13 вопросов о продлёнке: цена, продолжительность, льготы, питание, сон и не только
С этого года продленку решили привести к общему знаменателю во всех школах страны — теперь она подразумевает структурированную и упорядоченную деятельность детей после уроков. Вместе с Департаментом образования и науки города Москвы отвечаем на главные вопросы, связанные с работой групп продленного дня в столице.
Сколько длится продленка?
При попытке записать ребенка на mos.ru в группу продленного дня (ГПД, группа развития и социализации и т. д.) родители нередко обнаруживают, что продленка может длиться от 1 до 6 часов. Причем в какой-то школе может быть сразу три группы с разной продолжительностью работы (условно, 1 час, 3 часа, 6 часов), а в других предлагается только один вариант. В Департаменте образования и науки Москвы объясняют, что «единых стандартов продолжительности работы ГПД нет, но чаще всего организуют группы как раз на 1 час, 3 часа или 6 часов. Время начала и окончания продленки устанавливает образовательная организация с учетом мнения родителей».
На деле же продленка обычно начинается в 14:00–15:30 (реже — в 13:00) и заканчивается в 18:00–19:00.
Сколько стоит продленка?
Цены сильно различаются от школы к школе. Примерный разброс цен — от 2000 до 7000 в месяц. Как объясняют в Департаменте образования Москвы, «школа самостоятельно принимает решение об открытии групп продленного дня. Если школа открывает продленку, то она в соответствии с законодательством имеет право взимать плату за присмотр и уход за детьми, при этом размер платы согласовывается с управляющим советом, куда входят и родители школьников».
В стоимость продленки, помимо затрат на заработную плату учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, заложены и расходы, «которые несет учреждение в связи с оказанием данной услуги». В этот пункт можно включить и уборку помещений, и коммунальные платежи, и расходы на материалы — карандаши, бумагу, пластилин, краски, мыло и т. д.
Все решения насчет льготных условий для многодетных и малоимущих семей и детей с особенностями развития принимаются также управляющим советом. И даже если в прошлом году такие льготы были, то в этом их могут пересмотреть и, положим, сократить с 50% до 30%. А заодно установить квоту на количество льготных мест в группе.
Сколько детей может быть на продленке?
Количество детей в группе продленного дня определяется исходя из санитарных требований и условий помещения, в котором занимаются дети. При этом, как отмечают в Департаменте образования, «группа продленного дня может быть скомплектована из обучающихся разных классов начальной, основной и средней школы».
Если предположить, что класс, отведенный под проведение группы продленного дня, имеет площадь 30 квадратных метров, то в нем, даже если не учитывать площадь, занятую мебелью, может одновременно находиться максимум 12 человек (согласно СанПиН, на одного обучающегося должно приходиться на менее 2,5 кв. м, а в новых зданиях — не менее 3,6 кв. м площади).
Кто ведет продленку?
От личности педагога, который ведет группу продленного дня, зависит, конечно, очень многое: как минимум это второй по значимости человек для учеников начальной школы после классного руководителя. И одно дело, когда ГПД ведет педагог дополнительного образования, бывший учитель начальных классов или студент педагогического вуза, для которого эта работа является адаптацией к школе и который вкладывается в нее полностью, и совсем другое, когда продленку по очереди ведут учителя началки, для которых это дополнительная нагрузка во вторую смену.
Но, как сообщают в департаменте, образовательные организации вправе самостоятельно определять, кто будет вести группу продленного дня: это может быть как учитель, так и другой педагогический работник. Иными словами, продленку может вести учитель музыки или рисования, педагог-психолог или педагог дополнительного образования. Теоретически в решении этого вопроса может принимать участие и управляющий совет.
Можно ли приносить на продленку еду?
Для детей, которые остаются на продленку, всегда можно заказать в столовой обед или полдник. Как вариант, школьник может перекусить в буфете, воспользовавшись карточкой «Москвенок» (ассортимент включает холодные и горячие напитки, овощные и фруктовые салаты, сэндвичи, выпечку). Причем у родителей есть возможность не просто ознакомиться с тем, что предлагают в школьной столовой и буфете (москвичи могут увидеть эти данные в личном кабинете на mos.ru), а также установить запрет на покупку тех или иных лакомств.
Дети, имеющие медицинские предписания, могут приносить с собой готовую домашнюю еду. При этом в школах должны быть предусмотрены все необходимые условия для таких учеников: отдельная зона в столовой, холодильник для продуктов и ответственный сотрудник, который помогает детям разогреть еду.
Всем остальным приносить в школу домашнюю еду тоже не запрещено, но нужно помнить, что всю ответственность за ее свежесть и качество родители берут на себя. Помогут ли разогреть еду в столовой, зависит от работников раздаточной линии, от классного руководителя или учителя на продленке — здесь уж как договоритесь (как правило, в школе идут навстречу).
Можно ли переодеться в удобную одежду?
Школьная форма мало совместима с прогулкой в школьном дворе. Кроме того, на продленке школьники нередко рисуют, лепят, играют, так что сарафаны, юбки, брюки, рубашки, жилетки могут пасть жертвой всевозможных активностей.
Таким образом, несмотря на то что ребенок все еще находится в стенах школы, учебный день у него закончен, а потому, как утверждают в Департаменте образования, он вправе переодеться в любую удобную для него одежду. Что, конечно, существенно повышает комфорт пребывания ребенка в ГПД.
А поспать после обеда получится?
Тихий час — стандартная история для детского сада. Однако в школе (внимание!) теперь тоже должно быть предусмотрено время и место для сна первоклассников.
Согласно Приложению 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10, для учащихся первых классов в ГПД рекомендуется «выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати».
А для учащихся 2–8-х классов спальни заменяются на закрепленные помещения для организации игровой деятельности и дневного сна «по желанию для ослабленных обучающихся».
Другое дело, что каждая учебная организация исходит из своих возможностей и, если помещения для кроватей нет, оно, скорее всего, и не появится, поскольку наличие спален и игровых носит рекомендательный, а не обязательный характер.
При этом в том же Приложении 6 говорится, что в режиме группы продленного дня «должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся 2–3-х классов». Там же можно прочитать: «…за каждым учеником должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья не реже одного раза в 10 дней». Кто отвечает за стирку постельного белья — не уточняется.
Сколько должна длиться прогулка?
В каждой школе у ГПД свой распорядок дня (его, как правило, публикуют на сайте школы), но в этом расписании обязательно должна присутствовать физическая активность. При благоприятных погодных условиях дети обязательно выходят на прогулку. Рекомендации: не менее часа проводить на улице до обеда после окончания учебных занятий в школе, а также час перед самоподготовкой (если ГПД в целом длится больше часа). Уличное время должно быть отведено под спортивные игры, зарядку и т. д.
Отдельно отмечается, что прогулка в школе носит педагогический характер, и для этого на пришкольной территории должна быть специально оборудованная площадка. В случае, если родителей не устраивает качество прогулки (скажем, ребенок говорит, что дети на улице валяют дурака, пока учителя стоят в сторонке и общаются), всегда можно обратиться к классному руководителю или к администрации школы.
Помогут ли учителя сделать уроки?
В распорядке дня ГПД предусмотрена так называемая самоподготовка — это и есть время на то, чтобы сделать все, что задано на дом. Педагог организует эту работу, отвечает на вопросы — но не проверяет выполненные задания и не помогает решать задачи.
Рекомендованное время для начала «самоподготовки» — три-четыре часа дня, «так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности». Общее время, затраченное на выполнение домашнего задания, не должно превышать (в астрономических часах, включая обязательные перерывы): во 2–3-х классах — 1,5 часа, в 4–5-х классах — 2 часов, в 6–8-х классах — 2,5 часа. Для 1-го класса домашние задания носят рекомендательный характер, а потому и нормы для их подготовки не прописаны.
Чем еще ученики должны заниматься на продленке?
В рекомендациях по организации режима дня учащихся, посещающих ГПД, предполагается, например, участие в «мероприятиях эмоционального характера», то есть посещение кружков, участие в игры, викторинах и самодеятельности. В Департаменте образования отмечают, что педагог в ГПД «следит за дисциплиной обучающихся и соблюдением ими режима дня, организует выполнение домашних заданий, проводит с ребятами культурно-досуговые и оздоровительные мероприятия».
Родители, которые теперь, как предполагается, могут влиять на содержательную часть продленки, всегда могут обратиться со своими замечаниями, предложениями и пожеланиями к администрации школы.
Можно ли пользоваться телефоном?
В начале сентября нам напомнили, что во время уроков школьники не должны пользоваться телефонами. На ГПД это предписание не распространяется: в московском Департаменте образования уверяют, что «если родители не возражают, то ребенок может брать на продленку телефон». Но при этом рекомендуют помнить, что «во время подготовки к урокам ребенок должен быть сосредоточен на обучении и не отвлекаться на гаджеты».
Проводят ли ученика на кружок в другом корпусе?
В рамках ГПД предусмотрен ряд внеурочных занятий, но нередко ребенок, помимо продленки, посещает еще и дополнительные секции или кружки в школе — бассейн, карате, танцы, хор и т. д. Как правило, вся внеурочная деятельность проходит в том же здании, в котором дети учатся, но на деле бывает и так, что занятия у группы проходят в соседнем корпусе через дорогу. В этом случае школьников младшего возраста должен сопровождать педагог, а старшие могут ходить на дополнительные занятия самостоятельно.
И последнее: до какого возраста можно оставлять ребенка в ГПД?
Ограничений по возрасту нет, однако чаще всего группы продленного дня открываются для начальных классов. Если у родителей учеников старших классов тоже есть потребность в ГПД, то по решению школы может быть организована продленка и для них. При этом разница между продленкой для учеников начальной школы и для учеников средней школы будет только в формате активностей. Для началки это рисование, лепка, прописи, для старших классов — занятия по школьной программе.
Фото: Lithiumphoto / Shutterstock / Fotodom
Продленка в школах Белгорода в 2022-2023 учебном году
12 сентября 11:23
Фото: 1MI
Продленка в школах Белгорода: что входит и сколько будет стоить в 2022–2023 году
Продленка в школах Белгорода практически не представлена. В школах вместо ГПД действует система полного дня. Какие изменения ждут систему в новом учебном году? Откроют ли продленки? Кто сможет посещать ее бесплатно? Читайте в нашем материале.
Белгородская область — один из немногих регионов РФ, где практикуется система «школа полного дня». При такой системе дети находятся в школе с 8:00 до 18:00 часов, посещают занятия, а после них остаются в учебном заведении, делают уроки и занимаются в секциях или кружках по интересам. Это касается всех учеников — и начальных классов, и старшеклассников.
В рамках этого времени школьники также могут дополнительно заниматься с педагогами, наверстывать упущенный или непонятый материал, получать консультацию по ОГЭ и ЕГЭ и многое другое. При такой системе ребятам полагается трехразовое питание.
Конечно, школу полного дня необязательно посещать всем, а только тем, кто выразил такое желание. Таким образом, новая система полностью вытеснила необходимость в группах продленного дня (ГПД), так как предоставляет родителям самое главное — присмотр за ребенком, а детям — полноценный и полезный досуг.
Систему полного дня начали внедрять в Белгородской области в 2019 году, заявив, что к 2021-му охват будет уже ощутимым. Опять же в области не стали принуждать к новой системе все школы. Только те, в которых есть все необходимые ресурсы и условия.
Недавно о продленках в регионе заговорили вновь в связи с законом, который подписал президент Владимир Путин — о едином подходе к организации групп продленного дня. В августе на встрече с губернатором Белгородской области Вячеславом Гладковым одна из родительниц задала вопрос, будут ли в регионе открываться продленки, так как школы полного дня многим неудобны, так как детей приходится забирать только вечером, а хотелось бы после обеда.
Глава региона отметил, что система полного дня хорошо зарекомендовала себя за два с лишнем года и хорошо воспринимается населением. Однако пообещал, что обсудит этот вопрос более детально.
«Дал поручение министру образования Белгородской области Андрею Милёхину. Обязательно нужно обсудить предложение с родительским сообществом. До 1 сентября никаких изменений не будет. Дальше — решение за родителями. Сколько людей, столько и мнений. Тогда уже будем принимать окончательное решение», — ответил Вячеслав Гладков.
Продленка в школах Белгорода в 2022–2023 году
Фото: объясняем.рф
Единый подход к организации групп продленного дняЕсли в регионе примут решение об открытии ГПД, то необходимо будет учесть новшество в организации продленок. Это вовлечение ребят в полноценный образовательный процесс, обеспечение полезного досуга, разработка программ для дополнительного развития детей и многое другое.
Соответствующие поправки внесены в закон «Об образовании».
Единый подход к организации групп продленного дня
Фото: 1MI
Как будет организована продленка?Как сообщили в администрации региона, согласно закону «Об образовании», присмотр и уход, которые осуществляются в группе продленного дня, — это не образовательная услуга. Поэтому она не может финансироваться из бюджетных средств. В этой связи учредитель образовательной организации (администрации муниципалитетов или министерство образования для областных школ) устанавливает размер родительской оплаты, которая будет компенсировать услуги по присмотру и уходу
Иными словами, школы по согласованию с Министерством образования могут сами определять стоимость за услугу продленки.
Как будет организована продленка?
Фото: 1MI
Чем будут заняты дети на продленке?В ГПД для детей должна быть создана программа дополнительного образования. Это различные спортивные секции, творческие кружки, студии. Воспитатели могут организовывать экскурсии, походы, посещение театров и музеев и многое другое.
Особое внимание уделяется спорту. Важно устраивать для детей забавные состязания, давать посильную нагрузку растущему организму.
Чем будут заняты дети на продленке?
Фото: 1MI
Сколько будет стоить продленка?Цена за пребывание школьника в группе продленного дня формируется из расчета общего количества часов, которые преподаватель или воспитатель может отработать в неделю. По действующим тарифам в Белгородской области, оплата составляет 501 рубль в месяц за ребенка. Учредители могут устанавливать другие цены, регулируя их в сторону уменьшения либо увеличения.
Также цена за продленку зависит от питания. Если питание в школе дорогое, то и цена, соответственно, будет выше.
Сколько будет стоить продленка?
Фото: объясняем.рф
Кто может бесплатно посещать продленку в школе?Руководство школы также наделено полномочиями по установлению категорий лиц, которым услуга продленки может быть предоставлена бесплатно. Например, речь идет о такой уязвимой социальной категории, как многодетные семьи.
Кроме того, сейчас Минпросвещения выпустило рекомендации, согласно которым дети, прибывшие из ДНР, ЛНР и с Украины, получат данную услугу бесплатно.
Кто может бесплатно посещать продленку в школе?
Фото: 1MI
#Школа#Продлёнка#Школьники#Дети#Начальные классы
Подпишитесь
Дистанционное обучение в Белгородской области продлили до 24 марта
Сегодня, 04:19
Белгородскому губернатору Вячеславу Гладкову запретили въезд в Великобританию
30 ноября 15:09
В Белгородской области не будут отменять пробники ОГЭ
30 ноября 20:28
На улице Белгорода нашли муляж мины «Лепесток»
30 ноября 17:33
За вчерашний день в белгородском селе зафиксировали 26 прилётов
30 ноября 17:04
В Белгородском районе разрабатывают интерактивную карту с отмеченными укрытиями
30 ноября 19:14
Программы продленного дня | dcpsВ 2022–2023 учебном году внешкольные программы, управляемые программой внешкольного обучения (OSTP), будут предлагаться в 55 школах. Школы, не участвующие в программах продленного дня OSTP, могут предлагать учащимся свои собственные программы. Пожалуйста, свяжитесь со школой вашего ученика для получения дополнительной информации.
Описание программы продленного дняЧто предлагают программы продленного дня?Послешкольные программы государственных школ округа Колумбия (DCPS) позволяют учащимся участвовать в академических и внеклассных развивающих мероприятиях и развивать новые хобби и навыки. Преподаватели DCPS, парапрофессионалы и партнерские организации после школы предоставляют учащимся множество уникальных вариантов программирования. Доказано, что участие в высококачественных внешкольных программах улучшает посещаемость школы, успеваемость, количество выпускников и отношение к учебе. Студенты, посещающие два с половиной часа внеклассных программ каждый день, получают эквивалент почти двух месяцев учебного времени. Какие часы занятий после школы?Программа продленного дня начинается в конце учебного дня и заканчивается в 18:15 каждый полный учебный день (если иное не указано вашей школой). Какие классы могут участвовать?Программы OSTP предназначены для учащихся с PK3 по 5 класс в начальных школах и с PK3 по 8 класс в учебных городках. В River Terrace допускаются все сорта. В Hart MS и Jefferson Academy MS программа обслуживает 6-8 классы. Оценки, которые программа OSTP может обслуживать в каждом учебном заведении, могут различаться. Пожалуйста, свяжитесь со своей школой, чтобы определить, какой поставщик услуг будет обслуживать конкретную оценку вашего учащегося. Мы перечислили известных провайдеров в списке 55 школ. Предоставляется ли питание?Ужин/закуска предоставляется всем студентам бесплатно. Как мне зарегистрировать своего ученика?
Напоминаем, что вы должны подать регистрационные формы на 2022-23 учебный год для обычного учебного дня и подождать два рабочих дня, чтобы информация была обновлена в системе до , когда вы зарегистрируетесь в программе продленного дня. Получите дополнительную информацию о зачислении в школу здесь: enrolldcps.dc.gov.
Что делать, если у меня возникли проблемы с зачислением в программу OSTP Afterschool?Обратитесь к школьному регистратору или в программу Out of School Time Programs по телефону [email protected] или (202) 442-5002, чтобы попросить о помощи. Есть ли плата?Для учащихся 22–23 учебных лет взимание доплаты за участие в программе OSTP прекращается, и дети участвуют в ней бесплатно. В некоторых школах другие организации продленного дня, обслуживающие учащихся определенных классов, могут взимать плату. Мы перечислили известных провайдеров в списке 55 школ. Не все поставщики программ продленного дня взимают плату. Как оценивается программа продленного дня?Программа OSTP финансируется в основном за счет гранта Общественного учебного центра 21st Century (21CCLC) Управления государственного инспектора по вопросам образования (OSSE). В отчете об оценке послешкольного обучения SY19-20 21CCLC в конце года представлены цели программы, установленные OSSE и DCPS, и оценивается, были ли эти цели достигнуты в течение 2019-2020 учебного года, который был самым последним годом данных программы послешкольного обучения DCPS OSTP. |