (кроме купленного в дьюти-фри), а еду — пожалуйста, практически любую. Неприятно, конечно, когда чая даже нет. Водой и газировкой поить людей — неблагодарное дело.
Мы, экипаж, едим несколько другую пищу, чем пассажиры. Горячее такое же, как в бизнес-классе. Но для нас это необходимость, это как перерыв на обед в офисе. Мой офис же теперь в небе.
Была везде, но стран не видела
Меня часто спрашивают, не считала ли я, сколько стран посетила. Нет, не считала. У нас в компании по большому счету разницы нет, внутри страны ты летишь или за рубеж, это обычная работа, расписание вылетов составляется дважды в неделю. Вот завтра я лечу в Испанию, но рейс этот разворотный. Мы называем так короткие вылеты, туда-обратно. Максимум часов 6 бываем в точке прибытия. Что я увижу за это время в Мадриде? Конечно, ничего. Самолет осматривается, всё проверяется — и назад летим. Бывают, конечно, эстафетные рейсы, длинные, когда остаешься в стране или городе, куда прилетел, а после оттуда выдвигаешься в другое место.
Кстати, интересный момент. Для вылетов в США, например, нам делают рабочие визы, а в Европу — нет. То есть шенгенов у нас ни у кого по работе нет, мы пересекаем границу стран Европы по другому порядку.
А отпуск мы проводим так же, как все, путешествуя. Мои друзья подкалывают: не надоело ли мне летать и по работе, и в отпуске. Нет. Но, когда превращаюсь в пассажира, становлюсь такой же, как все. Сажусь в кресло — и мне тоже сразу хочется чаю с лимоном. Стюардесса говорит, что его нет, я злюсь. В туалет не терпится, хотя еще нельзя. И плед прошу, а если говорят, что уже раздали, я недовольна. И тут же вспоминаю, что этих пледов вечно не хватает, что у нас есть «отмазка»: якобы это только для детей.
Спать и спать
Иногда меня спрашивают: какая у вас отличительная черта? Может, стюардессы увлекаются английским? Или любят фотографироваться, читать? Не знаю, но по опыту скажу точно: мы любим спать! Спать, спать и спать. Потому что недосып вечный — это постоянный символ профессии. А выглядеть надо веселой и улыбаться всегда, несмотря на твое настроение и то, сколько часов ты спала сегодня.
Пассажирам я бы рекомендовала не бояться летать. И быть добрее к стюардессам. Какая, в конце концов, разница, если вы выпили яблочный сок, а не персиковый, как хотели? Неужели из-за этого можно испортить настроение экипажу и себе? Моя задача — обеспечить вам комфорт и безопасность на борту, а не вкусно покормить. Один мой коллега всегда говорит: «Это самолет, а не ресторан „Седьмое небо“».
«Называйте нас по имени» — FrequentFlyers.ru
В конце апреля «Аэрофлот» подвел итоги профессионального конкурса «Лучший по профессии», победительницей которого среди бортпроводников стала спортсменка, комсомолка и просто красавица Мария Елшина. О том, как стать лучшей стюардессой в лучшей авиакомпании, какие бывают пассажиры и что нужно сделать, чтобы бортпроводница «растаяла», Мария рассказала в эксклюзивном интервью для FrequentFlyers.ru.
— Как и когда появилось у вас желание пойти в эту профессию?
— Где-то лет в 17 у меня появилось желание заниматься чем-то необычным и чем-то интересным, определенно это должна была быть работа с людьми. В 18 лет я пошла в свою первую авиакомпанию: это была компания S7. Там началась моя карьера бортпроводника.
— А кто-нибудь в семье у вас был связан с авиацией?
— Нет, в моей семье никто не связан с авиацией, в свое время моя мама очень хотела, но строгий отец ее не отпустил.
— Почему не отпустил?
— Ну, не знаю, видимо, у него были какие-то такие взгляды на эту работу. Он занимал серьезную партийную должность и я думаю, что поэтому.
— В общем-то, хотел, чтобы она, видимо, все время сидела поближе к нему, была дома все время.
— Я думаю, да.
— Понятно, а вообще сколько нужно учиться и где?
— Варианта два. Учеба сегодня занимает 3 месяца, можно учиться как при авиакомпании, так и в учебных центрах, которых, в принципе, достаточно у нас в России.
— Сколько стоит обучение?
— Если учиться при авиакомпании, обучение будет бесплатным, но при этом человек должен заключить контракт. Если идти учиться самостоятельно в учебный центр, то обучение будет платным, это стоит порядка 70 тысяч.
— Как быстро окупаются деньги, потраченные на обучение? Есть ли смысл учиться платно?
— Я думаю, что смысл есть, потому что в данный момент авиакомпании не ведут набор на первоначальное обучение, а окупится, я думаю, в течение полугода точно.
— Понятно, а вот, например, предоставляет ли авиакомпания курсы языка, или нужно самому знать английский?
— Безусловно, для работы в «Аэрофлоте» английский нужен, это 100%, потому что даже на внутренних рейсах пассажиров-иностранцев больше, чем пассажиров-россиян. Что касается курсов, я знаю, что в авиационной школе «Аэрофлота» проводится курс языка. Есть курсы двухнедельные, годовые, то есть, в зависимости от того, какого уровня хотите достичь, вы выбираете длительность курсов.
— На что влияет полученный уровень языка? Поставят тебя на внутренний рейс или на международный, или как это происходит?
— Смотрите, у нас раз в год оценивают уровень знаний языка и если он достаточно высокий, то это 100% открывается американская виза и в основном все полеты международные. Если уровень языка оценивают не очень высоко, то, скорее всего, это будут внутренние рейсы.
— Сколько нужно отработать на внутренних рейсах, чтобы попасть на международные? Или нет какой-то связи?
— В «Аэрофлоте» такого нет. Вообще человек, который приходит в эту профессию, должен налетать 30 часов стажерских полетов и после этого первый рейс уже может быть международным. Мой первый рейс в «Аэрофлоте» был рейсом в Лондон. Поэтому у нас нет такого, что надо сколько-то отлетать.
— А сколько вообще можно максимально часов в неделю налетать?
— Сложно считать, в месяц максимум 80 часов. И, соответственно, можно в неделю делать один рейс в Лос-Анджелес и привезти 25 часов с этого рейса, а можно сделать 5 рейсов в Санкт-Петербург и при этом сделать 12 часов, получается. То есть, рассчитать достаточно сложно.
— Какова оптимальная продолжительность полета, чтобы было и не особенно тяжело работать, и при этом собрать много часов?
— На самом деле все предпочитают разную продолжительность полета. Для меня оптимальный вариант — это 7-8 часов. Я люблю длинные рейсы, когда достаточно времени для обслуживания, для общения. Кто-то любит рейсы разворотные, то есть, утром улетел, вечером прилетел и дома. Каждому свое.
— А какое у вас любимое направление?
— Москва — Нью-Йорк.
— Насколько жесткие рамки в плане размера одежды? Откуда берется форма? Она покупается, или ее выдают в авиакомпании, или у разных по-разному, как это происходит?
— Форму мы не покупаем, авиакомпания снабжает нас форменной одеждой: полный комплект. Причем в «Аэрофлоте» самые лучшие условия, потому что помимо формы нам дают и обувь сезонную, туфли, нас полностью одевают, а в других компаниях такого нет, насколько я знаю. Что касается размера, максимальный размер для девушек это 46-48, но все зависит еще от роста. Сами понимаете, девушка высокая с 46-м размером это совсем другое по сравнению с низкой с 46-м размером.
— Хорошо, допустим, вот есть 46-ой размер, а ты взял и отъелся до 48-го и уже в форму не влезаешь, что происходит дальше?
— На самом деле каждый год в нашем медицинском центре проводят замеры веса и роста, где наблюдают нашу динамику: либо мы поправляемся, либо мы худеем. Какие-то меры принимаются, но если так случилось, что человек поправился, то ничего страшного. Форму можно либо расшить, либо получить новую, это не проблема. Авиакомпания всегда за то, чтобы мы выглядели хорошо. Поэтому даже если форма, допустим, пришла в негодность, не проблема поменять ее на новую. Ничего страшного.
— Хорошо, а есть же, например, возрастные стюардессы, наверное, все-таки 46-ой размер для них нижний предел?
— Нет, между прочим, наши возрастные стюардессы иной раз выглядят лучше, чем двадцатилетние. Поэтому надо брать с них пример. И, в принципе, я не могу сказать, что у нас есть какие-то особо крупные стюардессы. Я не встречала таких.
— Одни худышки, понятно. Дают ли премии, поощрения за благодарности? Если пассажир написал на борту что-нибудь в этот листочек, который можно попросить, то это влияет на что-то или просто фидбек собрали и больше ничего не происходит?
— Безусловно, благодарность от пассажиров безусловно влияет на то, будет ли премия у бортпроводника. На самом деле решение по поводу выдачи премии принимает руководящий состав, оценивая при этом совокупные факторы, в том числе наличие благодарностей, хороший послужной список, хорошие отзывы от коллег, ну, и прочее. Так что благодарности нам очень нужны.
— А много людей их оставляют, много пишут? Или об этом никто не знает?
— Многие люди пишут благодарности онлайн, об этом мы не знаем, но конкретно на борту, конкретно в руки часто. Буквально вчера на рейсе из Брюсселя мне написал благодарность пассажир, он член Европарламента. Для меня это очень важно, потому что человек оценивал многие европейские компании и признал, что «Аэрофлот» — это лучшая компания.
— А сколько вы уже в «Аэрофлоте»?
— В Аэрофлоте я работаю 4 года.
— Была ли цель выиграть в конкурсе или просто так случайно получилось? Все ли участвовали или нужно было отдельно заявиться на конкурс «Лучший по профессии»? И что-то сделать для того, чтобы победить? Или просто выбрали всех автоматически и награждали, как все происходило?
— По порядку, начну по поводу цели. В полуфинале у меня еще не было цели победить, в полуфинале мне просто хотелось участвовать, потому что мне было очень интересно. Но когда я уже дошла до финала, то поняла, что хочу либо победить, либо хотя бы войти в тройку финалистов. Что касается отбора в этот конкурс, то кандидатов выдвигало руководство, при этом согласовав с бортпроводниками, желают или не желают они участвовать. Конкретно меня выдвинул мой инструктор, поинтересовавшись предварительно, хочу ли я этого. Собственно, вот какой результат из всего этого вышел.
— Какая следующая профессиональная цель, дальше куда?
— Я хочу быть старшим бортпроводником на широкофюзеляжных самолетах типа Boeing-777 и Airbus A330.
— А сейчас вы летаете на маленьких, на 320-ом семействе?
— Да, я летаю на всех типах, которые эксплуатирует компания, но старшим бортпроводником я летаю только на маленьких самолетах, на 320-ых и 321-ых Airbus.
— А есть ли семья?
— Да, есть муж.
— И насколько легко работу совмещать с семьей? Допустим, если ты улетел на 25 часов куда-нибудь в Лос-Анджелес, то потом возвращаешься, наверное, уставшей, и не хочешь никого видеть. Или все-таки наоборот? Или говорят, что надо жениться на стюардессах, потому что они будут ценить каждый момент, который проводят с вами?
— Вот, точно. Именно так у нас и происходит. Муж абсолютно адекватно относится к моим постоянным разъездам. Дело в том, что мы познакомились в самолете, и авиация связала нас. Поэтому у нас нет никаких проблем, он не заставляет меня спуститься на землю. Понимает, с каким трепетом я отношусь к этой профессии. А частые разлуки делают наши отношения крепче, потому что мы не так часто видимся. Мы не успеваем поругаться, поэтому все время проводим в хороших отношениях.
— Понятно. Как часто производятся всякие разные аттестации, переподготовки? Что еще происходит, кроме тестирования английского и размеров? Может, какое-то дополнительное обучение?
— Каждый год проходит курс повышения квалификации, собственно, такой своеобразный апгрейд, там же проверяется уровень английского, уровень нашей подготовки в области сервиса.
— В чем нужно регулярно совершенствоваться, над чем важнее всего работать, какими навыками и умениями? Язык?
— Безусловно, да, первое место — это английский язык, или какой там язык у человека есть — французский или еще что-то. Иностранный язык в первую очередь совершенствовать. Обязательно нужно быть в курсе новостей авиации, вообще в курсе того, что происходит в мире, чтобы быть осведомленным. Обязательно нужно знать основы, не только основы, а правила этикета, основы сервиса высокого уровня.
— Вот что еще хотел спросить: многие пассажиры — понятно, что пассажиры летают не так часто, как экипажи — любят смотреть на закаты и рассветы. Если ты летаешь постоянно, не приедается ли это? Продолжает ли завораживать? И что больше завораживает, закаты или рассветы?
— Нет, ничего абсолютно не приедается, каждый раз все как в первый раз. Каждый раз пейзажи в иллюминаторе отличаются. А что касается того, нравится больше закат или рассвет, то определенно закаты.
— А джетлеги не напрягают или уже привыкли?
— Нет, в принципе при грамотном планировании своего дня и своего графика у меня вообще нет джетлегов. То есть, с этим нет проблем. И еще очень важный факт: лейоверы наши длятся в среднем сутки и за эти сутки в принципе мы не успеваем адаптироваться к местному времени, и поэтому все происходит гораздо проще. Стоит пробыть в командировке 4-5 дней, и ты уже адаптировался к местному времени, возвращаться в Москву уже гораздо сложнее.
— А что все-таки нужно делать, чтобы было проще возвращаться?
— Обязательный предполетный отдых минимум 8 часов. Даже с учетом того, что у нас всего сутки в какой-то стране, нужно уместить в эти сутки осмотр достопримечательностей, какие-то прогулки и обязательный предполетный отдых. Никакого алкоголя, никаких сигарет: это уже лично мое мнение. Я придерживаюсь такого образа жизни, поэтому у меня нет проблем с акклиматизацией и прочим.
— Бывают проблемы, когда кто-то любит выпить и потом после выпивки идет в рейс?
— Нет, такого не бывает. Мало того, что у нас в командировках алкоголь запрещен, в принципе не было таких случаев на моей памяти, чтобы кто-то перед рейсом мог себе позволить что-то.
— Какие есть профессиональные болячки? Кроме варикоза: это единственное, что я знаю.
— Профессиональные болячки? Сложный вопрос, на самом деле. Мне кажется, у меня нет ничего, но, честно говоря, я даже не знаю. Наверное, это даже не физическое. У нас, у всех стюардесс возникает желание всем помочь всегда. Даже будучи не в самолете, даже просто стоя в очереди в магазине или еще где-то, мы всегда стараемся всем помочь. Это не столько болячка, сколько фактор, который переходит из работы в твою жизнь.
— Это наверное, такая профдеформация. Кстати, нет такого, что работаете с людьми, поэтому хочется на отдыхе никого не видеть, никого не слышать, от всех спрятаться и ни с кем не общаться?
— Скажу честно: иногда это нужно сделать даже не работая с людьми. В принципе, может быть, день-два хочется побыть одному, как-то покопаться в своих мыслях, а потом, пожалуйста, у меня нет такого: я люблю людей в принципе. Но день-два нужно побыть одной.
— Понятно, а в женском коллективе все-таки есть какие-то сложности во взаимодействии или такого не бывает? Все же постоянно разные коллеги, с которыми летаете, или все-таки бывают какие-то стычки?
— Скажу так: у нас в «Аэрофлоте» отношения среди коллег мирные и доброжелательные, и я думаю, что нас спасает тот факт, что мы не видимся больше двух раз подряд. То есть, буквально каждый рейс у нас новый экипаж, мы не успеваем друг к другу привыкнуть, чтобы возникали какие-то эксцессы между нами. Поэтому у нас все в принципе спокойно.
— Какие новые качества вы приобрели на этой работе?
— Определенно, самообладание: нужно держать себя в руках, в любой ситуации нужно улыбаться и держать марку, даже если все не очень хорошо. Внимательность к деталям, наверное, коммуникабельность, находчивость и отзывчивость.
— А почему вообще профессия самая лучшая?
— Это, определенно, путешествия, новые люди, каждый раз новые истории, интересные случаи. Каждый день что-то новое: мы стараемся жить сегодняшним днем и не думаем о завтра, потому что у нас нет отчетов, нет каких-то дел, переходящих из месяца в месяц, мы живем в свое удовольствие.
— Как раз про всякие интересные случаи: можете парочку вспомнить?
— Это было несколько лет назад, был очень короткий рейс, когда каждая секунда на счету, когда в принципе не успеваешь сделать глоток воды, и у меня летела в бизнес-классе невеста со свадебным платьем. И все бы ничего, но перед посадкой, в самый разгар обслуживания, она попросила помочь ей переодеться. И при этом ей нужно было зашнуровать корсет, обязательно нужна была чья-то помощь, потому что у нее была цель выйти из самолета уже в свадебном платье, какое-то у нее намечалось там дальше действо. Я оценивала тогда просто каждую секунду и понимала, что это сделать нереально, но, тем не менее, это был такой челлендж. Но, тем не менее, я ей помогла. Она была вся такая распрекрасная, вся красавица, при этом мы не пожертвовали сервисом для других пассажиров, все у нас сложилось, но это было очень весело, все в бизнес классе веселились, все смеялись. Как-то так.
— Кстати, бизнес класс капризней, чем эконом обычный или наоборот?
— Нет, я не могу сказать: неважно в каком классе обслуживания летит пассажир, капризность не зависит от этого. Абсолютно.
— А как часто попадаются такие вечно недовольные пассажиры, и насколько их легко сразу определить и, что называется, нейтрализовать? Как это происходит?
— Пассажиры такие попадаются не так часто, но, в принципе, я как человек сервиса чувствую людей, и для меня не проблема сгладить неудовольствие клиента. И поэтому мои пассажиры в целом всегда довольны.
— Бывают же такие люди, которые считают, что им все должны: у них плохое настроение, а им еще объявили, что на борту не наливают, и поэтому они пытаются сорвать злобу на всех, с кем общаются, что с такими делать?
— Мы должны чувствовать людей и должны понимать, что к каждому человеку должен быть определенный подход. Ни в коем случае не нужно провоцировать их, разжигать конфликт, нужно быть обходительным, стараться поменьше такого клиента тревожить. Потому что у человека и так уже накипает, мы стараемся сделать какие-то мелочи, например, сварить ему капуччино или что-то такое. Из таких мелочей складывается хорошее впечатление о полете и у человека повышается настроение.
— А если человек, допустим, какой-нибудь вредный и при этом начинает спорить? К примеру, решил он пересесть сам на свободный Space+, на который ему нельзя садиться, и он потом вам полчаса будет говорить, мол здесь же свободно, почему я не могу пересесть? Что с такими делать?
— Да, такие истории, честно говоря, часто случаются. В этом случае наша задача — выдержать провокацию. Нужно рассказать пассажиру о правилах, при этом сделать так, чтобы у него не было возможности что-то нам ответить. Наш диалог должен плавно перерасти в наш монолог. Ну, если уж совсем клиент попался такой, что из Space+ не хочет уходить, мы тогда подключаем командира корабля и он уже в письменном виде уведомляет такого пассажира о том, что ему необходимо покинуть это место. Это, собственно, все рычаги воздействия.
— Насколько часто попадаются пассажиры, которые пытаются что-то себе намутить, как-нибудь схитрить, чтобы ему сделали то, чего ему не полагается? Чтобы пересадили в бизнес, или на Space+, или чтобы ему принесли какую-нибудь еду из бизнес-класса, или еще что-нибудь?
— Наверное, на 5% рейсов есть такие пассажиры, которые хитрят.
— Есть всякие селебрити-звезды, насколько с ними хорошо летать? Кто вам попадался? Как они себя ведут, кто из них самый любезный?
— Звезды летают очень часто, я так понимаю, они в основном выбирают «Аэрофлот». Это люди, которые в перелетах стараются отдыхать, потому что у них очень насыщенная жизнь и перелет — это единственное место, где им удается поспать, провести время с собой. Поэтому я стараюсь таких людей не беспокоить; я никогда не прошу сфотографироваться с такими людьми. Почему-то у меня какой-то блок стоит на этом, я не могу тревожить людей. В целом все ведут себя достойно, все очень вежливые. Самая моя любимая пара — это чета Маликовых, они просто бесконечно вежливые, тактичные, и они реально хорошие люди. Самый веселый пассажир у меня был Джеки Чан, он нереальный, он просто классный!
— Как раз по поводу фото: насколько бортпроводников напрягает, когда пассажиры начинают как-то с ними пытаться сфотографироваться и просятся, мол, давайте мы с вами сделаем селфи?
— Здесь сложно ответить за коллег. Я знаю, что кому-то это не нравится, потому что многие из моих коллег не любят фотографироваться. Но меня это абсолютно не напрягает, мой инстаграм полон фотографий с пассажирами, для меня это абсолютно не проблема. Я не вижу в этом ничего такого запрещенного.
— Есть некоторые пассажиры, которые при каждом полете обязательно выкладывают селфи с экипажем, потому что у них такой принцип, они упрашивают и т.д. А всякие, допустим, приставания есть? Насколько часто бывает, что кто-нибудь из пассажиров начинает проявлять какие-то знаки внимания? Каким образом они проявляют эти знаки? Мне кажется, сидя в самолете ты не можешь ничего особенно предложить, кроме как пойти попить кофе когда-нибудь через две недели, когда мы вернемся в Москву. Какие-то есть изобретательные пассажиры? Может, кто-то возит с собой букет цветов на всякий случай, чтобы подарить его понравившейся девушке?
— Я таких пассажиров не встречала, но на самом деле знаки внимания оказываются почти в каждом рейсе, и без этого никак. На самом деле это все забавно: пассажиры иногда делают цветочки из салфеток, подкладывают свои визитки в кармашек аккуратненько, иногда дарят подарки, из товаров нашего Sky Shop, то есть, на самом деле очень много способов знакомства.
— А вообще разрешается принимать подарки или нет?
— В этом нет тоже ничего такого, это все зависит от тебя: хочешь — прими, не хочешь — не прими, у нас нигде не регламентирован этот момент.
— В основном это делают какие-то приятные пассажиры или всякие пикаперы, которые пытаются познакомиться со всеми подряд просто для того, чтобы познакомиться? То есть, чтобы поставить галочку.
— Я думаю, это делают люди, когда им реально нравится человек. Неважно, для галочки или еще для чего-то. Мы делаем хороший сервис, людям это нравится, они нас благодарят, все довольны.
— А что нужно сделать пассажиру такого, чтобы прям действительно стюардессы его запомнили? Есть, например, очень прикольный комикс, наверное, видели: там сидит пассажир и говорит: «Будьте добры, еще касалетку»? Как на самом деле обстоят дела? Может, есть какой-то секрет? Или что-то особенное, что нужно сделать или сказать?
— На самом деле про касалетку забавная картинка была. Пассажир много делает ненужного. Единственное, что для меня важно — это чтобы пассажир ко мне обращался по имени. Это все, я просто растаю тогда. Я запомню этого пассажира обязательно, потому что это очень важно для нас. Мы к каждому пассажиру в бизнес-классе обращаемся по имени, поэтому для нас очень важно, чтобы пассажиры нас также называли по имени. У нас у каждого есть бейджик на каждом элементе форменной одежды, и все всегда видят, как их зовут. Конечно, у нас в принципе в стране это пока еще не очень принято, но мы идем к этому.
— Может быть, что-нибудь еще, или это самое главное?
— Для меня это самое главное. И, соответственно, это вежливое отношение, тактичное, не переходя на личности: чтобы все было красиво, как в кино.
— Понятно, и, тогда, наверное, последний вопрос по поводу декретов. Обычно уходят за 70 дней до даты предполагаемых родов, а как же летают? Тоже до 70 дней?
— Как только бортпроводница узнает, что она беременна, она списывается в этот же день. То есть, это может быть буквально срок 2 недели или даже 10 дней. После этого она вообще не выходит на работу, пока ребенку не исполнится три года. Легкого труда у нас никакого нет, у нас бортпроводники всю беременность работают дома. При этом сохраняется зарплата, так что уходить в декрет из «Аэрофлота» очень выгодно.
— Замечательно. Спасибо большое. До встречи на борту.
— Всего хорошего.
Илья Шатилин
Отпуск по медицинским показаниям и отпуск по беременности и родам для беременных бортпроводников Примеры положений
Этот план покрывает услуги врача и лицензированной акушерки для дородового, родового и послеродового ухода. Первый визит к врачу для диагностики беременности не входит в стоимость дородовых услуг. Этот план покрывает больничные услуги для матери и новорожденного ребенка в течение как минимум сорока восьми лет.
(a) Работнице, которая имеет право на отпуск по беременности и родам в соответствии с пунктом 26.
01, выплачивается пособие по беременности и родам в соответствии с Планом дополнительных пособий по безработице (SUB), как указано в Письме о взаимопонимании № 1. Чтобы получить это пособие, работник должен предоставить работодателю подтверждение того, что работник подал заявление и имеет право на получение пособия по страхованию занятости в соответствии с Законом о страховании занятости. Работник, лишенный права или лишенный права на получение пособий по страхованию занятости, не имеет права на пособие по беременности и родам.
Исключительно для целей определения того, подвергается ли Сотрудник Перерыву в работе в соответствии с каким-либо положением настоящего Плана, Консультативный комитет должен кредитовать Часы работы в течение периода неоплачиваемого отсутствия Сотрудника из-за отпуска по беременности и родам или отцовству. Консультативный комитет рассматривает Сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, если отсутствие Сотрудника связано с беременностью Сотрудника, рождением ребенка Сотрудника, помещением к Сотруднику усыновленного ребенка или уходом за ребенком Сотрудника сразу после рождения ребенка.
рождения или размещения. Консультативный комитет засчитывает Часы работы в соответствии с настоящим параграфом на основе количества Часов работы, которые получил бы Сотрудник, если бы ему платили в период отсутствия, или, если Консультативный комитет не может определить количество Часов работы, которые получил бы Сотрудник. , из расчета 8 часов в день в период отсутствия. Консультативный комитет засчитывает только количество (не превышающее 501) часов работы, необходимое для предотвращения перерыва в работе сотрудника. Консультативный комитет засчитывает все Часы работы, описанные в этом параграфе, в расчетный период, в котором начинается период отсутствия, или, если Работнику не нужны эти Часы работы для предотвращения Перерыва в работе, в расчетный период, в котором начинается период его отсутствия. , Консультативный комитет засчитывает эти часы работы в следующий за ними расчетный период.
Отпуск по беременности и родам предоставляется при соблюдении следующих условий:
Работники отдела переговоров имеют право на отпуск в связи с беременностью, родами и восстановлением после них, по запросу работницы и подтверждение врачом работника того, что такой отпуск необходим по медицинским показаниям.
В период нетрудоспособности работница, находящаяся в утвержденном отпуске по беременности и родам, имеет доступ к накоплениям за неиспользованные больничные листы. В случае исчерпания накопленных отпусков по болезни работник может использовать другие имеющиеся накопления отпусков до того, как его отправят в отпуск без сохранения заработной платы. Заявление на отпуск по беременности и родам должно сопровождаться справкой от врача работницы с указанием предполагаемой даты родов и периода предполагаемой нетрудоспособности. Такой запрос должен быть представлен руководителю соответствующего отделения не менее чем за 6 (шесть) недель до начала предполагаемого периода нетрудоспособности, если врач не удостоверит наличие смягчающих обстоятельств. В этом случае уведомление должно быть максимально возможным в данных обстоятельствах. Работник может оставаться на работе до тех пор, пока позволяет здоровье. Отпуск по беременности и родам прекращается в день, когда врач подтвердит, что сотрудница может вернуться на работу, если сотруднице не будет разрешен продолжительный отпуск.
Невыход на работу по окончании отпуска по беременности и родам или продленного отпуска рассматривается как увольнение. Работник может запросить продленный отпуск без содержания сверх периода нетрудоспособности для обеспечения послеродового ухода за ребенком и т. д. Утверждение таких запросов зависит от оперативных потребностей отдела и должно соответствовать положениям статьи 12 (Неоплачиваемый отпуск). Листья отсутствия).
Работница, ожидающая рождения или усыновления ребенка, имеет право на неоплачиваемый отпуск по беременности и родам/отцовству/усыновлению при предъявлении медицинской справки, подтверждающей возможную дату родов, или в случае усыновления дает уведомление работодателя о приемлемости. За исключением смягчающих обстоятельств, уведомление должно быть представлено в письменной форме не менее чем за двадцать восемь (28) дней до отпуска и должно указывать вероятную дату начала и ожидаемую продолжительность отпуска. Применяются следующие условия:
14.
1 Работодатель должен одобрить специальный оплачиваемый отпуск в связи с утратой, чтобы работник мог выполнить какое-либо обязательство и/или отдать дань уважения тупапаку/умершему лицу, с которым работник был тесно связан. Такие обязательства могут существовать из-за кровных или семейных связей или из-за особых культурных требований, таких как полное или частичное посещение Тангиханги (или ее эквивалента). Продолжительность отпуска определяется по усмотрению работодателя и не может быть необоснованно задержана, и будет осуществляться в соответствии с Праздниками Xxx 0000.
33:01 Работнику предоставляется 1 (один) оплачиваемый отпуск для удовлетворения нужд, непосредственно связанных с рождением ребенка. По выбору работника такой отпуск предоставляется в день или на следующий день после рождения его ребенка, в день поступления или выписки из больницы родной матери или в другой день по взаимному согласию.
a) Назначенные помощники по оказанию первой помощи должны получать свою заработную плату плюс ставку надбавки к билету.
Все остальные сотрудники, имеющие действительные талоны на оказание первой помощи, должны получать надбавку в размере пяти центов (5 центов) в час сверх их должностной ставки. Не должно быть суммирования или пирамиды премий.
Можно ли работать стюардессой во время беременности?
Содержание
Скрытая под гламуром, фотографиями из путешествий и униформой для инстаграма, есть и темная сторона профессии бортпроводника. Полеты не всегда полезны для здоровья . Очевидно, что это ключевая проблема во время беременности, поскольку беременные стюардессы подвергаются значительно большему количеству полетов, чем общественность.
Постоянное нарушение циркадных ритмов влияет на гормоны — многие бортпроводники сообщают о нерегулярных или несуществующих менструациях после начала полета, а нарушения менструального цикла у стюардесс авиакомпаний — хорошо изученное явление. Полеты во время беременности также могут быть проблемой и запрещены после 36 недель.
В этом сообщении блога мы сначала рассмотрим правила путешествий во время беременности. Затем мы рассмотрим, можно ли быть бортпроводником во время беременности и как долго вы можете продолжать работать. Мы также обсудим некоторые проблемы безопасности, связанные с полетами во время беременности.
Полеты во время беременности
Правила
Есть несколько вещей, которые следует учитывать при полете во время беременности. Первая стадия беременности.
До 12 недель: Полеты разрешены, но не рекомендуются.
Полеты в течение первых 12 недель беременности могут считаться рискованными, поскольку на этом раннем сроке чаще случаются выкидыши. Кроме того, на этом этапе беременные путешественники могут страдать от вызванной беременностью тошноты и усталости, что может сделать путешествие неудобным.
Подходит для путеводителя — NHS
Более 36 недель: полеты запрещены
- Для обычных пассажиров или бортпроводников, летающих в личном качестве, полеты обычно разрешены до 32-й недели беременности при многоплодной беременности (также называемой двойней или тройней).
- Для одноплодной беременности, которая считается относящейся к более низкому риску, срок может быть увеличен до 36 недель.
Кроме того, врачи также дадут рекомендации о возможности полета в зависимости от осложнений беременности.
Правила различаются в зависимости от авиакомпании, но большинство авиакомпаний требуют справку от врача, подтверждающую три вещи, прежде чем принимать беременных женщин на рейс:
- Ожидаемая дата родов
- Одноплодная или многоплодная беременность
- Любые осложнения во время беременности
Мне нужно лететь через 36 недель, возможно ли это?
Обычно авиакомпании строго запрещают полеты после 36 недель беременности. Однако при определенных обстоятельствах — например, из соображений сострадания или неотложной медицинской помощи — под руководством авиационных врачей-специалистов иногда может быть разрешено путешествие.
Краткий обзор: лечу как будущая мама
- Возможно, вам потребуется предъявить справку от врача с подтверждением даты родов
- Беременные женщины не могут сидеть в ряду у аварийного выхода
- Стюардессы могут предоставить вам удлинитель ремня безопасности, чтобы пристегнуть поясную лямку
- Рассмотреть помощь в инвалидной коляске, чтобы снять стресс во время трансфера из аэропорта
Какие проблемы с безопасностью?
DVT
Существуют некоторые проблемы безопасности, связанные с полетами во время беременности. Во-первых, это риск тромбоза глубоких вен (ТГВ). ТГВ — это состояние, которое может возникнуть, когда вы слишком долго сидите на одном месте, и, следовательно, увеличивается во время полета, особенно во время более длительных полетов. Беременность может повысить вашу восприимчивость к ТГВ.
Есть несколько способов минимизировать этот риск.
- Не забывайте вставать и ходить каждые несколько часов
- Пейте много воды и не употребляйте алкоголь
- Избегайте скрещивания ног и тесной одежды
Северное сияние
являются космическим излучением — и это один из немногих случаев, когда мы действительно можем видеть космические лучи, которые постоянно бомбардируют нашу планету.
Космическое излучение
Каждый день мы естественным образом подвергаемся воздействию небольшого количества ионизирующего излучения. Основным источником в Великобритании является газ радон из-под земли.
Cancer Research UK
Еще одной проблемой безопасности является риск радиационного облучения. Когда вы летите, вы подвергаетесь воздействию небольшого количества ионизирующего излучения.
Как правило, этого недостаточно, чтобы причинить какой-либо вред вам или вашему ребенку — риск ионизирующего излучения считается незначительным по сравнению с другими источниками. Например, в Великобритании самым высоким источником радиации является газ радон в земле.
Однако неопределенность, связанная с повторяющимся дополнительным воздействием на беременных бортпроводников, является одной из причин, по которой многие работодатели запрещают им летать.
Нарушение циркадного ритма
Еще одна проблема безопасности, связанная с полетами во время беременности, — это нарушение циркадного ритма. Это внутренние часы, которые регулируют цикл сна и бодрствования. Когда вы летите, вы можете пересечь несколько часовых поясов за короткий промежуток времени. Это может нарушить ваш циркадный ритм и вызвать у вас чувство смены часовых поясов.
Смена часовых поясов — хорошо известное явление, вызывающее кратковременные проблемы со сном и потенциальную усталость. Во время беременности получение достаточного отдыха имеет решающее значение. Смена часовых поясов не является поводом для беспокойства для большинства путешественников, которые время от времени совершают перелеты во время беременности.
Однако потенциальная усталость, возникающая из-за постоянного нарушения нормального режима сна, которую испытывают бортпроводники, является еще одной причиной, по которой беременных бортпроводников часто снимают с полетов.
Общий доступ к медицинскому обслуживанию
И последнее, что следует учитывать, это наличие общего медицинского доступа.
- В случае беременности с высоким риском важно обеспечить адекватную медицинскую помощь в случае неотложной помощи.
- Бортпроводники прошли курс обучения оказанию первой помощи, а на борту имеются основные медицинские наборы для лечения легких травм
- Практически на всех рейсах высока вероятность того, что на борту будет медицинский работник.
Если есть, есть дополнительный усовершенствованный медицинский комплект, которым могут пользоваться обученные специалисты.
- Несмотря на это, количество специализированного медицинского оборудования на борту самолета, очевидно, ограничено, и для некоторых дальнемагистральных маршрутов может пройти несколько часов, прежде чем можно будет совершить переадресацию в подходящий аэропорт с доступом к специалистам для оказания медицинской помощи.
Другие вещи, которые следует учитывать при путешествии во время беременности
Прививки для путешествий
Нет данных о риске вакцинации, содержащей инактивированный вирус, во время беременности. Однако во время беременности обычно избегают получения живых вакцин, таких как корь, эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа и желтая лихорадка.
Их использование во время беременности может быть сочтено целесообразным, если поездка неизбежна и риск заболевания высок. Тем не менее, всегда стоит заранее проконсультироваться с квалифицированным медицинским работником.
Дорожная болезнь и лекарства
Если вам нужна консультация по поводу конкретных лекарств, которые могут вам понадобиться во время путешествия, например, таблетки от тошноты или таблетки от малярии, заранее свяжитесь со своим врачом или акушеркой. Некоторые противомалярийные таблетки небезопасно принимать во время беременности.
Доступ к медицинскому обслуживанию
При путешествии во время беременности следует учитывать возможность доступа к медицинскому обслуживанию и связанные с этим потенциальные расходы, особенно если вам требуется длительное пребывание. Будьте в курсе обычных передовых практик в поездках, таких как наличие карты европейского медицинского страхования (EHIC) и получение качественной туристической страховки.
Точно так же, если у вас беременность с высоким риском, важно убедиться, что на случай неотложной помощи будут доступны соответствующие специализированные медицинские учреждения. Медицинских учреждений обычно достаточно вблизи крупных международных аэропортов. Тем не менее, для некоторых островных пунктов назначения с дальнейшими стыковками, связанными с полетом на небольшом самолете, или при посещении более отдаленных мест специализированная медицинская помощь может быть недоступна.
Что происходит с беременными стюардессами?
Что происходит со стюардессами, которые забеременели? В большинстве авиакомпаний вы обязаны сообщить об этом в отдел кадров или своему непосредственному руководителю в первый известный момент беременности. Затем авиакомпании отстранят беременных бортпроводников от полетов. Это известно как заземление .
В зависимости от политики отдельных компаний, некоторые беременные бортпроводники перед отпуском по беременности и родам будут выполнять наземные функции, например, заниматься планированием, обучением или административными функциями.
Если беременным летать безопасно, почему это небезопасно для беременных бортпроводников?
Полеты во время беременности во многом связаны с уравновешиванием риска. Работодатели обязаны заботиться о своих сотрудниках, и во многих странах законодательно установлено, что определенные лица, такие как будущие матери, должны иметь более высокий уровень заботы.
Несмотря на то, что полеты во время беременности в значительной степени безопасны, кумулятивный риск от множества проблем, таких как усталость и смена часовых поясов, космическая радиация и доступ к здравоохранению, означает, что для беременных бортпроводников этот риск считается слишком высоким.
Например, в Великобритании директива общественного здравоохранения требует, чтобы авиационные работодатели обеспечивали, чтобы доза космического излучения для нерожденного ребенка была настолько низкой, насколько это разумно достижимо .
