Что такое матрицы Грофа и можно ли им доверять
3 январяЛикбезЗдоровье
Речь о родовых травмах. Только не совсем обычных.
Поделиться
0Что такое матрицы Грофа
Матрицы Грофа — это псевдонаучная теория, которая утверждает, что переживания младенца при рождении определяют его характер, темперамент и поступки.
В целом идея о подобном влиянии родовых переживаний не нова. Ещё в начале XX века подобное предположил австрийский психоаналитик Отто Ранк. Он ввёл понятие «травма рождения»: дескать, тревога и страх, связанные с отделением ребёнка от матери, сильнейшим образом влияют на психику. Из-за произошедшего люди десятилетиями страдают от неосознанного желания вновь вернуться в материнское лоно, «внутриутробный рай». Это приводит к фобиям, повышенной тревожности и агрессивности. Ранк считал, что «вылечить» такое способен лишь хороший психотерапевт, который поможет человеку вспомнить и осознанно пережить травму рождения, проработать её.
Спустя полстолетия американский психиатр чешского происхождения Станислав Гроф пересмотрел и дополнил идею Ранка. На основе собственных наблюдений Гроф выделил четыре стадии, через которые якобы проходит каждый младенец. Психиатр предположил: человек зацикливается на этапе, который переживал особенно тяжело или ярко. Эту концепцию стали называть матрицами Грофа, или перинатальными (от лат. корней peri — «около», и natalis — «относящийся к рождению») матрицами.
Какими бывают матрицы Грофа и что означает каждая из них
Адепты теории описывают влияние матриц на психику так.
- Базовая перинатальная матрица I (БПМ I). Период «внутриутробного рая», когда младенец ещё не родился. Если беременность протекала хорошо, ребёнок и после рождения чувствует себя в безопасности, а значит, имеет высокую самооценку и способен доверять людям. А вот после тяжёлой беременности новорождённый будет постоянно страдать от ощущения собственной ненужности.
- Базовая перинатальная матрица II (БПМ II).
Период схваток. Если он оказался недолгим и ребёнок прошёл его легко, то позже человек будет уверен, что «всё к лучшему», все неприятности преодолимы — достаточно лишь сжать зубы и двигаться вперёд. И наоборот: после долгих и мучительных схваток у малыша формируется психология жертвы. Кесарево сечение — пограничный случай, ведь ребёнок не получает ни отрицательного, ни положительного опыта. В результате такой человек всю жизнь будет колебаться и отказываться от ответственности.
- Базовая перинатальная матрица III (БПМ III). Этап потуг. Малыш задыхается, но постепенно продвигается к новой жизни и якобы испытывает экстаз от предвкушения скорой свободы. Человек, зациклившийся на БПМ III, всё время ищет острых ощущений. Без них жизнь кажется ему пресной и бессмысленной. Покорять что-то, преодолевая себя и окружающих, — вот смысл его существования, в котором истинное удовольствие невозможно без страданий.
- Базовая перинатальная матрица IV (БПМ IV).
Момент рождения. Вокруг новый мир, теперь надо самостоятельно дышать и искать пищу. Если это оказывается легко, например ребёнка сразу прикладывают к материнской груди, то младенец проникается доверием к миру. Если же мама недоступна, малыш испытывает сильнейший стресс и начинает бояться всего нового. Этот страх остаётся на всю жизнь. Отдельная история — анестезия при родах. По мнению Грофа, в таком случае дети знакомятся с интоксикацией и потом постоянно будут стремиться к алкоголю или наркотикам, чтобы повторить младенческий опыт.
Всё это, конечно, интересно. Но если вы восприняли матрицы Грофа как руководство к планированию родов или собрались судить о будущем ребёнка по тому, как проходило его рождение, лучше остановитесь.
Стоит ли доверять матрицам Грофа
С точки зрения науки — нет. Сам Гроф занимался очень своеобразными вещами, например психоделической терапией, и даже разработал особую технику для замены ЛСД — холотропное дыхание. Эффективность этого метода не доказана. Как и в целом научность трансперсональной психологии, последователь которой и Гроф.
Учёные критикуют Грофа и его коллег за мистицизм, субъективность и псевдонаучный подход. Сами же трансперсональные психологи так и не смогли представить доказательства своей правоты.
Поэтому Американская психологическая организация не признаёт трансперсональную психологию как отдельную научную дисциплину, а исследователи в принципе не ведут дискуссии о возможности существования перинатальных матриц.
По сути, все наблюдения Станислава Грофа были субъективны и подогнаны под выдуманную им же теорию. Наукообразность и целостность этой концепции лопаются при первом столкновении с реальностью. Так, у женщин, переживших тяжёлые жизненные ситуации во время беременности, вполне могут рождаться уверенные и бойкие дети. А после кесарева сечения на свет появляются не только наркоманы и алкоголики.
Читайте также 🧐
- 7 мифов о здоровье и медицине, с которыми пора распрощаться
- Что такое НЛП и работает ли оно
- Как отличить настоящую психологию от шарлатанства
- Что такое тета-хилинг и действительно ли он исцеляет
- «А мне помогает»: почему столько людей продолжают верить в гомеопатию
Модель базовых перинатальных матриц С.

матрицы Грофа
После сессий холотропного дыхания у людей происходят многочисленные изменения в в жизни в результате переживаний, полученных во время дыхательных сессий. Эти переживания имеют различный характер, начиная от испытания блаженного слияния со всей вселенной до жутких , пугающих приключений, заставляющих пережить очень напряженные минуты. Эти переживания зависят от того , что для человека является наиболее актуальным в данный момент , и в любом случае, они являются целительными.
Станислав Гроф комбинирует эти переживания в 4 области:
Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
Уровень индивидуального бессознательного. Воспоминания из своего биографического прошлого.
Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ), в соответствии с периодом родов, который они описывают.
Трансперсональный уровень. Огромное разнообразие эффектов, связанных с выходом за пределы ума, тела, сознания.
Мы подробнее рассмотрим перинатальный уровень переживаний который , в свою очередь Гроф разделил тоже на четыре области по времени их прохождения от начала развития плода и до самого рождения, и назвал их для простоты базовыми перинатальными матрицами. Вот что он в них включил.
Первая матрица-БПМ 1.
Изначальное единство с матерью (внутриутробное переживание до начала родов) Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей.
Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности» Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.Девять месяцев в утробе матери, от момента зачатия до момента начала схваток – это Рай. Даже сам момент зачатия отпечатывается в нашей психике. В идеале ребенок живет в условиях, которые соответствуют нашему представлению о Рае: полная защищенность, одинаковая температура, постоянная сытость, легкость (плавает, как в невесомости).
Если в первой БПМ проходило се хорошо– мы любим и умеем расслабится, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь, она стимулирует нас к развитию.
Если о время первой БПМ были травмирующие ситуации , то может подсознательно сформироваться следующие программы поведения:
— при нежелательной беременности формируется программа «вечно я не вовремя».
— Если родители думали об аборте – страх смерти, программа «Только я расслаблюсь – меня убьют».
— При токсикозе– «тошнит меня от вашей радости», или – «как можно развиваться, когда дети погибают от голода».
— Если мама болела – «если я расслаблюсь, то заболею».
Отклонения:
• «случайная» беременность, когда один или оба родителя «в шоке». Отпечатывается записью вины в психике малыша: «Что-то со мной не так… Всегда препираюсь не вовремя… Создаю проблемы близким людям…». Если мама своими отрицательными эмоциями не хотела признавать ребенка, то у него будут проблемы взаимопонимания с женщинами, а если его отвергал папа, то с мужчинами;
• попытка аборта создает запрет быть собой. Невозможность приятия самого себя и любви к себе. Обычно внутриутробная травма или попытка сделать аборт и даже просто желание родителей избавиться от ребенка приводят к серьезной психологической травме малыша. Каждый раз, когда мать испытывает любые эмоции, ее железы внутренней секреции вырабатывают целый спектр гормонов, которые через плацентарный барьер проходят в систему кровообращения ребенка, напрямую воздействуя на формирующуюся нервную систему, а также на мозг, который в основном формируется в третьем триместре беременности.
Вторя матрица БПМ 2.
Это схватки. Нормой считается продолжительность схваток от 2 до 12 часов. (Это может зависеть от индивидуальных особенностей, а также от того, первая или последующая это беременность, от психического и физического состояния роженицы и т.д.)
Что такое схватки? Это начало родовой деятельности. Когда ребенок готов родиться, его тело производит гормоны, сигнализирующие организму матери, что пришла пора выпускать его на свет. Схватки — это сжатие матки, при котором еще не открыт выход. Давление достигает 50кг /см. Выход только начинает медленно раскрываться, чтобы потом пропустить ребенка. Итак, комфортная и уютная среда постепенно становится невыносимой. Она давит, буквально гонит прочь, и малыш начинает понимать, что «рай» закончен. Пора выбираться, а куда — пока не понятно.
Казалось бы, в чем смысл этой борьбы? В Америке даже пришли к выводу, что такие мучения не имеют смысла, и стали облегчать задачу роженицам и младенцам проведением операции кесарева сечения. Но через десять лет поколение родившихся таким образом детей назвали «отмороженным», потому что когда приходило время решения какой-то жизненной задачи, они пасовали, не хотели прикладывать усилия.
Позитив БПМ 2 — в опыте пассивной силы. Это внутренняя установка на терпение: «я многое могу выдержать», «сейчас соберусь и найду выход». Это умение выждать, когда появятся благоприятные условия для решения сложного жизненного вопроса. Это совесть: «если что-то хочется поменять в жизни, надо сделать это так, чтобы ничем не повредить окружающим». Это умение решать задачи, искать и находить выход в проблемной ситуации.
Отклонения этого периода проявляются по-разному.
Если схватки длились меньше двух часов:
• стремительные роды закладывают программу очень быстрого преодоления препятствий, без повторной попытки при неудаче, такие люди часто склонны к недостатку терпения и часто не доводят начатое до конца;
• плановое кесарево сечение (без ожидания начала родовой деятельности) может проявляться как отсутствие терпения, «впадение в сон», оцепенение перед препятствием, попытки не замечать его. Проблемы с проявлениями совести, может проявиться тяга к иждивенческому образу жизни. Такие дети входят в группу риска по приему наркотических препаратов, «прелесть» которых вкусили еще при рождении при введении анестезии. Скальпель, вспарывающий живот их матери — это первое, что они увидели в своей жизни. Если схватки длились слишком долго:
• матрица «жертвы» перекрывает все остальные. Такой человек тащит на себе больше всех. И что интересно, окружение каким-то образом ощущает его настроение и грузит, грузит выполнением новых задач — всегда где есть жертва, находится человек, который с радостью выполнит роль агрессора. В результате у «жертвы» есть все основания жаловаться на несправедливость и усиливать этим свое внутреннее ощущение — заколдованный круг
Гроф также подчеркивает связь БПМ 2 и склонности к затяжным депрессиям, испытываемым чувствам безысходности, отчаяния, вины, неполноценности. Отсутствие желания что-либо делать, потеря интереса ко всему на свете и неспособность радоваться жизни — это склонности человека, который испытал трудности при прохождении БПМ 2.
Для женщины важно знать, что память о ее собственных родовых муках также может вселять различные депрессивные состояния и фобии (беременности, родов, материнства). Так, память о ее собственном рождении может стать причиной осложнений при родах и плохого контакта с ребенком. Мать, воспитывая ребенка, пройдя травмирующий опыт родов, может проявлять агрессию к нему как к источнику боли в прошлом. Ребенок, в свою очередь, может взаимодействовать с матерью через неосознаваемое чувство вины, ибо он когда-то сделал ей больно. То же справедливо и по отношению к мужчинам — будущим папам. Несмотря на то, что мужчины тщательнее скрывают свои эмоции, их страхи оказывают непосредственное влияние на процесс рождения ребенка.
Третья матрица БПМ 3.
Это потуги. Норма длительности потуг — от 20 до 60 минут. Также в норме должно быть не менее трех потуг. Потуги — это сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы. Средняя продолжительность потуги — 10-15 секунд. Благодаря потугам повышается внутрибрюшное давление, что, вкупе с повышением внутриматочного давления (вследствие схваток), позволяет ребенку продвигаться по родовым путям. Следует отметить, что если диафрагма женщины по жизни зажата и работает неэффективно (подавляющее число случаев), мать анатомически неспособна родить ребенка так, как это задумано природой. Малыш приноравливается и делает несколько попыток продвинуться — так он готовит себе путь и самого себя готовит к преодолению пути. Ведь когда ребенок начинает входить в родовой канал, он испытывает сильнейшее сдавливание, пуповина тоже пережимается, кислород не поступает. За время прохождения родовых путей сердечно-сосудистая и дыхательная системы малыша должны перестроиться и быть готовыми к дыханию легкими. Невероятное сжатие тела ребенка, особенно головки (до сдвигания черепных костей), отсутствие кислорода — это огромное испытание, не зря Гроф назвал эту матрицу «путем героя».
Архетип «героя» — это активная сила, умение отстоять себя, достигать целей, думать, планировать и реализовывать задуманное. Внутренний разговор и настрой: «я — сильный, умею постоять за себя!».
Травмы этого этапа:
• стремительные роды (слишком быстрые), либо кесарево сечение в случае усложненных родов. Такие дети — не бойцы по жизни;
• много потуг. Ребенок — «супергерой». Его внутренний разговор примерно таков: «вся жизнь — борьба, покой нам только снится». Это революционер, реформатор, человек, бросающий вызов;
• угроза жизни. Если малыш «застрял», по какой-то причине не смог продвигаться, это вызывает асфиксию (удушье). Если слегка «прижало» и выскочил, то это «синяя асфиксия», когда личико и тельце имеют слегка синюшный оттенок. В зависимости от длительности и силы воздействия этой травмы можно наблюдать такой внутренний разговор: «а имею ли я право на жизнь?». И сопровождается он обычно таким поведением как взятие вины на себя в разных жизненных ситуациях, особенно с близкими людьми. Это также заигрывание со смертью, подсознательная попытка доказать свое право на жизнь, быть хорошим в глазах других. Бывает также и «белая» асфиксия — при продолжительных и сложных родах. Это практически клиническая смерть. Современное родовспоможение помогает справляться с такой ситуацией даже до того, как она возникает. И все же что дает такой опыт рождения? Постоянное стремление к смертельным ситуациям, обесценивание жизни.
Четвертая матрица-БПМ 4.
Она продолжается от выхода ребенка с утробы матери до 1-7 суток после рождения, это момент интеграции прожитого опыта рождения и начальное осознавание нового мира. Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и вот крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и, как правило, недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вдох, и его дыхательные пути раскрываются. Пуповину перерезают, и кровь, которая до этого циркулировала по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа. После того как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается несравненно лучше, чем две предшествовавшие, но в некоторых – весьма важных – аспектах она хуже, чем первоначальное ненарушенное первичное единство с матерью. Биологические нужды ребенка не удовлетворяются на непрерывной основе, нет и постоянной защиты от перепадов температуры, раздражающих шумов, изменения интенсивности света, от неприятных тактильных ощущений.
В идеале четвёртая перинатальная матрица это «Матрица свободы» Если все хорошо, то отпечаток такого рождения звучит так: «я есть радость, я есть праздник, я любим». Это сладость свободы и новой любви, «обретенный рай». Подобные роды часто являются сильнейшим мистическим духовным переживанием для самой матери, что нередко меняет ее мировосприятие в будущем.
Главная
Расписание тренингов Холотропного дыхания
Стоимость услуг
О студии «Век»
О Школе Осознанного Похудения
Услуги по диетологии
Записаться на консультацию:
- психолога, гештальт — терапевта
- семейного психолога
- сексолога
- диетолога
Об образовании
Наши специалисты
Отзывы
© 2022 vekkv Контент на сайте является собственностью, в случае использования контента на других площадках, указывайте ссылку первоисточника vekkv.ru
Перинатальная матрица | Книги
Перинатальная матрица
Приливы разделения и воссоединения повторяются на всех уровнях, индивидуальном и коллективном, и во многих измерениях жизни, возвращая нас снова и снова к целостности, не по кругу, а по спирали, каждый воссоединение на более высоком уровне мудрости, сознания, сложности и интеграции. В последнем разделе описан мифологический шаблон этого процесса, но, возможно, наиболее интуитивной моделью динамики разделения и воссоединения является процесс рождения. Точно так же, как мы рождаемся физически как личности, мы также рождаемся вместе с нашей Матерью-Землей и духовно в новой концепции того, кто мы есть.
Станислов Гроф разработал мощную и подробную модель психодинамики рождения, которую он делит на четыре «перинатальные» стадии: маточное блаженство, заключение, борьба и выход на свет.[3] Поскольку рождение является архетипом процесса разделения и индивидуации, полезно метафорически применить модель Грофа к нашему нынешнему состоянию.
Первая стадия родового процесса охватывает месяцы до того, как плод начал выталкиваться за пределы матки. Она живет в теплой, ритмичной, качающейся среде, где ее потребности удовлетворяются автоматически и без усилий. Все, что она делает, это существует и растет, физически и умственно. Психологическое состояние, соответствующее первой ступени, — это состояние полной безопасности, самоуспокоенности и ощущения безграничности. Мир предлагает бесконечное пространство для роста.
В мифическом царстве Первый этап представлен Эдемским садом, где без усилий удовлетворяются все потребности, и Золотым веком древних легенд, когда люди еще жили на лоне Природы и не знали борьбы и раздора. «Сама земля, без принуждения, нетронутая ни мотыгой, ни оралом, сама давала все необходимое».[4] С точки зрения человечества и земли, первая стадия была стадией охотников-собирателей. Хотя в жизни время от времени случаются трагедии и боль (точно так же, как плод иногда подвержен волнениям в утробе матери), в целом окружающая среда была щедрой и заботливой. Нас было мало, а мир велик. Мы еще не начали проверять пределы окружающей среды или рассматривать мир как ограниченный. Это отношение, что есть неограниченное пространство для роста, можно найти в библейском наставлении: «Плодитесь и размножайтесь». По привычке и по инерции это отношение до сих пор с нами, хотя оно и ведет нас к катастрофе.
Как естественное следствие роста, матка со временем становится замкнутой. Плод теряет свободу движений, когда некогда благостная вселенная поворачивается против нее. Поскольку шейка матки все еще закрыта, буквально нет выхода из этого все более неприятного положения. Когда начинаются схватки, на плод со всех сторон давит всестороннее, всеохватывающее давление. Таким образом, вторая стадия соответствует психологическим состояниям отчаяния, депрессии и безнадежности.
На втором этапе Эдем матки превратился в ад. Точно так же, как для плода нет выхода, Ад — это место без надежды на искупление. Основное состояние Вселенной — это безнадежное страдание. На языке мистиков это состояние известно как Темная Ночь Души, чувство полного покинутости Богом. Духовность кажется жестокой шуткой, вера — заблуждением. Это картонный мир. Его бессмысленность прозрачна. Экзистенциализм тесно связан со второй стадией процесса рождения, на которой выхода буквально нет. Мы всего лишь машины, сделанные из мяса, и ничто не имеет значения и никогда не могло бы иметь значения.
Вот уже несколько тысячелетий человеческая раса погружена во все более углубляющиеся страдания Второго Уровня. Один за другим мы сталкиваемся с физическими и социальными ограничениями роста. Мы больше не можем продолжать расти, как в течение последних десяти тысяч лет; мы больше не можем продолжать экспроприировать все больше и больше окружающей среды. Наши усилия по решению проблем только порождают новые проблемы, потому что они основаны на расширении нашего контроля над окружающей средой, привнося все больше и больше ее в человеческую сферу. Они представляют собой попытку дальнейшего роста в одной и той же утробе. Любое решение, сводящееся к следующему: «Давайте подчиним человечество большей части Вселенной», неизбежно усугубит наше состояние, приблизив нас к пределам того, что может дать окружающая среда. Мы не можем использовать инструменты хозяина, чтобы разобрать дом хозяина. В конце второй стадии направление трансформации уже не может быть продолжением роста в утробе матери, а должно стать скорее путешествием в новый мир.
Прошлое столетие, охватившее две мировые войны, геноцид за геноцидом и ускоряющуюся деградацию живой планеты, наконец, сделало совершенно прозрачной иллюзию того, что контроль над природой — и его апофеоз в Машине — когда-либо сможет выполнить свое утопическое обещание. Он обнажил несостоятельность наших решений и, следовательно, нашу беспомощность в улучшении того, что мы, не видя альтернативы, называли «человеческими условиями». Мы застряли, в ловушке. Машины, поработившие нас, наши слуги; матка стала ядовитой. И мы думали, что это просто природа вещей, настолько мы были неспособны представить себе альтернативную технологию или вид роста, который не был бы более принимая . Тем временем наша научная идеология усугубляла эти чувства безнадежности, бессмысленности и покинутости, помещая нас в механистическую, бездуховную вселенную безличных сил и родовых масс. Мы остались одни в мертвой, безжалостной вселенной, обреченные природой и человеческой природой на бессмысленную борьбу за выживание в мире, который стал еще более ужасным благодаря нашим усилиям.
Несмотря на то, что мы могли бы продолжать сражаться, некогда щедрая мировая матка больше не может поддерживать рост зародыша человечества. Попытка выжать еще несколько лет из того, что осталось от ресурсов Матери — природного, социального, культурного и духовного капитала — только еще больше отравит чрево. Тем не менее, истощение этих ресурсов для роста не меняет встроенного в нашу зародышевую цивилизацию императива расти. Отсюда неизбежность его гибели или его трансформации.
Это очень просто. плод растет; матка конечна. Ограничения роста вызывают кризис рождения. Какой бы невыносимой она ни была, вторая стадия является необходимой частью любого процесса рождения. Если бы статус-кво не стал невыносимым, не было бы ничего, что могло бы побудить к изменению — рождению в новом состоянии бытия — и мы бы в непонимании отвернулись от света, когда он, наконец, явился. Это то, что происходит на Третьей Стадии — наконец виден проблеск выхода. Этот выход — не какое-то технологическое решение, делающее матку обитаемой на какое-то время дольше, и уж тем более не технотопическая фантазия, в которой матка волшебным образом становится бесконечно большой. Это был бы рецепт стагнации и мертворождения. На третьей стадии обнаруживается, что огромное давление на плод имеет цель, направление, поскольку шейка матки открывается, и свет сияет, обещая новый мир.
Физические страдания плода сейчас даже сильнее, чем на второй стадии. Она подвергается колоссальному давлению, которое медленно продвигает ее по родовым путям, борьба не на жизнь, а на смерть занимает все ее существо. На данный момент нет возврата к чреву знакомого, ибо это чрево теперь превратилось в ад, и, кроме того, давление рождения слишком велико, чтобы сопротивляться. Хотя физически состояние Третьей ступени более тяжелое, психологически его легче переносить, поскольку свет впереди дает надежду и направление. Для человеческого вида это представляет наше растущее знание того, что возможен другой образ жизни. Мы уже видим проблеск этого, свет в конце туннеля — новые виды технологий, денег, медицины, образования и т. д., которые я описал.
В этот момент может показаться, что мы сопротивляемся процессу рождения, пытаемся забраться обратно в матку, поддерживая иллюзию бесконечного линейного роста, даже когда она нас давит. Это не является чем-то необычным для динамики третьего уровня. Скажем, мы приступаем к новой работе или новым отношениям, растем в них, а затем, в конце концов, натыкаемся на их ограничения. Работа или отношения становятся все более невыносимыми, но мы терпим это, не видя альтернативы и с трудом веря в то, что доброе чрево достигло предела. Затем открывается новая возможность, новая карьера, новые или измененные отношения, но мы можем уклоняться от этого в страхе, предпочитая лоно знакомого, даже когда оно становится все более невыносимым. Мы вползаем обратно, но следующая схватка еще сильнее. Некоторые люди ходят туда-сюда, пока их статус-кво не станет поистине невыносимым. Ранние схватки самые легкие. Первым может быть проблеск возможности. В конце концов чрево старой ситуации становится сущим адом, и вернуться назад невозможно. Силы, находящиеся вне нашего сознательного контроля, берут верх, и мы рождаемся в новом мире.
Все вместе мы, люди, пережили только начало родовых мук, которые протолкнут нас в новый мир, который мы увидели мельком. Мы все еще способны сопротивляться, все еще способны обманывать себя, думая, что мы можем экспроприировать у природы бесконечно, что природа обладает бесконечными богатствами, которые мы можем взять, и бесконечными возможностями для нашего расточительства. Эта иллюзия быстро распадается, и этот распад резко ускорится в течение нашей жизни. Кризисы, быстро приближающиеся к нашему виду, — это не что иное, как маточные сокращения, которые подтолкнут нас к новому способу бытия.
Мы, люди, переходим со второго уровня на третий уже почти столетие. В некоторых областях этот переход более продвинут, чем в других. Например, несмотря на то, что мы разрушаем окружающую среду все ускоряющимися темпами, мы больше не игнорируем ее и не считаем безоговорочно частью неизбежного порядка вещей. На общем уровне мы знаем, в чем проблема, и знаем, что мы должны с ней делать. Реальная реализация этого знания является архетипической борьбой третьего уровня. Такие решения, как полный учет затрат, безотходное производство, общие валюты, возобновляемые источники энергии, холистическая медицина и т. д., известны — многие силы находятся в отрицании, но общие решения нам известны. Для многих, борющихся за эти причины, ситуация выглядит безнадежной. Что подтолкнет нас к практической реализации этих необходимых решений? Мать-Природа и Мать-Культура сейчас переживают страшные родовые схватки. Сокращения принимают форму стихийных бедствий, экономических кризисов, голода, эпидемий, а вскоре и экологических катастроф. Вполне вероятно, что мы будем продолжать попытки вернуться в лоно неограниченного роста до тех пор, пока наши пределы не станут совершенно очевидными; действительно может потребоваться массовый экологический коллапс, прежде чем мы изменимся сами.
На мифологическом уровне Третий этап соответствует религиозным архетипам Армагеддона, финальной битвы между Добром и Злом, или Рагнарока, битвы между богами и великанами в скандинавской мифологии. В Рагнарёк все достойные воины, павшие в бою, сражаются на стороне богов. Этот миф относится к общей борьбе, которую мы все переживаем. Это означает, что наши личные сражения имеют вселенское значение. Коллективная трансформация нашего вида может быть только суммой миллиардов индивидуальных трансформаций, каждая из которых вызвана пересечением общих кризисов с нашей индивидуальной жизнью. Мы больше не сможем от них прятаться, они больше не будут чем-то, что происходит где-то еще, с кем-то другим. В той или иной форме они коснутся каждого из нас лично. Поскольку мы не отдельные личности, а существуем во взаимоотношениях с остальным человечеством и остальной природой, невозможно наслаждаться прочным здоровьем среди больного общества и отравленной планеты. Это невозможно; это противоречие в терминах.
На четвертой стадии рождения младенец рождается в новом невообразимом мире, где он становится анатомически отличной личностью. В любом процессе рождения рождающееся существо не может представить себе, что находится за пределами тела матери. Что касается человечества, то новое общество, в котором мы рождаемся, вероятно, невообразимо. Я подозреваю, что мои неуверенные попытки описать Эпоху Воссоединения крайне далеки от ее истинного великолепия. Какую бы форму ни приняло коллективное человечество и индивидуальная жизнь, несомненно одно: это не будет окончательным триумфом или господством над природой. Мы будем не более независимыми от природы, чем младенец, переросший пуповину, независим от своей матери.
Рождение — это путешествие, которое начинается с блаженного единства, проходит через все более невыносимое заключение, достигает кульминации в героической борьбе и заканчивается возвращением к одному, но на новом уровне бытия. В человеческом рождении это грудь, воссоединение с матерью новым, более индивидуализированным образом. Когда-то мы были окружены природой, без возможности даже иллюзорного разделения. В Эпоху Воссоединения, которая последует за нынешним рождением, мы будем смотреть на лицо Матери-Природы обожающими глазами младенца.
Археологи и историки любят использовать инфантильные метафоры для описания доисторического или древнего общества: «Колыбель цивилизации». Возможно, эти метафоры вводят в заблуждение. Даже сейчас человечество еще не находится в зачаточном состоянии. Нас ждет невероятное путешествие.
Мы, люди, и даже сама планета, переживаем рождение — до какого состояния мы можем только догадываться. Мы прошли долгий период вынашивания охотников-собирателей, мы выросли против ограничений окружающей среды, пока не перестали расти, и теперь начинается труд, который, вероятно, напрягнет наши способности до предела. Некоторые защитники окружающей среды, особенно обладающие самыми обширными знаниями, в отчаянии оттого, что уже слишком поздно спасать нашу планету — уже запущенные необратимые процессы гарантируют нашу гибель. Но, возможно, именно эти условия потребуются для того, чтобы направить давно накапливавшиеся возможности науки и техники к их истинной цели: восстановлению и поддержке природных моделей и созданию новых форм красоты. Возможно, надвигающаяся катастрофа потребует, чтобы каждая грань научных и технологических достижений нашей цивилизации была направлена на исцеление планеты, воодушевление человечества и объединение нас способом, подобным, но гораздо более мощным, чем космическая гонка 19-го века.Войны 60-х и прошлого века против рака, бедности, наркотиков и друг друга никогда не вели. Возможно, не что иное, как тотальная борьба, обеспечит выживание нашего вида; возможно, только в такой борьбе мы можем подняться до нашего потенциала и нашей цели. Исцеляя разрушение природы, добра, красоты и жизни, мы превзойдем то, кем мы были, и родимся кем-то другим.
[3] Гроф, Станислов, Царства бессознательного , Викинг, `1975. Перепечатано Condor Books, 1995.
[4] Ovid, Метаморфоз 1,89
Гроф Перинатальные Матрицы — Предки и архетипы, Iona Miller, 2017
Основная перинатальная матрица I,
Basic Perinatal Matrix II,
66. Перинатальная матрица IV.
Эти матрицы примерно соответствуют различным стадиям развития ребенка в матке и его рождению через родовые пути. Первая базовая перинатальная матрица соответствует периоду от момента зачатия до первых внутриутробных сокращений. Вторая Базовая Перинатальная Матрица длится во время внутриутробных схваток до входа в родовые пути. Третья Базовая Перинатальная Матрица завершается в момент прохождения плода по родовым путям. Наконец, четвертая Базовая Перинатальная Матрица представлена с самого начала рождения как самостоятельное тело.
Основные перинатальные матрицы Грофа , изложенные его собственными словами
БПМ I:
Биологической основой этой матрицы является опыт изначального симбиотического единства плода с [матерью]. .. Архетипические образы из коллективного бессознательного, которые могут быть выборочно достигнуты в этом состоянии, включают небеса или рай разных культур мира. Опыт первой матрицы также включает в себя элементы космического единства или мистического союза.
БПМ II:
Этот эмпирический паттерн связан с самим началом биологических родов… первоначальное равновесие внутриутробного существования нарушено… Очень характерным для этой стадии является переживание трехмерного спираль, воронка или водоворот, безжалостно затягивающие субъекта к своему центру… Соответствующая мифологическая тема кажется началом пути героя… Мучительные чувства метафизического одиночества, беспомощности, неполноценности, экзистенциального отчаяния и вины являются стандартными составляющими этой матрицы.
БПМ III:
Многие важные аспекты этой сложной эмпирической матрицы можно понять из ее связи со второй клинической стадией биологических родов… степень аноксии и удушья… [Темы БПМ-III включают] титаническую борьбу, садомазохистские переживания, сильное сексуальное возбуждение, демонические эпизоды, каталогическую вовлеченность и встречу с огнем. Все это происходит в контексте решительной борьбы смерть-возрождение… Родственными архетипическими темами являются образы Страшного суда, необычайные подвиги супергероев и мифологические сражения космических масштабов с участием демонов и ангелов или богов и титанов… .[Переживания БПМ-III] сочетают секс со смертью, опасностью, биологическим материалом, агрессией, импульсами к саморазрушению, физической болью и духовностью.
БПМ IV:
Эта перинатальная матрица значимо связана с третьей клинической стадией родов, фактическим рождением ребенка. На этой заключительной стадии мучительный процесс родовой борьбы подходит к концу… Символическим аналогом этой заключительной стадии родов является опыт смерти-возрождения… Переход от БПМ-3 к БПМ-IV включает в себя ощущение уничтожения на всех вообразимых уровнях — физического разрушения, эмоционального краха, интеллектуального поражения, окончательного морального падения и абсолютного проклятия трансцендентных масштабов. Этот опыт «смерти эго», по-видимому, влечет за собой мгновенное безжалостное разрушение всех предыдущих ориентиров в жизни человека. человек …. [после чего] Субъект испытывает глубокое чувство духовного освобождения, искупления и спасения.
Текст, который следует ниже, взят из этой новой книги эссе Грофа и искусства Гигера, представленной здесь в сокращенной форме, чтобы посетитель этого сайта мог понять глубокие преобразующие идеи, доступные благодаря этому чрезвычайно уникальному изданию психологической литературы и сюрреалистическое искусство:
Первая базовая перинатальная матрица:
БПМ I (Первичный союз с Матерью)
Первая перинатальная матрица (БПМ I) связана с внутриутробным существованием до начала родов. Эмпирический мир этого периода можно назвать «амниотической вселенной». Плод в утробе не осознает границ и не различает внутреннее и внешнее. Это отражается в характере переживаний, связанных с повторным переживанием воспоминаний о дородовом состоянии.
Во время эпизодов безмятежного эмбрионального существования мы обычно переживаем обширные области без границ или пределов. Мы можем отождествлять себя с галактиками, межзвездным пространством или всем космосом. Родственный опыт — это плавание в море, отождествление с различными водными животными, такими как рыба, медуза, дельфин или кит, или даже превращение в океан. Это, по-видимому, отражает тот факт, что плод, по сути, является водным существом. Я называю это переживание океаническим или аполлоническим экстазом. Положительные внутриутробные переживания также могут быть связаны с архетипическими представлениями о Матери-природе — безопасной, красивой и безусловно питающей, как хорошая матка. Мы можем представить себе фруктовые сады, поля спелой кукурузы, сельскохозяйственные террасы в Андах или нетронутые острова Полинезии. Мифологические образы коллективного бессознательного, часто возникающие в этом контексте, изображают различные небесные сферы и райские уголки так, как они описаны в мифологиях разных культур.
Когда мы вновь переживаем эпизоды внутриутробных нарушений, воспоминания о «плохой матке», у нас возникает ощущение темной и зловещей угрозы и часто кажется, что нас отравляют. Мы можем увидеть изображения, на которых изображены загрязненные воды и токсичные свалки. Это отражает тот факт, что многие пренатальные нарушения обусловлены токсическими изменениями в организме беременной матери. Последовательности такого рода могут быть связаны с архетипическими видениями пугающих демонических сущностей или с ощущением коварного всепроникающего зла. Опыты враждебной утробы включают в себя злобных животных и свирепых демонических сущностей. Те люди, которые переживают эпизоды более насильственного вмешательства в пренатальное существование, такие как неизбежный выкидыш или попытка аборта, обычно испытывают некую форму всеобщей угрозы или кровавые апокалиптические видения конца света. Это снова отражает тесную взаимосвязь между событиями нашей биологической истории и юнгианскими архетипами.
Вторая перинатальная матрица:
БПМ II (Космическое поглощение и отсутствие выхода или ада)
Переживая заново начало биологического рождения, мы обычно чувствуем, что нас засасывает в гигантский водоворот или поглощает какое-то мифическое существо. Мы также можем почувствовать, что весь мир или космос поглощается. Это может быть связано с изображениями пожирающих или опутывающих архетипических монстров, таких как левиафаны, драконы, киты, гадюки, гигантские змеи, тарантулы или осьминоги. Ощущение непреодолимой жизненной угрозы может привести к сильному беспокойству и общему недоверию, граничащему с паранойей. Другой эмпирической разновидностью начала второй матрицы является тема нисхождения в глубины преисподней, в царство смерти или в ад. Как красноречиво описал Джозеф Кэмпбелл, это универсальный мотив в мифологиях путешествия героя (Campbell 1968).
В полностью развившейся первой стадии биологических родов сокращения матки периодически сжимают плод, а шейка матки еще не раскрыта. Субъекты, вновь переживающие эту часть рождения, чувствуют себя захваченными чудовищным клаустрофобным кошмаром; они испытывают мучительную эмоциональную и физическую боль, чувство полной беспомощности и безнадежности. Чувства одиночества, вины, абсурдности жизни и экзистенциального отчаяния могут достигать метафизических масштабов. Человек, оказавшийся в таком затруднительном положении, часто убеждается в том, что эта ситуация никогда не закончится и выхода из нее совершенно нет. Эмпирическая триада, характерная для этого состояния, — это ощущение смерти, безумия и никогда не вернувшегося.
Повторное переживание этой стадии рождения обычно сопровождается эпизодами, в которых люди, животные и даже мифологические существа оказываются в мучительном и безнадежном положении, похожем на положение плода, пойманного в тиски родовых путей. Это может быть средневековая темница, пыточная камера инквизиции, удушающая и сокрушительная механическая штуковина, концлагерь или сумасшедший дом. Наши страдания могут принимать форму боли животных, попавших в ловушку, или даже достигать архетипических размеров. Мы можем ощущать невыносимые муки грешников в аду, агонию Иисуса на кресте или мучительные муки Сизифа, катящего свой валун на гору в глубочайшей яме Аида. Другие образы, которые появлялись на сеансах, где преобладала эта матрица, включают греческие архетипические символы бесконечных страданий, Тантала и Прометея, а также другие фигуры, представляющие вечное проклятие, такие как Странствующий Иудей Артаксеркс или Летучий Голландец.
Находясь под влиянием этой матрицы, мы избирательно ослеплены и не видим ничего положительного в своей жизни и в человеческом существовании в целом. Связь с божественным измерением кажется безвозвратно разорванной и потерянной. Сквозь призму этой матрицы жизнь кажется бессмысленным Театром абсурда, фарсом с картонными персонажами и безмозглыми роботами или жестоким цирковым представлением. При таком состоянии ума экзистенциальная философия кажется единственным адекватным и релевантным описанием существования. В этом отношении интересно, что на работу Жана-Поля Сартра глубокое влияние оказала плохо организованная и неразрешенная мескалиновая сессия, в которой доминировала БПМ-II (Riedlinger 19).82). Озабоченность Сэмюэля Беккета смертью и рождением, а также его поиски Матери также обнаруживают сильное перинатальное влияние. Углубление в этот опыт кажется вечным проклятием. И все же это сокрушительное переживание тьмы и бездонного отчаяния известно в духовной литературе как Темная ночь души. Это важный этап духовного раскрытия, который может иметь огромный очищающий и освобождающий эффект.
Третья перинатальная матрица:
БПМ III (борьба смерти и возрождения)
Многие аспекты этого богатого и красочного опыта могут быть поняты из его связи со второй клинической стадией биологических родов, продвижением по родовым путям после раскрытия шейки матки и опускания головки в таз. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но шейка матки теперь расширена и позволяет постепенно продвигать плод по родовым путям. Это включает в себя сокрушительное механическое давление, боли и часто высокую степень аноксии и удушья. Естественным спутником этой чрезвычайно неудобной и опасной для жизни ситуации является сильное беспокойство.
Помимо прерывания кровообращения, вызванного сокращениями матки, и последующего сдавления маточных артерий, кровоснабжение плода может быть нарушено различными осложнениями. Пуповина может быть зажата между головкой и тазовым отверстием или обвита вокруг шеи. Плацента может отделиться во время родов или даже препятствовать выходу (предлежание плаценты). В некоторых случаях плод может вдыхать различные формы биологического материала, с которым он сталкивается на последних стадиях этого процесса, что еще больше усиливает чувство удушья. Проблемы на этом этапе могут быть настолько серьезными, что требуют инструментального вмешательства, такого как использование щипцов или даже экстренного кесарева сечения.
БПМ-III — чрезвычайно богатый и сложный эмпирический паттерн. Помимо фактического реалистического повторного переживания различных аспектов борьбы в родовых путях, он включает в себя широкий спектр образов, взятых из истории, природы и архетипических сфер. Важнейшие из них — атмосфера титанической борьбы, агрессивные и садомазохистские сцены, переживания девиантной сексуальности, демонические эпизоды, копрологическая вовлеченность, встреча с огнем. Большинство из этих аспектов БПМ-III могут быть осмысленно связаны с определенными анатомическими, физиологическими и биохимическими характеристиками соответствующей стадии рождения.
Титанический аспект БПМ-3 вполне понятен, если принять во внимание чудовищность сил, действующих на последней стадии родов. Когда мы сталкиваемся с этой гранью третьей матрицы, мы ощущаем потоки энергии подавляющей интенсивности, пронзающие тело и накапливающиеся до взрывных разрядов. В этот момент мы можем отождествить себя с бушующими элементами природы, такими как вулканы, электрические бури, землетрясения, приливные волны или торнадо. Опыт также может показать мир технологий, связанных с огромными энергиями — танки, ракеты, космические корабли, лазеры, электростанции или даже термоядерные реакторы и атомные бомбы. Титанические переживания БПМ-III могут достигать архетипических размеров и изображать битвы гигантских масштабов, такие как космическая битва между силами Света и Тьмы, ангелами и дьяволами или богами и титанами.
Агрессивные и садомазохистские аспекты этой матрицы отражают биологическую ярость организма, выживанию которого угрожает удушье, а также интроецированный разрушительный натиск маточных сокращений. Столкнувшись с этим аспектом БПМ-3, мы можем столкнуться с жестокостью поразительных масштабов, проявляющейся в сценах насильственных убийств и самоубийств, членовредительства и членовредительства, различных массовых убийств, кровавых войн и революций. Они часто принимают форму пыток, казней, ритуальных жертвоприношений и самопожертвований, кровавых поединков между мужчинами и садомазохистских практик.
Четвертая перинатальная матрица:
БПМ IV (Опыт смерти-возрождения)
Эта матрица связана с третьей клинической стадией родов, с окончательным изгнанием из родовых путей и отсечением пуповины. Переживая эту матрицу, мы завершаем предшествующий сложный процесс продвижения по родовым путям, достигаем взрывного освобождения и выходим на свет. Это часто может сопровождаться конкретными и реалистическими воспоминаниями о различных специфических аспектах этой стадии рождения. Они могут включать в себя опыт анестезии, давление щипцов и ощущения, связанные с различными акушерскими маневрами или послеродовыми вмешательствами.
Повторное переживание биологического рождения переживается не только как простое механическое воспроизведение первоначального биологического события, но и как психодуховная смерть и возрождение. Чтобы понять это, нужно осознать, что то, что происходит в этом процессе, включает в себя некоторые важные дополнительные элементы. Поскольку плод полностью замкнут во время процесса рождения и не имеет возможности выражать крайние эмоции и реагировать на интенсивные физические ощущения, воспоминания об этом событии остаются психологически непереваренными и неассимилированными.
Наше самоопределение и наше отношение к миру в нашей постнатальной жизни сильно загрязнены этим постоянным напоминанием об уязвимости, неадекватности и слабости, которые мы испытали при рождении. В каком-то смысле мы родились анатомически, но не догнали этот факт эмоционально. «Умирание» и агония в борьбе за возрождение отражают реальную боль и жизненную угрозу процесса биологического рождения. Однако смерть эго, предшествующая перерождению, — это смерть наших старых представлений о том, кто мы есть и на что похож мир, которые были выкованы травматическим отпечатком рождения и поддерживаются памятью об этой ситуации, которая остается живой в нашем бессознательном. .
Поскольку мы очищаем эти старые программы, позволяя им проявиться в сознании, они теряют свой эмоциональный заряд и в некотором смысле умирают. Но мы так привыкли к ним и отождествились с ними, что приближение момента смерти эго ощущается как конец нашего существования или даже конец мира. Каким бы пугающим ни был этот процесс, на самом деле он очень исцеляет и преображает. Однако, как это ни парадоксально, хотя от опыта радикального освобождения нас отделяет лишь небольшой шаг, у нас есть ощущение всепроникающей тревоги и надвигающейся катастрофы огромных масштабов. Что на самом деле умирает в этом процессе, так это ложное эго, которое до этого момента нашей жизни мы ошибочно принимали за наше истинное я. Пока мы теряем все известные нам ориентиры, мы понятия не имеем, что находится по ту сторону и есть ли там вообще что-нибудь. Этот страх имеет тенденцию создавать огромное сопротивление продолжению и завершению опыта. В результате без надлежащего руководства многие люди могут психологически застрять на этой проблемной территории.
Опытное завершение повторного переживания рождения принимает форму психодуховной смерти и возрождения, рождения нового «я». Когда мы преодолеваем метафизический страх, возникающий в этот важный момент, и решаем позволить вещам происходить, мы переживаем полное уничтожение на всех вообразимых уровнях — физическое разрушение, эмоциональную катастрофу, интеллектуальное и философское поражение, окончательное моральное падение и даже духовное проклятие. Во время этого опыта все ориентиры – все важное и значимое в нашей жизни – как бы безжалостно разрушаются. Сразу же после опыта полного уничтожения — удара о «космическое дно» — нас переполняют видения белого или золотого света сверхъестественного сияния и изысканной красоты, которые кажутся сверхъестественными и божественными.
Пережив то, что казалось переживанием полного уничтожения и апокалиптического конца всего, всего через несколько секунд мы благословлены фантастическими проявлениями великолепных радужных спектров, рисунков павлинов, небесных сцен и видений архетипических существ, залитых божественным светом. Часто это время мощной встречи с архетипической Великой Богиней-Матерью либо в ее универсальной форме, либо в одной из ее культурно-специфических форм.